Эмиссионная политика

 

Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента.. Поэтому при рассмотрении вопросов эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников будет введен ряд ограничений.

Во-первых, эмиссионная политика предприятия в рас­сматриваемом варианте будет ограничена вопросами эмиссии толь­ко акций - основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке (вопросы эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг предприятия в этой теме рассматриваться не будут).

Во-вторых, из перечня рассматриваемых вопросов будет исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

В-третьих, мы ограничимся рассмотрением лишь финансовых аспектов эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов (печатания бланков акций, регистрации выпуска, публикации эмиссионного проспекта и т.п.).

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорого­стоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

С позиций финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресур­сов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собст­венных акций.

Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику спроса и предложения акций, динамики цен их котировки, объемов продаж акций новых эмитентов и ряда других показателей. Результатом проведения тако­го анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оцен­ка его потенциала.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций про­водится с позиций потенциала экономического развития отрасли в целом (в сравнении с другими отраслями экономики), а также своегофинансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своего предприятия в сравнении с другими обращающимися акциями.

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегичес­кого развития предприятия и существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятия руководствуются, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

а) инвестиции, связанные с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

б) необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижения за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение размера эф­фекта финансового левериджа и т.п.);

в) намечаемое поглощение других предприятий (участие в приватизации сторонних государственных предприятий так же может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Намечаемый объем эмиссии рассчиты­вается по следующей формуле:

СФРвнеш

Оэ = - Рэ

Кр

где Оэ - намечаемый объем эмиссии; СФРвнеш - потребность в собственных финансовых ресурсах, привлекаемых за счет внешних источников в плановом периоде; Кр - коэффициент размещения эмиссии в плановом периоде (при его определении прогнозируется объем реализации эмитированных акций в пла­новом периоде по отношению ко всему объему их эмиссии); Рз - сумма расходов по выпуску и размещению акций.

Расчетный объем эмиссии округляется в сторону его увеличения.

4. Определение номинала, видов и количества акций. Номи­нал акции определяется с учетом основных категорий предстоящих покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие - на приобретение населением).

В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций. Если такой выпуск признан целесообраз­ным, то устанавливается соотношение простых и привилегирован­ных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с дей­ствующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).

Количество акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть ус­тановлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого капитала. Принципы такой оценки были рассмотрены ранее. Стоимость привлекаемого капитала оценивается по двум параметрам: а) предполагаемому уров­ню дивидендов; б) затратам по выпуску акций и размещению эмиссии.

Стоимость привлекаемого капитала определяется по формуле:

Д + Рэ

Сак = * 100 ,

Оэ

где Сак - стоимость привлекаемого капитала, в %; Д - предполагаемая сумма выплат дивидендов (дивидендно­го фонда); Рэ - сумма расходов по выпуску и размещению акций (для более точных расчетов она может быть пропорциональ­но отнесена на ряд предстоящих лет); Оэ - намечаемый объем эмиссии акций.

Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической рентабельностью используемого капитала и средним уровнем процентных ставок на денежном рынке. Лишь после этого принимается окончательное решение об эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение акций, предприятия прибегают обычно к услугам финансовых посредников, профессионально решающих эти вопросы (андеррайтеров). Такие посредники могут взять на себя обязательства по размещению всей эмиссии акций (путем их полного выкупа и последующей продажи по более высокой цене; путем их продажи на комиссионных началах по цене, установленной предприятием - эмитентом; путем выкупа недоразмещенной предприятием части эмиссии и т.п.). Формы ан­деррайтинга должны быть определены предприятием заранее.

7. Установление цен начальной котировки акций. Так как акции новой эмиссии еще не оценены на вторичном рынке в процессе их обращения, установление цен начальной их котировки осуществляется, как правило, экспертным путем (обычно с участием андеррайтеров). Цена акции должна соотноситься с реальным финансовым состоянием предприятия-эмитента и перспективами его роста, ожидаемой нормой прибыли на капитал (определяющей уровень предстоящих дивидендов) и другими показателями.

8. Регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств. Поток поступления финансовых средств от реализации акций должен быть состыкован во времени с инвестиционным потоком предприятия (это позволяет обеспечить противоинфляцнонную защиту акку­мулируемых финансовых средств). Одним из приемов такого регулирования является соответствующее регулирование объема предложения акций. Другим из таких приемов является регулирование цен предложения.

9. Обеспечение ликвидности акций в процессе обращения. Для избежания резкого падения рыночных цен на акции в период реализации эмитированного их объема обеспечивается система мер по поддержанию их ликвидности на фондовом рынке. В этих целях может быть обеспечена возможность их скупки по устанавливаемым предприятием ценам. На первый взгляд кажется, что такая мера противоречит задачам эмиссии, т.к. предприятие в процессе скупки будет расходовать часть финансовых ресурсов, вместо того, чтобы привлекать их на фондовом рынке. Но такая ситуация обычно явля­ется временной и создает у потенциальных инвесторов чувство уве­ренности в стабильности рыночных цен на акции. Гарантируя скуп­ку своих акций в период временного ухудшения конъюнктуры фон­дового рынка, предприятие обеспечивает благоприятные условия для формирования капитала в предстоящем периоде.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли.

Тема: 8

Управление денежными потоками

ПЛАН

1. Понятие денежного потока и характеристика его видов.

2. Принципы управления денежными потоками.

3. Методы оптимизации денежных потоков предприятия.

4. Разработка плана поступления и расходования денежных средств.

5. Разработка платежного календаря.

 

1. Понятие денежного потока и характеристика его видов

 

Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием "денежный поток".

Денежный поток предприятияпредставляет собойсовокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Концепция денежного потока предприятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной литературе по вопросам финансового менеджмента. Прикладные аспекты этой концепции рассматриваются обычно лишь в составе вопросов управления остатками денежных активов, управления формированием финансовых ресурсов и антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства. Вместе с тем, денежные потоки предприятия во всех их формах и видах, а соответственно и совокупный его денежный поток, несомненно являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента, требующим углубления теоретических основ и расширения практических рекомендаций. Это определяется той ролью, которую управление денежными потоками играет в развитии предприятия и формировании конечных результатов его финансовой деятельности.

Высокая роль эффективного управления денежными потоками предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Денежные потоки обслуживают осуществление хозяйственной деятельности предприятия практически во всех ее аспектах. Образно денежный поток можно представить как систему "финансового кровообращения" хозяйственного организма предприятия. Эффективно организованные денежные потоки предприятия являются важнейшим симптомом его "финансового здоровья", предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.

2. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реа­лизации стратегических целей развития предприятия.

3. Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса предприятия. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции и т.п. В то же время эффективно организованные денежные потоки предприятия, повышая ритмичность осуществления операционного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции.

4. Эффективное управление денежными потоками позволяет сократить потребность предприятия в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых кредитов. Особую актуальность этот аспект управления денежными потоками приобретает для предприятий, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, доступ которых к внешним источникам финансирования довольно ограничен.

5. Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом обеспечения ускорения оборота капитала предприятия. Этому способствует сокращение продолжительности производственного и финансового циклов, достигаемое в процессе результативного управления денежными потоками, а также снижение потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Ускоряя за счет эффективного управления денежными потоками оборот капитала, пред­приятие обеспечивает рост суммы генерируемой во времени прибыли.

6. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает снижение риска неплатежеспособности предприятия. Даже у предприятий, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени. Синхронизация поступления и выплат денежных средств, достигаемая в процессе управления денежными потоками предприятия, позволяет устранить этот фактор возникновения его неплатежеспособности.