Дивидендная политика

Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы дея­тельности (в этом случае меняться будет только терминология - вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад); механизм же распределения прибыли останется таким же. Распределение прибыли в акционер­ном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех-аспектов этого процесса. В принципе же в более широком трактовании под термином "диви­дендная политика" можно понимать принципы и методы опреде­ления доли прибыли, выплачиваемой владельцу капитала в соот­ветствии с его вкладом в общий объем собственного капитала предприятия.

Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия. Она влияет на уровень благо­состояния инвесторов (вкладчиков капитала) в текущем периоде; определяет размеры формирования собственных финансовых ресурсов, а 'соответственно и темпы производственного развития предприятия на основе самофинансирования; оказывает регулирующее воздействие на финансовую устойчивость предприятия; существенным образом влияет на стоимость использу­емого капитала и рыночную стоимость предприятия (акций).

В то же время формирование дивидендной политики представ­ляет собой одну из наиболее сложных задач финансового менедж­мента. Оно призвано отражать требования финансовой стратегии по повышению рыночной стоимости предприятия, инвестиционной политики, политики формирования собственных финансовых ресур­сов и некоторых других аспектов финансовой деятельности. Кроме того, в процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учитывать две прямо противоположные экономические мотивации инвесторов (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их доходов в перспективном периоде.

Показатель, в котором дивидендная политика предприятия получает свое конкретное выражение, называется "коэффициент дивидендных выплат". Он рассчитывается по следующим формулам:

Д Да

Кдв = = ,

ЧП Чпа

где Кдв - коэффициент дивидендных выплат; Д - сумма чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; ЧП - общая сумма чистой прибыли предприятия; Да - сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию; ЧПа - сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

Основной целью распределения прибыли предприятия являет­ся обеспечение необходимой пропорциональности между текущим ее потреблением и накоплением для обеспечения производственного развития. Соответственно целью дивидендной политики является оптимизация пропорций между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций (предприятия) в предстоящем периоде за счет капитализации части прибыли.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика предприятия представляет собой составную часть общей финан­совой стратегии и политики формирования собственных финан­совых ресурсов, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли предприятия с целью обеспечения роста рыночной стоимости акций.

Формирование эффективной дивидендной политики предприятия предполагает:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики предприятия. В процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учесть значительное количество факторов, определяющих ее конечные параметры. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на следующие четыре группы:

а) Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

• стадия жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

• необходимость расширения предприятием своих инвести­ционных программ (в периоды активизации инвестицион­ной деятельности, направленной на обновление и расширен­ное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

• степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

• возможность влияния на интенсивность инвестиционного процесса (отдельные проекты требуют ускоренной реализации в силу объективных причин, не зависящих в полной мере от инвестора; это требует максимальной кон­центрации собственных финансовых ресурсов в отдельные периоды времени).

б) Факторы, характеризующие возможности формирования капитала из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

• достаточность резервов собственных финансовых ресурсов, сформированных в предшествующем периоде;

• стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

• стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

• доступность заемных средств на финансовом рынке;

• сложность привлечения заемных средств в связи с низким уровнем платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

в) Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

• уровень налогообложения дивидендов;

• уровень налогообложения имущества предприятия;

* достигнутый эффект финансового левериджа, обусловлен­ный его дифференциалом;

• фактический размер прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.

г) Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть вы­делены:

• конъюнктурный цикл (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно воз­растает);

• уровень дивидендных выплат предприятиями-конкурен­тами;

• неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

• возможность утраты контроля над управлением (низкий уровень дивидендов может привести к существенному снижению рыночной стоимости акций и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата предприятия конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить предпосылки формирования того или иного типа дивидендной политики предприятия.

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финан­совой стратегией предприятия. Избранная финансовая стратегия и оценка отдельных факторов, определяющих формирование дивиден­дной политики, позволяют обосновать выбор конкретного типа этой политики на ближайший перспективный период.

Формированию типов дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями в этой области являются: 1) теория независимости дивидендов (авторы М.Миллер и Ф.Модильяни), в соответствии с ко­торой избранная дивидендная политика не оказывает никакою влияния на рыночную стоимость акций; 2) теория предпочтитель­ности дивидендов или "синица в руках" (автор М.Гордон), в соот­ветствии с которой максимизация дивидендных выплат пред­почтительней, чем капитализация прибыли; 3) теория сба­лансированности дивидендов или "налоговые предпочтения" (автор Д.Линтнер), в соответствии с которой дивидендная политика должна основываться на критерии минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам.

Практическое использование этих теорий позволило вырабо­тать три подхода к формированию дивидендной политики предприятия - "консервативный", "умеренный" и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).

Таблица 1.