Дивидендная политика
Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология - вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад); механизм же распределения прибыли останется таким же. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех-аспектов этого процесса. В принципе же в более широком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать принципы и методы определения доли прибыли, выплачиваемой владельцу капитала в соответствии с его вкладом в общий объем собственного капитала предприятия.
Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия. Она влияет на уровень благосостояния инвесторов (вкладчиков капитала) в текущем периоде; определяет размеры формирования собственных финансовых ресурсов, а 'соответственно и темпы производственного развития предприятия на основе самофинансирования; оказывает регулирующее воздействие на финансовую устойчивость предприятия; существенным образом влияет на стоимость используемого капитала и рыночную стоимость предприятия (акций).
В то же время формирование дивидендной политики представляет собой одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента. Оно призвано отражать требования финансовой стратегии по повышению рыночной стоимости предприятия, инвестиционной политики, политики формирования собственных финансовых ресурсов и некоторых других аспектов финансовой деятельности. Кроме того, в процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учитывать две прямо противоположные экономические мотивации инвесторов (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их доходов в перспективном периоде.
Показатель, в котором дивидендная политика предприятия получает свое конкретное выражение, называется "коэффициент дивидендных выплат". Он рассчитывается по следующим формулам:
Д Да
Кдв = = ,
ЧП Чпа
где Кдв - коэффициент дивидендных выплат; Д - сумма чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; ЧП - общая сумма чистой прибыли предприятия; Да - сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию; ЧПа - сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
Основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущим ее потреблением и накоплением для обеспечения производственного развития. Соответственно целью дивидендной политики является оптимизация пропорций между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций (предприятия) в предстоящем периоде за счет капитализации части прибыли.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика предприятия представляет собой составную часть общей финансовой стратегии и политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли предприятия с целью обеспечения роста рыночной стоимости акций.
Формирование эффективной дивидендной политики предприятия предполагает:
1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики предприятия. В процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учесть значительное количество факторов, определяющих ее конечные параметры. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на следующие четыре группы:
а) Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:
• стадия жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
• необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на обновление и расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
• степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;
• возможность влияния на интенсивность инвестиционного процесса (отдельные проекты требуют ускоренной реализации в силу объективных причин, не зависящих в полной мере от инвестора; это требует максимальной концентрации собственных финансовых ресурсов в отдельные периоды времени).
б) Факторы, характеризующие возможности формирования капитала из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:
• достаточность резервов собственных финансовых ресурсов, сформированных в предшествующем периоде;
• стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
• стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
• доступность заемных средств на финансовом рынке;
• сложность привлечения заемных средств в связи с низким уровнем платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
в) Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:
• уровень налогообложения дивидендов;
• уровень налогообложения имущества предприятия;
* достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный его дифференциалом;
• фактический размер прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.
г) Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
• конъюнктурный цикл (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
• уровень дивидендных выплат предприятиями-конкурентами;
• неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
• возможность утраты контроля над управлением (низкий уровень дивидендов может привести к существенному снижению рыночной стоимости акций и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата предприятия конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить предпосылки формирования того или иного типа дивидендной политики предприятия.
2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией предприятия. Избранная финансовая стратегия и оценка отдельных факторов, определяющих формирование дивидендной политики, позволяют обосновать выбор конкретного типа этой политики на ближайший перспективный период.
Формированию типов дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями в этой области являются: 1) теория независимости дивидендов (авторы М.Миллер и Ф.Модильяни), в соответствии с которой избранная дивидендная политика не оказывает никакою влияния на рыночную стоимость акций; 2) теория предпочтительности дивидендов или "синица в руках" (автор М.Гордон), в соответствии с которой максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли; 3) теория сбалансированности дивидендов или "налоговые предпочтения" (автор Д.Линтнер), в соответствии с которой дивидендная политика должна основываться на критерии минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам.
Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики предприятия - "консервативный", "умеренный" и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).
Таблица 1.