Более точное определение, таким образом, может звучать так
Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.
Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров, по большому счету, не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты или страховой конторы, так и для заводского цеха или фабрики. Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих центральный вид деятельности (операции) различных организаций.
Основой операционного менеджмента является управление производственными системами. Производственная система(Production System) — это система, использующая операционные ресурсы компании для преобразования вводимого фактора производства ("входа") в избранную ею продукцию или услугу ("выход"). "Вход" может быть представлен сырьем, заказчиком либо готовой продукцией, полученной из другой производственной системы. Как видно на рис. 1.1, операционные ресурсы включают в себя пять основных элементов, которые получили название 5Ps операционного менеджмента(5Ps of operational management) от следующих английских слов: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие изделия (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и управления (Planning and Control Systems). Персонал — это рабочая сила, непосредственно либо косвенно занятая в производстве продукции или услуг. Заводы — это фабрики, производственные и сервисные подразделения компании, на которых изготавливается продукция или предоставляются услуги. Материалы и комплектующие проходят преобразование в производственной системе. Процессы охватывают оборудование и этапы производства продукции и услуг. Системы планирования и управления — это процедуры и информация, используемые менеджерами в процессе эксплуатации производственной системы.
Производственное преобразование может иметь следующий характер.
- Физическое преобразование как результат производственного процесса.
- Изменение места расположения как результат транспортировки.
- Обмен как результат розничной торговой операции.
- Складское хранение как результат складского обслуживания.
- Физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания.
- Информационное преобразование как услуга телекоммуникации.
Несомненно, перечисленные выше преобразования не являются взаимоисключающими. Так, например, супермаркет одновременно позволяет покупателю (1) сравнивать цены и качество предлагаемых им товаров (информационное преобразование), (2) хранить определенные товары на складе до тех пор, пока в них не возникнет необходимость (складирование), и(3) продавать товары (обмен). В табл. 1.1 представлены примеры взаимосвязей типа "вход—преобразование—выход" самых разных производственных систем. Обратите внимание на то, что в ней указаны только основные ресурсы системы. Более полное описание включало бы также управленческие и вспомогательные функции.