Теория потребностей А. Маслоу,

Доктрина человеческих отношений Э. Мейо,

Понятие организации

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организация - это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Отличительные черты организаций.

1. Организация отделена от внешней среды, и ее границы могут меняться со временем.

2. Организация всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, от миссии до оперативных целей на каждый день.

3. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение общих (организационных) целей.

4. Для этого они создают систему общепризнанных ценностей, норм поведения, установок и мотивов поведения персонала в рамках организации.

5. Взаимодействие участников организации координируется формальным образом.

6. Структура организации определяет способ распределения задач и ответственности (отчетности)


 

Уровни рассмотрения организационного поведения. Организационное поведение рассматривается на трех уровнях: · на уровне индивида – - как индивидуальные психологические особенности людей влияют на выполнение работы, отношения к коллегам и организации, степень их удовлетворенности; · на уровне группы – - как групповые характеристики и процессы влияют на результативность работы, - каким образом группа может влиять на поведение отдельного человека, - как создавать группы с высокими показателями функционирования, - что такое эффективное руководство, - как управлять организационными коммуникациями, межличностным и межгрупповым взаимодействием и конфликтами; · на уровне организации в целом – - какими отличительными особенностями обладает организация как целое, - в какой степени эти особенности содействуют ее успешной деятельности, - как организация строит свое взаимодействие с внешней средой.


Теории поведения человека в организации

Группа работников рассматривается как социальная система; эффективность организации м.б. повышена за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. Внимание к личности вызывает у работников «эффект сопричастности», способствует росту уверенности в том, что они являются партнерами руководителя.

1. Мотивами поступков людей являются их потребности, которые лишь частично или косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег

2. Человеческие потребности имеют иерархическую структуру.

3. Чем выше уровень мотива, тем меньшее значение имеют материальные потребности.

4. Пока не удовлетворены в определенной степени потребности низших уровней, более высокие потребности остаются неактуальными.

5. С ростом потребностей повышается активность человека по их удовлетворению.