ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП И ИНТЕРВАЛОВ ГРУППИРОВКИ
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ГРУППИРОВОЧНОГО ПРИЗНАКА,
ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК, ИХ ВИДЫ
Выделяют следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок: 1) образование социально-экономических типов явлений; 2) изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; 3) выявление связи между изучаемыми признаками.
Для решения этих задач соответственно применяют типологические, структурные и аналитические группировки.
Важнейшим содержаниемтипологических группировок является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.
Выделение типов на основе количественного, признака состоит в определении групп с учетом значений (величины) изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал
группировки, на основе которого количественно различаются одни
группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.
Структурные группировки - это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности.
Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой.
Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства.
Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим о6разом классифицировать.
1) По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибу-тивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т. д.), и количественными- принимающими различные численные значения у отдельных единиц изучаемой совокупности. При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения.
2) По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие - нет
( качественный или некачественный товар) и имеющими множество количественных значений (размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т. д.).
3) По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные - испытывающие на себе влияние других. В зависимости от цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными , в других - результативными.
Важным вопросом после определения группировочного признака является вопрос о количестве группи величине интервала, которые между собой взаимосвязаны. Его следует решать исходя из целей
исследования, значения изучаемого признака и т. д. Количество атрибутивных группировочных признаков нередко предопределяет число групп.
Под величиной интервала обычно понимают разность между мак-симальными и минимальными значениями признака в каждой группе.
В зависимости от степени колеблемости группировочного признака, характера распределения статистической совокупности устанавливаются интервалы равные или неравные. При более или менее равномерной разности между верхней и нижней границами интервалов устанавливаются одинаковые границы во всех группах.
Число групп в каждом конкретном случае определяется с учетом обстоятельств. Однако при равенстве интервалов существует формула Стерджесса, с помощью которой можно наметить число групп n при известной численности совокупности N:
n = 1 + 3,322 1g N
Зная размах колеблемости значений изучаемого признака во всей совокуп-ности и намечаемое число групп, величина равного интервала i определяется по формуле
i = (X max - X min ) / n
где n - число групп.
При определении величины интервала и распределении единиц объекта наблюдения по группам важное значение имеет точное установление границ, которые обозначаются указанием значений признака <от> и <до> ( например: 40 - 60; 61- 80; 81- 100) . Однако, в практике нередко ( при непрерывно изменяющемся признаке ) одно и то же число служит верхней и нижней границами двух смежных групп. Например, до 90 , 90 - 120, 120 - 150, 150 - 180, свыше 180 . При таком построении интервалов вопрос об отнесении единиц объекта наблюдения по группам в практике решают двояко: по принципу <включительно> или по принципу <исключительно>.
Интервалы бывают открытые(указана одна граница - верхняя или нижняя) и закрытые (имеющие нижнюю и верхнюю границы).
Серединное значение интервалов определяется несколькими приемами. Этот показатель можно рассчитать суммированием верхней и нижней границ интервала и делением суммы пополам.