Диспозиция как раздел науки
Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция. Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс». Основные требования к диспозиции были таковы:
· установить четкое членение сообщения;
· обеспечить внутреннюю связность между частями.
Таким образом, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи. Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия. «План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33). «В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за чем и как излагается)» (20, 34). Для того, чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В риторике реализация идеи-плана и называлась композицией. За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:
· вступление;
· основная часть;
· заключение.
Композиция описания и повествования
На основе универсальной композиционной схемы диспозиция разработала и частные композиционные ходы — такие, как описание, повествование. Н. Ф. Кошанский в «Общей реторике» дает такие рекомендации для описания: