Допонятийное и понятийное мышление

Классификация явлений мышления

По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое - творческое решение нестандартных задач.

Мыслительные операции:

1) Сравнение (сопоставление вещей, явлений и их свойств; нахождение сходств и различий; приводит к классификации).

2) Обобщение (отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей).

3) Конкретизация (обратный обобщению процесс, вместе они иллюстрируют родо-видовые отношения).

4) Абстракция (выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных).

5) Классификация.

6) Систематизация.

Формы мышления:

7) Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение – это работа мысли над суждением.

8) Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

9) Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

10) Понятие.

Виды мышления:

 

Кроме этого, нельзя не отметить поиски бессознательного мышления, осуществлявшие психоаналитиками и приведшие к открытию защитных механизмов.

 

Эмпирические характеристики допонятийного мышления Эмпирические характеристики понятийного мышления
Эгоцентризм Децентрация
Псевдопонятия (несогласование формы и содержания в предпонятийных структурах) Понятийные структуры объединены в логические классы, где сочетаются содержание и форма
Трансдуктивная (от частного к частному) логика Индуктивно (от честного к общему)-дедуктивная (от общего к частному) логика
Синкретизм (соединение всего со всем, господство соединительных конструкций) Иерархизованность мышления и господство конструкций подчинения
Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов Адекватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов
Неполнота обратных операций Сформированность обратных операций
Нечувствительность к противоречиям и непонимание переносного смысла Полнота понимания

Допонятийное мышление используют дети. У них мышление ограничено принципом образного восприятия мира, в которой сам ребенок является точкой отсчета.

 

Формирование понятий (по Выготскому)

Вклад в понимание формирования понятий внёс Ах. Он показал, что процесс образования понятий носит всегда продуктивный, а не репродуктивный характер, что понятие возникает и образуется в процессе сложной операции, направленной на решение какой-либо задачи, и что одного наличия внешних условий и механического установления связи между словом и предметами недостаточно для его возникновения. Он также показал, что вначале следует процесс выработки понятия, затем процесс перенесения выработанного понятия на новые объекты, затем пользование понятием в процессе свободного ассоциирования, наконец, применение понятия в образовании суждений и определение вновь выработанных понятий.

Выготский провел эксперимент, в результате которого выявил стадии формирования понятий. Суть эксперимента сводилась к тому, что перед испытуемым на особой доске, разделенной на отдельные поля, выставлялись в пестром распорядке ряды фигур различного цвета, формы, высоты и размеров. Затем открывалась одна из этих фигур, на оборотной стороне которой испытуемый прочитывает бессмысленное слово. Испытуемому предлагается выставить на следующее поле доски все фигуры, на которых, по его предположению, написано то же самое слово. После каждой попытки испытуемого решить задачу экспериментатор, проверяя его, раскрывает новую фигуру.

Основной вывод исследования гласит: развитие процессов, приводящих впоследствии к образованию понятий, уходит своими корнями глубоко в детство, но только в переходном возрасте вызревают, складываются и развиваются те интеллектуальные функции, которые в своеобразном сочетании образуют психологическую основу процесса образования понятий. Только при превращении ребенка в подростка становится возможным решительный переход в область мышления в понятиях.

До подросткового возраста наблюдаются интеллектуальные образования, которые по внешнему виду являются сходными с истинным понятием и которые вследствие этого внешнего сходства при поверхностном исследовании могут быть приняты за симптомы, указывающие на наличие подлинных понятий уже в очень раннем возрасте. Эти интеллектуальные образования являются действительно эквивалентными в функциональном отношении вызревающим значительно позже настоящим понятиям.

Центральным в процессе образования понятия является функциональное употребление знака или слова в качестве средства. Сам процесс образования понятий распадается на следующие стадии:

1. Образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов, объединяемой без достаточного внутреннего основания предполагает диффузное, ненаправленное распространение значения слова или заменяющего его знака на ряд внешне связанных во впечатлении ребенка, но внутренне не объединенных между собой элементов. Значением слова на этой стадии развития является не определенное до конца, неоформленное синкретическое сцепление отдельных предметов, так или иначе связавшихся друг с другом в представлении и восприятии ребенка в один слитный образ. Разделяется на три этапа:

1) Образование синкретического образа или кучи предметов, соответствующей значению слова, вполне совпадает с периодом проб и ошибок в детском мышлении.

2) Синкретический образ образуется на основе пространственных и временных встреч отдельных элементов, непосредственного контакта или другого, более сложного отношения, возникающего между ними в процессе непосредственного восприятия. Существенным для данного периода остается то, что ребенок руководится не объективными связями, открываемыми им в вещах, но субъективными связями, подсказываемыми ему собственными восприятиями.

3) Синкретический образ образуется на более сложной основе и опирается на приведение к одному значению представителей различных, прежде уже объединенных в восприятии ребенка групп.

2. Мышление в комплексах – обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, или вещей, объединенных уже не на основании только субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. На этой стадии уже отражены объективные связи, но они отражены другим способом и как бы иным образом, чем в понятиях. Типы комплексов (по порядку развития):

1) Ассоциативный комплекс. В его основе лежит ассоциативная связь. Принципом обобщения является фактическое родство предметов с основным ядром комплекса

2) «Коллекция». Предметы объединяются на основе взаимного дополнения по какому-либо одному признаку и образуют единое целое, состоящее из разнородных, взаимно дополняющих друг друга частей.

3) Цепной комплекс. Строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи.

4) Диффузный комплекс. Признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и комплексы, как бы диффундирует, становится неопределенным, разлитым, смутным, в результате чего образуется комплекс, объединяющий с помощью диффузных, неопределенных связей наглядно-конкретные группы образов или предметов. Жизненным прототипом, естественным аналогом диффузного комплекса в развитии мышления ребенка являются обобщения. Однако принцип его построения тот же, что и принцип построения ограниченных конкретных комплексов. Здесь, как и там, ребенок не выходит за пределы наглядно-образных конкретных фактических связей между отдельными предметами.

5) «Псевдопонятие». Комплексное объединение ряда конкретных предметов, которое фенотипически, т.е. по своему внешнему виду, по совокупности внешних особенностей, совершенно совпадает с понятием, но по своей генетической природе, по условиям своего возникновения и развития, по каузально-динамическим связям, лежащим в его основе, отнюдь не является понятием. С внешней стороны перед нами понятие, с внутренней стороны – комплекс. В экспериментальных условиях псевдопонятие образуется ребенком всякий раз, когда ребенок подбирает к заданному образцу ряд предметов, которые могли бы быть подобраны и объединены друг с другом на основе какого-нибудь отвлеченного понятия. Это обобщение, следовательно, могло бы возникнуть и на основе понятия, но реально у ребенка оно возникает на основе комплексного мышления и является господствующей формой детского мышления.

3. Формирование истинного понятия.

1) Развитие расчленения, анализа, абстракции. Происходит объединение конкретных предметов создано на основе максимального сходства между его элементами. Те признаки, которые отражают в своей совокупности максимальное сходство с заданным ему образцом, становятся как бы в центр внимания и тем самым как бы выделяются, абстрагируются от остальных признаков, которые остаются на периферии внимания.

2) Стадия «потенциальных понятий». Ребенок выделяет обычно группу обобщаемых им предметов, объединенных по одному общему признаку. Потенциальное понятие является доинтеллектуальным образованием, которое возникает в истории развития мышления чрезвычайно рано. Нечто близкое потенциальному понятию имеется и у животных. В этом случае «отношение между словом и тем, что мы называем его значением, иногда может быть простой ассоциацией, которая не содержит в себе настоящего значения слова». Если мы обратимся к первым словам ребенка, то увидим, что они действительно по своему значению приближаются к этим потенциальным понятиям. Потенциальными эти понятия являются, во-первых, по практической своей отнесенности к известному круп предметов, а во-вторых, по лежащему в их основе процессу изолирующей абстракции. Они являются понятиями в возможности, которые еще не актуализировали эту возможность. Это не понятие, но это нечто такое, что может стать таковым.

3) Понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и когда полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления, с помощью которого ребенок постигает и осмысливает окружающую его действительность. Решающая роль в деле образования истинного понятия принадлежит слову. Именно с помощью слова ребенок произвольно направляет свое внимание на одни признаки, с помощью слова он их синтезирует, с помощью слова он символизирует абстрактное понятие и оперирует им как высшим знаком из всех, которые создало человеческое мышление.