Выставляемые при текущем контроле отметки в обязательном порядке должны отражать результаты учебной деятельности учащихся.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду

Методы обучения техническому труду

Формы организации обучения техническому труду

Системы обучения техническому труду

Дидактические принципы в обучении техническому труду

Содержание обучения техническому труду

Литература 46

Планирование и подготовка учителем учебных занятий

Средства обучения техническому труду 30

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Методы обучения техническому труду 16

Формы организации обучения техническому труду 10

Системы обучения техническому труду 9

Дидактические принципы в обучении техническому труду 7

Содержание обучения техническому труду 2

Содержание 1

МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

в процессе обучения техническому труду 21

по техническому труду 42


Учебный предмет «Трудовое обучение» – практико-ориентированная область знаний, направленная на овладение учащимися технико-технологическими знаниями, на формирование у них умений и навыков, способствующая социальному становлению личности, формированию её жизненного, социального и профессионального опыта.

Технический труд – направление учебного предмета «Трудовое обучение», ориентированное на овладение теоретическими знаниями, на формирование умений и навыков учащихся через изучение различных технологий обработки конструкционных материалов, основ технической графики, технического творчества, художественной обработки природных и конструкционных материалов.

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» является подготовка школьников к трудовой деятельности в условиях динамически развивающихся: общества, производства, науки, информационно-электронных и других технологий. Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач:

- обучение школьников правильному выполнению технологических операций в процессе работы над учебно-трудовыми заданиями;овладение общетрудовыми, политехническими и специальными знаниями, умениями и навыками, трудовым опытом на основе включения учащихся в разнообразные виды технической и художественной деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий; развития у них профессиональной ориентации на рынке труда;

- развитие познавательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, конструкторско-технологических, художественно-конструкторских и других умений; творческих способностей и способностей самостоятельно, осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из личных технических и художественных интересов, склонностей, способностей и результатов своей деятельности;

- воспитание трудолюбия и культуры труда; бережного и экономного отношения к материалам, окружающей среде, результатам трудовой деятельности человека; чувства ответственности и профессионализма при использовании инструментов, приспособлений и учебного оборудования в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов.

В основу содержания учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» заложены репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, исследовательский и творческий виды деятельности учащихся. Они направлены:

– на организацию и рациональное использование учебного места в школьных мастерских;

– на соблюдение требований по охране труда, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий работы;

– на владение инструментами, приспособлениями и оборудованием в процессе ручной или механической обработки конструкционных и (или) природных материалов;

– на владение справочно-информационными материалами;

– выполнение теоретических учебных заданий; на решение технических (графических, технологических и конструкторских) задач; графических, лабораторных и практических работ;

– на проявление творческой инициативы и самостоятельности в теоретической и практической преобразовательной деятельности, в моделировании и конструировании, в художественной обработке материалов;

– на развитие технологической культуры (овладение человеком современными способами познания, преобразования себя и окружающего мира в соответствии с достигнутыми технологиями производства) и усвоение основ осознанного профессионального самоопределения.

Учебный предмет «Трудовое обучение» изучается в 5–9 кл. [58, 68, 89] (5, 6, 9 кл. – 1 час в неделю; 7, 8 кл. – 2 часа в неделю). Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений (кроме гимназий) изучают данный учебный предмет в объеме одного учебного часа, второй учебный час выделяется на проведение учебного предмета «Черчение». Для учащихся гимназий изучение учебного предмета «Трудовое обучение» заканчивается в 8 кл.

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» учащимися 5–9 классов организуется по двум направлениям: технический труд и обслуживающий труд. Направление «Технический труд» состоит из 2 содержательных линий: «Обработка конструкционных материалов» и «Техническое и художественное творчество».

Процесс трудового обучения по содержательной линии «Обработка конструкционных материалов» направлен на последовательное овладение учащимися школ отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Перечень технологических операций по ручной и механической обработке древесины и металлов

 

ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
Измерение заготовок из древесины Измерение заготовок из металлов
Пиление древесины Правка металлов
Разметка заготовок из древесины Разметка заготовок из металлов
Строгание древесины Резкаметаллов кусачками
Долбление древесины Резкаметалловножницами
Сверление древесины Рубка металлов
Точение древесины Резкаметалловножовкой
Шлифование древесины Опиливаниеметаллов
Отделка древесины Гибка металлов
Сборка деталей из древесины на гвоздях Сверлениеметаллов
Сборка деталей из древесины на шурупах Точениеметаллов
Шлифование металлов
Сборка деталей из древесины на шипах Сборка деталей из металлов на заклепках
  Сборка деталей из металлов на резьбе

 

Процесс трудового обучения по содержательной линии «Техническое и художественное творчество»направлен на последовательное овладение учащимися комплексом технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов в процессе творческой технической и художественной деятельности (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Виды творческой технической и художественной деятельности учащихся 5–9 классов

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
КЛАСС ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (теоретические сведения)
Вариативная часть (практические задания) Вариативная часть (практические задания) Вариативная часть (практические задания) Вариативная часть (практические задания)
Начальное моделирование Начальное конструирование Выжигание по древесине Аппликация из соломки
Автомоделирование Конструирование Пропильная резь-ба по древесине Плетение из соломки
Авиамоделирование Конструирование Контурная резьба по древесине Аппликация и пле-тение из бересты
Судомоделирование Конструирование Геометрическая резьба по древесине Деревянная мо-заика (интарсия)
Судомоделирование Конструирование Геометрическая резьба по древесине Лесная скульптура

 

Изучение разделов«Техническое творчество» и «Художественная обработка материалов» осуществляется по инвариантной и вариативной частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя технического труда; состояния материально-технической базы школьных мастерских; местных условий и традиций региона, а также пожеланий учащихся.

К инвариантной части относится обязательное изучение учащимися теоретических сведений содержательной линии «Техническое и художественное творчество». Формирование умений и навыков учащихся ориентировано на выполнение практических заданий по выбранной вариативной части в рамках отдельного раздела данной содержательной линии.

При изучении учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» раскрываются основные сведения о школьных учебныхмастерских и организации учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных и (или) природных материалов; изучаются виды и основные свойства используемых материалов, их экономное использование; определяются возможности применяемых инструментов, приспособлений и учебного оборудования; раскрываются содержание, последовательность и приёмы выполнения технологических операций; анализируются процессы чтения и оформления графической документации, а также чтения и разработки технологической документации; изучаются технологические процессыдля изготовления изделий и творческих проектов; раскрываются основные правила безопасной работы; проверяется качество выполнения технологических операций и изделий (соответствие чертежам, точность сборки, качество отделки, возможность использования по назначению, надёжность в эксплуатации и др.); раскрываются основные профессии,связанные с лесной, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленностями, а также с творческой деятельностью технического и художественного направления.

После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые выделяют перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения на занятиях технического труда.

В конце разделов содержательной линии «Техническое и художественное творчество» предлагается примерный перечень изделий, в том числе и сувенирных, которые ориентированы на создание существующих изделий, а также на разработку, изготовление, апробацию и внедрение в учебный процесс новых сквозных изделий и творческих проектов.

Изображения в качестве рисунков и фотографий сувенирных изделий различного назначения имеются в специальной литературе и в сети интернет. С одной стороны, творческая техническая и художественная деятельность учащихся, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усилит их потребности, интересы и мотивы к занятиям технического труда. С другой стороны, это позволит учителю и учащимся усовершенствовать имеющиеся разработки и приобрести новые идеи для создания сквозных изделий (в рамках нескольких разделов), которые будут оригинальными выставочными экспонатами, декоративными и нестандартными украшениями разных по назначению помещений, а также хорошими подарками на память к празднику, юбилею, дню рождения и др.

Необходимые теоретико-практические сведения по основам технической графики включены в содержание всех разделов программы в соответствии со спецификой и логикой изучаемого теоретического материала и выполнения графических и практических работ.

Сообщение теоретических сведений осуществляется в процессе объяснения нового материала и в порядке инструктирования учащихся до выполнения практических заданий. На всё это должно отводиться не более 20–30% учебного времени на протяжении всего учебного года. Соотношение теории и практики на учебных занятиях может регулироваться учителем в процессе правильного отбора содержания, а также педагогически грамотного и дидактически оправданного выбора форм, методов и средств обучения учащихся техническому труду.

Все виды учебных занятий по техническому труду носят, в основном, практико-ориентированный характер. Программой предусмотрены практические задания в виде графических, лабораторных и практических работ, а также примерные перечни изделий как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий уточняется в каждой школе с учётом местных возможностей и потребностей.

При изучении содержательной линии «Техническое и художественное творчество» для оптимального использования учебного времени предусмотрены групповые практические работы, которые направлены на повышение эффективности выполнения сложных учебных заданий, организацию взаимопомощи, оценку собственного вклада каждого ученика и всей группы в целом.

В целях повышения эффективности проведения как теоретических, так и практических занятий по техническому труду в каждом классе учитель может выделить до 15% учебного времени в качестве резервного за счёт частичного изменения количества часов и последовательности изложения материала по определённым темам (в рамках отдельного раздела учебной программы) с учетом местных условий и состояния материально-технической базы школьных мастерских.

При изучении содержательной линии «Техническое и художественное творчество» лучшие учащиеся 7–9 классов общеобразовательных школ включаются в творческое проектирование. Данная деятельность направлена на активное взаимодействие учителя технического труда с наиболее подготовленными учащимися с целью создания творческих проектов и их дальнейшей защиты на олимпиадах по трудовому обучению. Работа над выполнением творческих проектов может осуществляться на уроках и во внеурочное время при условии обязательного овладения учащимися всей учебной программой.

Главное внимание в процессе трудового обучения следует обратить на соблюдение учащимися правил безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в школьных учебных мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, осуществляются при условии обязательного контроля со стороны учителя технического труда.

В школе учителю технического труда достаточно иметь рабочий разряд по механической обработке древесины или металлов, который даёт ему право работать на учебном станочном оборудовании и обслуживать его, а также обучать учащихся приёмам работы на учебных станках.

Исправность инструментов, приспособлений и учебного оборудования в школьных мастерских определяется соответствующими нормативными требованиями по охране труда, которые раскрывают безопасные условия трудового обучения учащихся и работы учителя.

Теоретические знания, полученные учащимися на уроках технического труда, и приобретённые практические умения рекомендуется углублять и развивать в системе внеклассной работы (факультативы, кружки и т. п.), а также в процессе общественно полезного труда в школе.

 

Дидактические принципы являются руководящими положениями для построения как всего учебного процесса в средней общеобразовательной школе, так и для предмета «Трудовое обучение» в частности.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения. Дидактические принципы учебного предмета “Трудовое обучение” сформулированы на основе обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований. К ним относятся:

- единство обучения, развития и воспитания;

- связь теории с практикой в обучении;

- систематичность и последовательность в обучении;

- научность в обучении;

- проблемность в обучении;

- наглядность в обучении;

- доступность в обучении;

- сознательность и активность учащихся в обучении;

- прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Принцип единства обучения, развития и воспитания обусловлен взаимосвязанными задачами обучения, важнейшими из которых являются обучающая (овладение определенным учебным материалом, сообщение знаний, формирование умений и навыков), развивающая (развитие мышления, памяти и творческих способностей в процессе решения технических задач) и воспитательная (формирование научного мировоззрения, нравственно-эстетической культуры и качеств личности).

Принцип связи теории с практикой в обучении учитывает соотношение теории и практики в трудовом обучении. Теоретический материал распределяется между отдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучения теоретических сведений к практической деятельности учащихся.

Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает формирование у учащихся системы научных понятий, последовательное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Систематичность в обучении достигается таким построением курса, при котором весь программный материал изучают в определённой последовательности, когда рассмотрение нового материала осуществляется с опорой на ранее изученный материал.

Принцип научности в обучении заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей.

Принцип проблемности в обучении обусловлен сущностью и характером проблемного обучения учащихся, т. е. когда они сталкиваются с проблемами, вопросами и задачами, решение которых эффективно активизирует их познавательную деятельность.

Принцип наглядности в обучении заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технологических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины и др.) и условных (чертежа, эскиза, схемы, графика и др.) изображений.

Принцип доступности в обучении отражает необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложнённости и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении предполагает такой процесс трудового обучения, когда учащиеся усваивают необходимые знания, умения и навыки сознательно в результате активной учебной и трудовой деятельности.

Принцип прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков заключается в глубоком и осознанном усвоении знаний, прочном овладении необходимыми умениями и навыками.

Все принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

 

Под системой обучения техническому труду понимается установленный порядок разделения содержания учебного процесса на отдельные части, их определённая группировка и последовательное изучение учащимися. К основным составляющим учебного процесса при изготовлении изделий относятся: учебное место, технологический процесс, технологическая операция, рабочий приём, рабочее движение.

Учебное место – пространство учебного помещения, предназначенное для выполнения учебного задания одним учащимся, а также для размещения и использования инструментов, приспособлений и оборудования; материалов заготовок и изделий.

Технологический процесс – деятельность, направленная на разработку графической и технологической документации, с последующим выполнением технологических операций и изготовлением изделий в процессе обработки материалов и заготовок.

Технологическая операция – часть технологического процесса, осуществляемая на одном учебном месте при выполнении рабочих приёмов с использованием определённых инструментов, приспособлений и оборудования.

Рабочий приём – совокупность двух и более рабочих движений, направленных на выполнение определённого вида технологической операции конкретным инструментом (черновое строгание древесины шерхебелем, точение конической поверхности заготовки из металла и др.).

Рабочее движение – однократное действие, часть рабочего приёма, например, перемещение руки (взмах, обхват, поворот и т. п.). Правильно выполненное рабочее движение предполагает:

- соблюдение необходимой рабочей позы (положение тела человека во время работы);

- определённую хватку инструмента (способ держания инструмента);

- точное расположение инструмента по отношению к заготовке.

В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать следующие системы обучения техническому труду:операционную, операционно-предметную, конструкторско-технологическую.При преподавании разделов “Обработка древесины” и “Обработка металлов” желательно применять операционную систему обучения. В процессе последовательного овладения учащимися технологическими операциями учитель может подготавливать заготовки для изготовления деталей сквозных изделий,которые будут создаваться в дальнейшем при изучении содержательной линии “Техническое и художественное творчество”.

При изучении разделов “Техническое творчество” и “Художественная обработка материалов” первоначально может использоваться операционно-предметная система обучения. Последующее применение конструкторско-технологической системы обучения объединяет репродуктивную и творческую деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны под руководством учителя предложить несколько вариантов и выбрать его оптимальную конструкцию и оригинальную композицию; материал, форму, цвет; способы обработки; инструменты, приспособления, оборудование и др.

Операционная система обучения техническому труду ориентирована на последовательное овладение учащимися отдельными технологическими операциями, которые затем используются в процессе изготовления изделий.

Первоначальное овладение технологическими операциями может быть ориентировано учителем на изготовление заготовок для деталей будущих сквозных изделий.

Операционно-предметная система обучения техническому труду реализуется в два этапа: 1 этап – овладение рабочими приёмами отдельных технологических операций, связанных с выполнением части технологического процесса по изготовлению изделий; 2 этап – изготовление изделий в целом, технология которых включает изученные ранее технологические операции.

Процесс овладения отдельными технологическими операциями связан с тем, что учитель подбирает соответствующие программе изделия с таким расчетом, чтобы постепенно увеличивалась сложность их изготовления с появлением новых технологических операций.

Конструкторско-технологическая система обучения техническому труду направлена на деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны предложить несколько вариантов его конструкции и композиции, выбрать и разработать оптимальный вариант, определить способы обработки материалов, инструменты, приспособления, оборудование и др. Поэтому, в начале ученики решают ряд технических задач (графических, технологических и конструкторских), а затем переходят к обработке заготовок, изготовлению деталей и их сборке и т. д.

Данная система обучения предопределяет содержание умственной конструкторско-технологической деятельности учащихся, а формирование практических умений и навыков в школьных учебных мастерских может осуществляться при помощи другой системы, например, операционно-предметной.

 

Урок – основная форма организации учебной работы по техническому труду. Типы уроков технического труда:теоретический, практический, лабораторный, проверочный, комбинированный.

Структура и содержание плана теоретического урока по техническому труду.

Структура и содержание плана практического урока по техническому труду.

Структура и содержание плана лабораторного урока по техническому труду.

Структура и содержание плана проверочного урока по техническому труду.

Структура и содержание плана комбинированного урока по техническому труду.

 

Форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В общеобразовательных учреждениях формы организации обучения техническому труду разделяются на две группы: учебные и внеклассные. К учебным формам относятся различные типы уроков технического труда. К внеклассным – технические кружки, факультативы по технике, ученические конструкторские бюро, экскурсии, деловые игры по технике, научно-технические конференции, недели науки, техники и производства, конкурсы юных техников, технические турниры, утренники или вечера техники, олимпиады по трудовому обучению, спортивно-технические соревнования; выставки технического и художественного творчества учащихся и др.

Урок технического труда – учебная форма организации обучения техническому труду, которой присущи постоянный состав учащихся одинакового уровня подготовки (подгруппа класса), определённое время (базовый уровень – 45 мин, повышенный – 90 мин) и место занятий (учебные мастерские), занятия по установленному расписанию.

На уроках технического труда учитель решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач; систематически излагает новый учебный материал; организует восприятие этого материала и самостоятельную деятельность учащихся по усвоению, закреплению и применению теоретических знаний, формированию практических умений и навыков в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов, проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

По сравнению с другими учебными предметами уроки технического труда, имеют ряд структурно-содержательных отличительных особенностей:

построение учебного предмета на основе сдвоенных уроков (90 мин) в учебных мастерских;

проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей, ориентирующих на соблюдение правил безопасной работы;

приоритетность практической деятельности учащихся над теоретической в процессе использования форм и методов обучения техническому труду;

организация общественно полезного производительного труда и создание материальных ценностей;

формирование условий для умственного и физического развития учащихся;

развитие художественных и технических способностей в процессе творческой деятельности учащихся;

приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел;

разностороннее профессиональное самоопределение учащихся.

Главное место на уроках технического труда отводится практической работе. В связи с этим, целесообразно проводить учебные занятия в мастерских в виде сдвоенных уроков (90 мин). На уроке в 45 минут практической работе отводиться мало времени, которого недостаточно для полноценного овладения технологическими операциями по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов при изготовлении изделий различной сложности. Значительная часть урока уходит на подготовку и уборку учебных мест, изложение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, проведение инструктажей.

За 90 минут учитель с учащимися успевает полноценно выполнить все этапы урока и сделать необходимый объём практической работы. Сдвоенные уроки доставляют ученикам моральное и физическое удовлетворение от проделанной работы, позволяют учителю технического труда правильно оценить результаты не только коллективной, но индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на овладение ими не отдельными, а комплексом технологических операций различных уровней сложности.

Урок технического труда в учебных мастерских состоит из отдельных основных этапов его проведения: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской (табл. 3).

 

Таблица 3 – Основные этапы урока технического труда

 

№ п/п Название этапа урока Содержание этапа урока
Организационная часть Ввод учащихся в мастерскую, проверка присутствия учащихся на уроке, сообщение темы и цели урока и т. п.
Проверка изученного материала Проверка знания учащимися ранее пройденного материала, полученных на предшествующих занятиях и необходимых для выполнения предстоящего задания.
Изложение нового материала Сообщение новых теоретико-практических сведений.
Закрепление нового материала Проверка новых знаний и умений, полученных на уроке. Ответы на основные вопросы новой темы и т. д.
Вводный инструктаж Объяснение учащимся задания (что делать?); порядка его выполнения (как делать?); показ и объяснение приёмов выполнения, устройства инструментов, приспособлений и оборудования, правил безопасной работы и т. д. и краткое научное обоснование их (почему так делать?); указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать?); распределение заданий между учащимися (что каждому в отдельности делать?). Если работа проводится по письменным заданиям, то раскрывается их структура, содержание и правила пользования.
Самостоятельная практическая работа Выполнение учащимися полученного практического задания или продолжение работы, начатой на предыдущем занятии
Текущий инструктаж Обход учебных мест учащихся и контроль за их работой, анализ правильности выполнения рабочих приёмов и др. Осуществление при выполнении практической работы индивидуального или группового инструктажа, остановка работы; демонстрация рабочей позы, приёма и движения, хватки инструмента, расположения инструмента по отношению к заготовке и др. Частичный повтор вводного инструктажа.
Заключительный инструктаж Подведение итогов занятия, указание ошибок учащихся, рассмотрение недостатков в работе (исправимый и неисправимый брак при изготовлении изделий), демонстрация правильных приёмов работы, указания и разъяснения, объявление оценок.
Уборка учебной мастерской Уборка учебных мест и мастерской, инструментов, приспособлений и оборудования; мытьё рук.

 

В общей теории обучения уроки классифицируются по различным признакам: по учебным предметам (уроки: математики, физики и др.), по доминирующим задачам обучения (уроки: изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации изученного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и др.), по преобладающим методам обучения (урок-беседа, урок-лекция и др.) и другим признакам.

В методике обучения техническому труду для классификации уроков также используются различные признаки: по преобладанию на уроках изучения учащимися теоретических сведений и выполнения практических работ; по доминирующим задачам обучения, по преобладающим методам обучения.

По указанным признакам классификации выделяются различные типы уроков технического труда: теоретический, практический, лабораторный, проверочный, комбинированный.

Теоретический урок. Они занимают, как правило, не более 45 минут, поэтому в большинстве случаев проводятся в составе двухчасового занятия другого тина. На теоретических уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных материалов: древесины, металлов и т. д.), изучают различные технические устройства (инструменты, приспособления, оборудование), овладевают конкретными технологиями ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов.

На теоретических уроках учащиеся учатся составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению графических, технологических и конструкторских задач; знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами безопасной работы и охраны труда.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой. Например, при переходе от изучения технологии обработки древесины к изучению технологии обработки металлов; от изучения технологии обработки тканей к изучению кулинарии. Применяются теоретические уроки в начале изучения отдельной темы или раздела учебного материала. Другими словами, теоретические уроки проводятся в тех случаях, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, заключительный инструктаж.

Практический урок. Он ставит целью практическое освоение учащимися приемов работы, выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков. Практические уроки занимают значительное место в системе уроков по техническому труду.

На данных уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации учебного места, пользования инструментами, приспособлениями и оборудованием.

Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры рабочих движений и формировании общей технологической культуры.

Структура практического урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Лабораторный урок. Данные уроки являются разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном, самостоятельной лабораторной деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, ученики при выполнении лабораторных работ не выполняют технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов.

Лабораторные работы по техническому труду связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов и др.), исследованием свойств материалов, изучением видов и устройства инструментов, приспособлений и оборудования, машин и механизмов, проведением измерительных работ и др. Данные работы не всегда требуют длительного времени, поэтому проводятся часто в течение одного академического часа.

Структура лабораторного урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная лабораторная работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Проверочный урок.Цель данного урока – это получение данных об уровне подготовки учащихся к трудовой деятельности, о степени прочности усвоения ими знаний, умений и навыков. Проверочные уроки проводятся обычно в конце четверти (триместра), полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по техническому труду. Проверочные уроки технического труда отличаются практическим характером проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, которым выдается задание на контрольно практическую работу. По результатам данной работы (точным размерам и качеству изготовления изделия, затраченному времени и др.) судят о наличии и уровне приобретённых технологических знаний, сформированных умений и навыков.

Структура проверочного урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Комбинированный урок.В педагогической практике самыми распространенными являются комбинированные уроки, которые составляют примерно 70-75 % от общего количества уроков по техническому труду. На данном уроке сочетается (комбинируется) решение обучающих, развивающих и воспитательных задач теоретического и практического уроков технического труда. Отсюда он и получил своё название – комбинированный.

В практике обучения техническому труду очень часто возникает задача дать учащимся необходимый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению новых знаний и формированию практических умений. Различные комбинации этапов урока и переход их друг в друга обеспечивает гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

Структура комбинированного урока: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

 

Словесные методы обучения техническому труду: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой.

Наглядные методы обучения техническому труду: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видеометод.

Практические методы обучения техническому труду: упражнение, инструктаж, графическая работа, лабораторная работа, практическая работа, игра.

 

Методы обучения техническому труду – это способы совместной деятельности учителя технического труда и учащихся, направленные на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Распространённой является классификация методов обучения техническому труду по источнику получения знаний: словесные, наглядные ипрактические методы (табл. 4).

 

Таблица 4 – Классификация методов обучения техническому труду по источнику получения знаний

 

№ п/п Название метода обучения Источник получения знаний Виды методов обучения
Словесные Устное или печатное слово. - рассказ; - объяснение; - беседа; - дискуссия; - лекция; - работа с учебником и книгой.
Наглядные Предметы, явления, процессы, наглядные пособия, видеотех-ническая аппаратура. - наблюдение; - иллюстрация; - демонстрация; - видеометод.
Практические Учащиеся получают знания и формируют практические умения и навыки. - упражнение; - инструктаж; - графическая работа; - лабораторная работа; - практическая работа; - игра.

 

К основным словесным методам обучения техническому труду относятся: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой.

Рассказ – это монологический метод устного повествовательного изложения учебного материала. В соответствии с целями обучения техническому труду выделяются: рассказ-выступление (подготовка учащихся к восприятию нового материала), рассказ-повествование (изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, обобщение изученного, формулировка выводов). На этапе начального обучения учащихся техническому труду рассказ используется в чистом виде, на других этапах – сочетается с другими методами обучения.

Объяснение – это монологический метод устного аргументированного, доказательного изложения учебного материала. Применяется при раскрытии значении слов и понятий, объяснении принципов действия различных технических устройств, при введении в тему нового материала, при построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей и др. Данный метод используется со всеми возрастными группами, но наиболее эффективно в работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Беседа – это диалогический метод устного изложения и усвоения учебного материала. Беседа позволяет с помощью системы правильно поставленных вопросов и искусного поддержания диалога воздействовать на сознание учащихся, которые обладают определённым объёмом знаний об изучаемом материале и связи с ним. Данный метод можно применять на разных этапах урока технического труда, в сочетании с другими методами обучения.

Дискуссия - это диалогический метод устного изложения и усвоения учебного материала, которая стимулирует познавательный интерес учащихся, привлекает их к активному обсуждению разных точек зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации своей и других позиций. Для использования данного метода необходима большая предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Лекция – это монологический метод устного изложения учебного материала, который применяется для изложения объёмного материала в старших классах, что соответствует высокому уровню их интеллектуального и умственного развития. Лекция может занимать время одного или двух уроков. Изложение материла осуществляется по заранее подготовленному тексту (конспект лекций). В соответствии с целями обучения техническому труду лекции могут быть использованы для изложения нового материала, а также для повторения пройденного материала (обзорные лекции).

В педагогической литературе выделяют следующие типы лекций: традиционная лекция (материал для запоминая учащимся передаётся в готовом виде), проблемная лекция (излагается теоретическая или практическая проблема), лекция-беседа (применяется когда слушатели владеют определённой информацией по проблеме).

Работа с учебником и книгой – это метод обучения, направленный на восприятие и осмысление учащимися печатного слова, иллюстраций и других изображений технических объектов и явлений. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Важнейшими приёмами при использовании учителем технического труда данного метода являются следующие:

- чёткая постановка цели работы с учебником или книгой;

- указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися;

- разделение учебного материала на части;

- нахождение логических связей между отдельными частями текста;

- установление степени соподчинения рассматриваемых в нём фактов и обобщений;

- конспектирование отдельных главных положений;

- повторное чтение и краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.

К основным наглядным методамобучения техническому труду относятся: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видеометод.

Наблюдение – это наглядный метод обучения, ориентированный на целенаправленное изучение и анализ определённого методического явления, его развития и изменения в различных условиях обучения учащихся техническому труду. Данный метод позволяет учителю технического труда составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

Большое значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по данным вопросам у учителя технического труда накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые методические меры для повышения успеваемости.

Иллюстрация – это наглядный метод обучения, который обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, плоских моделей, изображений информации и зарисовок на доске и др.

Демонстрация – это наглядный метод обучения, который обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и в динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их создания. Данный метод заключается в показах действий реальных приборов или их моделей, различных машин и механизмов, технических устройств; в постановках опытов и проведении экспериментов, в демонстрациях процессов различного происхождения, особенностей свойств конструкционных и природных материалов и др.

Видеометод – это наглядный метод обучения, связан с использованием видеотехнической аппаратуры, то есть экранных источников информации (фильмоскоп, кодоскоп, диапроектор, кинокамера, киноаппарат, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сканер и т. п.). Использование видеоматериалов помогает за короткое время представить большое количество необходимой информации, например, раскрыть сущность природных или производственных явлений и процессов и т. д.

Активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает быстрое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной ценности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.

К основным практическим методам обучения техническому труду относятся: упражнение, инструктаж, графическая работа, лабораторная работа, практическая работа, игра.

Упражнение – это практический метод обучения, суть которого заключается в повторном (многократном) выполнении умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения их качества. Данный метод направлен как на приобретение знаний, так и на перевод их в учебные и практические умения и навыки с последующим совершенствованием от репродуктивного до творческого уровней. По характеру деятельности упражнения разделяются на: устные, письменные, практические.

Упражнения должны, во-первых, носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, способствовать дальнейшему углублению знаний; в-третьих, содействовать развитию творческих способностей.

Инструктаж – это практический метод обучения, сущность которого заключается в объяснении и показе способов выполнения трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Данный метод используется при обучении учащихся практическим умениям и навыкам по выполнению технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов.

Различают вводный, текущий и заключительный инструктажи, которые используются в основном перед, во время и после проведения практических работ на занятиях по техническому труду.

Вводный инструктаж направлен на организацию предстоящей самостоятельной практической работы учащихся. Во время вводного инструктажа учащимся осуществляется показ выполнения технологических операций, рабочей позы и хватки инструментов, приемов работы, организации учебного места; объяснение правил безопасной работы; указание возможных ошибок и способов их устранения; распределение заданий между учащимися.

Текущий инструктаж служит для корректировки деятельности учащихся в ходе самостоятельного выполнения практических работ с целью своевременного устранения и дальнейшего предупреждения ошибок. Он бывает индивидуальным или групповым, осуществляясь на основе наблюдений и контроля учителя технического труда за действиями учеников.

Заключительный инструктаж проводится в конце занятий по окончании самостоятельной практической работы. Его цель – это подвести итоги работы, сделать анализ хода и результатов работы, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.

Графическая работа – это практический метод обучения, направленный на построение и чтение графических изображений (эскизов, чертежей и технических рисунков), схем (кинематических, электрических и др.), графиков, таблиц и т. п. Данный метод обычно используется с выполнением учащимися практических работ.

Лабораторная работа – это практический метод обучения, когда учащиеся выполняют работы с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых конструкционных и природных материалов, с устройством инструментов, приспособлений и оборудования и др. По содержанию данные работы можно условно разделить на качественные (ознакомление с породами и пороками древесины, видами пиломатериалов) и количественные (определение влажности древесины, измерение штангенциркулем и т. д.).

Практическая работа – это практический метод обучения, ориентированный на углубление, закрепление и конкретизацию приобретённых теоретических знаний в процессе овладения умениями и навыками выполнения технологических операций, изготовления изделий в учебных мастерских. По характеру учебной деятельности практические работы можно условно разделить на учебно-тренировочные (овладение умениями и навыками работы с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием) и конструкторско-технологические (разработка и изготовление моделей, совершенствование и разработка технологических процессов, разработка и изготовление творческих проектов).

Игра – это практический метод обучения, направленный на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Данный метод обладает тактической и стратегической направленностью на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; организаторских, коммуникативных, экономических и других умений. Большое место в учебном процессе отводится ролевым, деловым и ситуативным играм.

В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, которые обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряжённость, создают атмосферу заинтересованного непринуждённого выполнения учебных действий.

 

 

Виды контролей учебной деятельности учащихся в процессе обучения техническому труду: текущий, периодический, итоговый. Достоинства и недостатки.

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по способу взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения техническому труду: устные, письменные; практические работы. Достоинства и недостатки.

Устные методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: опросы, собеседования и т. п.

Письменные методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: карточки-задания, технические диктанты, контрольные работы, работы над ошибками, рефераты, тесты и т. п.

Критерии оценки практических работ учебной деятельности учащихся.

Тест как метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду. Структура и содержание теста. Виды тестов. Разработка тестов.

Оценка и отметка. Критерии выставления отметок в процессе обучения техническому труду. Виды отметок и их характеристика по десятибалльной шкале.

Уровни оценки учебной деятельности учащихся: низкий (репродуктивный), удовлетворительный (продуктивный), средний (частично-поисковый), достаточный (исследовательский), высокий (творческий). Характеристика уровней и соответствие их отметкам.

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения техническому труду и в соответствии с принципами систематичности и последовательности в обучении, прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков, должна осуществляться регулярно в течение всего учебного года.

По числу учащихся и характеру вопросов проверка знаний, умений и навыков в процессе обучения техническому трудуможет быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.

Индивидуальная проверка – это контроль знаний, умений и навыков отдельного ученика, уровня его умственного и интеллектуального развития. После данной проверки делаются соответствующие выводы об ученике и организуется индивидуальный подход к нему в процессе обучения техническому труду.

Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объёму материала, подлежащего обязательному усвоению (правила безопасной работы, классификация моделей, виды стамесок для резьбы по древесине и др.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреплений знаний повышает эффективность обучения. Фронтальная проверка может быть комплексной, основанной на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке технического труда: ответов на вопросы учителя; дополнений к ответам других учеников, выполнения письменных, графических, лабораторно-практических и практических работ. В результате комплексной фронтальной проверки выставляется поурочный балл.

Комбинированная проверка используется тогда, когда на одном уроке преподаватель должен решить несколько дидактических задач, связанных, например, с проверкой, диагностикой и стимулированием учащихся. До занятий учитель технического труда подготавливает разные по сложности устные и письменные вопросы и задания. На уроке учащиеся разбиваются на группы 3-5 человек: одни выполняют письменные задания у доски, другие – письменно решают технические задачи из карточек, третьи – устно отвечают с места, четвёртые – самостоятельно разрабатывают творческие проекты и др.

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять как учитель технического труда, так и ученик – самоконтроль, учащиеся с одного класса – взаимоконтроль, а также с помощью простейших (перфокарты, электрифицированные учебно-наглядные пособия и т. п.) и сложных технических и электронных средств (обучающие машины, тренажёры, компьютеры и т. п.) – программированный контроль.

В зависимости от места проверки и оценки в учебном процессе, объёма заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий, периодический и итоговый контроли. Наряду с этим, получил распространение постоянный контроль успеваемости учащихся – мониторинг.

Текущий контроль учебной деятельности проводится на каждом учебном занятии с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Он имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение.

Учитель технического труда проверяет качество усвоения школьниками материала и умение применять его на практике, правильность выполнения ими графических работ, знание инструментов, приспособлений, оборудования, умение их правильно выбрать, обращаться с ними, готовить к работе и рационально использовать.

Наблюдая за учебно-трудовым процессом учащихся, учитель определяет, насколько правильно они выполняют технологические операции; контролирует соблюдение правил безопасной работы; проверяет умение организовать и содержать в порядке рабочее место, бережно расходовать материалы и использовать оборудование, контролирует соблюдение норм времени и др.

Периодический контроль проводится для проверки степени усвоения учащимися учебного материала после изучения определенной темы, раздела программы. Данный контроль может проводиться в виде устного опроса, контрольных работ, выполнения отдельных технологических операций, изготовления контрольных изделий, разработки технологических процессов, технологических карт и др.

Итоговый контроль проводится в конце четверти (триместра или полугодия) или учебного года. Ученикам предлагается изготовить контрольное изделие. Учебно-трудовое задание подбирается так, чтобы в процессе изготовления изделия применялись ранее изученные технологические операции. О времени проведения данных уроков и их отличительных особенностях учеников следует предупредить заранее.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам или полугодиям) с учётом динамики индивидуальных результатов учебной деятельности учащихся.

Годовая отметка по техническому труду учитывается при переводе школьников в старший класс наравне с отметками по другим предметам.

В основу текущего, периодического и итогового контролей учебной деятельности учащихся по техническому труду заложены следующие критерии:

1. Уровень знания теоретических сведений и умения применять их в практической работе.

2. Знание основных свойств конструкционных и природных материалов.

3. Знание инструментов, приспособлений и оборудования для обработки конструкционных и природных материалов в школьной мастерской, а также умение ими пользоваться.

4. Умение пользоваться графической и технологической документацией, правильно её разрабатывать и составлять.

5. Степень владения технологическими операциями с соблюдением правил безопасной работы.

6. Умение рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём при выполнении задания, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и оборудованию, экономно расходовать материал.

7. Степень самостоятельности при организации и выполнении работы (планирование учебно-трудового процесса, решение графических, технологических и конструкторских задач; самоконтроль, самооценка и др.), уровень проявления элементов творчества.

8. Качество выполненной работы в (соответствие чертежам, точность сборки, качество отделки, возможность использования по назначению, надёжность в эксплуатации и др.).

9. Продолжительность выполнения работы в целом или ее части (время работы, производительность труда).

При выставлении отметок учащимся на занятиях по техническому труду учитель должен руководствоваться всеми вышеуказанными критериями, а также учитывать уровень их овладения основами технического и художественного творчества, творческого проектирования.

Соблюдение учениками правил безопасной работы, степень проявления самостоятельности в работе и некоторые другие требования должны учитываться на каждом занятии технического труда. Однако, специальная отметка за соблюдение этих требований ученикам, как правило, не выставляется.

Отметка ставится за овладение учащимися теоретическими знаниями; умение пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием; выполнять технологические операции, разрабатывать и составлять графическую и технологическую документацию; качество выполненной работы в процессе решения технических задач при выполнении графических, лабораторных и практических работ. В свою очередь, ученикам необходимо соблюдать правила безопасной работы, за нарушение которых отметка может быть снижена.

При проверке и оценке качества успеваемости учащихся необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения техническому труду, то есть в какой мере они владеют знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет отношение школьника к обучению, когда он работает постоянно или эпизодически. Всё это определят необходимость применения ряда методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду можно разделить на: устные, письменные; практические работы. К устным методам относятся: опросы, собеседования и т. п. К письменнымкарточки-задания, технические диктанты, контрольные работы, тесты, работы над ошибками, рефераты и т. п.

Одним из главных методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся являются практические работы, которые связаны с разработкой технологических процессов и изготовлением изделий, разработкой творческих проектов. Оценка практических работ должна осуществляться с учётом процессуального и результативного аспектов по следующим критериям:

- организация учебного места;

- соблюдение правил безопасной работы;

- рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования;

- правильность выполнения технологических операций

- творческий подход и самостоятельность в процессе выполнения учебно-трудовых заданий;

- время, затраченное на выполнение учебно-трудового задания;

- соответствие изделия чертежу (размеры и качество).

Тесты являются средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития учащихся. Они выполняют диагностическую и контролирующую функции. Тесты состоят из ряда вопросов и заданий, которые находятся в определённой логической последовательности в соответствии с уровнем сложности учебного материала.

При определении вопросов и разработке заданий для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся учитель технического труда должен соблюдать следующие требования:

1. Проверять не столько память учащихся, а их мышление – понимание материала.

2. Составлять вопросы и задания с учетом связей с другими темами программы и межпредметных связей.

3. Определять нестандартный и творческий характер вопросов и заданий.

4. Задавать возможность проведения косвенной проверки.

Выставление отметок (принятая в учебной системе оценка знаний, умений и навыков учащихся в баллах) учащимся в