Взаимосвязь школы и семьи в профориентации учащихся

Работа школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению привлечь широкую родительскую общественность.

Основные направления работы школы с родителями следующие:

психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции;

активное привлечение родителей к органи­зации и проведению в школе мероприятий по профориентации уча­щихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий, диспутов);

индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников.

Одной из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями является беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла. Первый цикл вклю­чает общие вопросы профориентации, второй — проблемы, свя­занные с изучением личности ребенка, третий — вопросы по трудо­устройству и профессиональной адаптации молодого рабочего.

Приведем примерную тематику бесед с родителями:

«Выбор профессии — задача социальная», «Мир профессий», «Индивидуальные способности ребенка и выбор профессии», «Тру­довое воспитание в семье — важный фактор подготовки детей к сознательному выбору профессии», «Пути формирования профес­сиональных интересов и способностей у детей», «Трудоустройство и профессиональная адаптация».

В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей. При этом учитель сообщает родителям те сведения, которые были выявлены на основе анкетирования учащихся, анализа их сочинений на соответствующие темы и т. д.

Необходимые сведения по профориентации школьников родители могут также получить, участвуя в работе лектория.

В программу лектория для родителей по профессиональной ориентации молодежи могут быть включены такие темы: «Человек и его работа», «Труд в развитом обществе», «Особенности современного производства и выбор профессии», «Многообразие профессий и их классификация», «Профориентация молодежи, ее цели и задачи», «Интересы, способности, призвание человека и выбор профессии», «Психофизиологические особенности подростка и выбор профессии», «Здоровье и выбор профессии», «Волевые качества личности и выбор профессии», «Роль родителей в трудовом воспитании детей», «Система подготовки кадров в .районе, городе (профессионально-технические училища, техникумы, вузы, курсы)», «Преимущества подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования», «От школь­ной скамьи до передовика производства» (встречи с передовыми людьми производства).

Для родителей, дети которых учатся в VII—VIII классах, целе­сообразно организовать лекции по проблеме «Современная систе­ма профессионально-технического образования»: «Система проф­техобразования — «кузница» по подготовке рабочих кадров нового типа», «Содержание общего и политехнического образования в ПТУ», «Система профессиональной подготовки учащихся в профес­сионально-технических училищах», «Характеристика городских профессионально-технических училищ данного экономического рай­она», «Характеристика сельских профессионально-технических училищ данного экономического района».

В уголке для родителей в кабинете профориентации школы следует поместить список рекомендуемой для родителей литерату­ры, представить здесь же часть этой литературы.

Большей эффективности в работе с родителями можно достичь, если педагогическую пропаганду осуществлять с помощью самих же родителей, если подключать отцов и матерей школьников к активной совместной работе с учащимися.

Определенную ценность в профориентации учащихся представ­ляет работа с родителями в условиях УПК.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, ПТУ, ПРОИЗВОДСТВА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ (2 ЧАСА)

Взаимосвязь школы, ПТУ, производства – необходимое условие профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии. Формы совместной работы школы, ПТУ, производства по профессиональной ориентации молодёжи.

 

Взаимосвязь школы, ПТУ и производства – необходимое условие профориентации учащихся на рабочие профессии

Основную часть высококвалифицированных ра­бочих массовых профессий готовят в системе профессионально-тех­нического образования. Поэтому каждый учитель школы должен осознавать, что забота о завтрашнем дне рабочего класса — это забота о пополнении профессионально-технических училищ. Следо­вательно, ориентация школьников на получение рабочих профес­сий — это ориентация их на поступление в училища системы проф­техобразования.

В решении задачи по ориентации учащихся на рабочие профес­сии главная роль принадлежит школе. Но успех всей этой работы в большой степени зависит от участия профтехучилищ и производ­ства, от их тесного сотрудничества со школой. Только общими усилиями можно добиться более целенаправленной ориентации мо­лодого поколения на рабочие профессии.

Совместная деятельность школы, ПТУ и производства по про­фессиональной ориентация должна осуществляться под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, при активном участии педагогических коллективов школ и ПТУ, адми­нистрации и общественности.

Особенно тесный контакт необходим в работе комсомольских организаций школ, ПТУ и производства. Здесь возможны такие ме­роприятия, как совместные комсомольские собрания школьников, учащихся ПТУ и комсомольцев-производственников, на которых обсуждается совместная деятельность этих организаций по ориен­тации учащихся на профессии, нужные городу, району, стране. Известно, что в нашей стране сложилась определенная система подготовки молодежи к труду. Она имеет три этапа: общее политех­ническое образование, в процессе которого осуществляется соеди­нение обучения учащихся с производительным трудом и решается задача их подготовки к выбору профессий; профессиональное обучение — подготовка по конкретной специальности в ПТУ или на производстве; усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков в производственных условиях. Таким образом, преемственность в профориентационной работе между школой, ПТУ и производством логически вытекает из объективных условий подготовки рабочих кадров.

Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональ­ной ориентации учащихся должна носить планомерный, систематический, комплексный и целенаправленный характер, осуществляется дифференцированно по отношению к разным возрастным группам.

Целенаправленность профориентационной работы предусматривает учет потребности в кадрах и наряду с общим ознакомлением молодежи с профессиями народного хозяйства работу по воспитанию интереса к конкретным рабочим профессиям, в частности к тем, по которым ведется подготовка в ПТУ. В школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может быть описана история училищ и базовых промышленных пред­приятий, созданы красочные альбомы и стенды с рассказами о профессиях, нужных производству, за классами в школах могут быть закреплены наставники с производства и шефы из училищ. По единому совместному плану возможно проведение встреч с передовиками производства, экскурсий, совместных вечеров отдыха, комсомольских собраний, организаций в школах выставок технического творчества учащихся профтехучилищ и др.

Такая разнообразная, интересная и целенаправленная работа по воспитанию у учащихся коммунистического отношения к труду и уважения к людям труда, расширению информации учащихся о профессиях, получаемых в училищах, повышению престижности рабочих профессий, ознакомлению с социальными и экономическими условиями труда рабочих, с общественно-политической и физкуль­турно-массовой работой в ПТУ позволяет увеличивать число вы­пускников школ, поступающих в ПТУ и становящихся лучши­ми производственниками на базовых предприятиях.

Комплексный многоаспектный характер осуществления профориентационной работы — один из важнейших ее принципов. В этой работе нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посеще­ние училищ в день открытых дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа школ, ПТУ и предприятий по профориентации молодежи.

Важную роль в координации этой работы играют комиссии по трудоустройству молодежи при рай(гор)исполкомах, межведомственные советы по профориентации учащихся, которые в планах работы по профориентации предусмат­ривают проведение организационных мероприятий по пропаганде рабочих профессий училищ; совместную работу с учителями школ по изучению потребности города и базовых предприятий в кадрах рабочих профессий; работу с родителями по профессиональной ориентации; ознакомление учащихся старших классов с профес­сиями, приобретаемыми в ПТУ, с потребностями города в кадрах; работу с базовыми предприятиями по закреплению выпускников училищ на производстве.

Эффективность проводимой профориентационной работы зави­сит от соблюдения таких условий, как непрерывность работы, максимальное использование традиций школы, ПТУ, производст­ва, традиций комсомола, тесный контакт коллективов ПТУ и школ.

Возможности совместной работы школ, ПТУ и предприятий в настоящее время все более расширяются, так как и в каждой шко­ле, ПТУ и на предприятиях работа по профориентации приобрета­ет все большие масштабы, в них (раздаются специальные кабинеты по профессиональной ориентации. В школах увеличивается удель­ный вес работы по профессиональному просвещению и профессио­нальному воспитанию учащихся, в ПТУ уделяется больше внима­ния профессиональной консультации, профадаптации учащихся школ и их профессиональному воспитанию, на предприятиях — профпросвещению, профконсультации, профадаптации молодежи в рабочем коллективе.

Важнейшим условием эффективности системы профориентацион­ной работы является преемственность отдельных ее этапов — в общеобразовательной школе, в учебных заведениях профессионально-технического образования и на производстве. На каждом из них профориентация имеет свои задачи, свои методы.

Так, основная задача профориентационной работы в школе — профессиональное просвещение и определение способностей и про­фессиональных намерений учащихся (первый этап).

Для второго этапа профориентации характерна си­стематизация опыта, знаний, умений и навыков, приобретенных на первом этапе, в школе.

Систематическая, повседневная связь школы и ПТУ помогает учителям при обучении и воспитании учитывать особенности буду­щего профессионального образования и уже в стенах школы вести подготовку рабочих кадров.

Особенностью третьего этапа профориентационной ра­боты с молодежью является профессиональная адаптация, закрепле­ние молодого рабочего, колхозника в условиях данного произ­водства.

Таким образом, социальная и профессиональная адаптация мо­лодежи может быть обеспечена в условиях тесной связи, преемствен­ности в профориентационной работе школы, ПТУ и производства. Лишь на этой основе можно обеспечить наиболее глубокое овладе­ние профессией и подготовку молодежи к сознательному, самостоя­тельному творческому труду.

Однако говорить о преемственности можно лишь в том случае, когда эти три звена действуют не только последовательно, но и совместно. ПТУ и производство, решая свойственные им задачи профессиональной ориентации, не должны замыкаться только в стенах своего учебного заведения или завода, а оказывать помощь в работе школы. А это, в свою очередь, обеспечит комплектование училищ и производств более подготовленными юношами и девуш­ками с точки зрения их способностей и моральной подготовлен­ности к труду. Эту взаимосвязь можно отразить в следующей схеме:

Формы совместной работы школы, ПТУ и производства по профориентации учащихся

Основные формы совместной работы школ, ПТУ и производства

по профориентации учащихся следующие:

участие в городских (районных) межведомственных советах по профессиональной ориентации молодежи;

совместное проведение заседаний педагогических советов школ, ПТУ по профориентации учащихся;

создание профориентационных клубов с участием школ, ПТУ и предприятий;

создание профориентационных бригад из учащихся ПТУ и школ;

шефство учебных групп и мастеров ПТУ, коллективов цехов, участков, бригад над школами и отдельными классами;

экскурсии учащихся в ПТУ, на предприятия;

проведение совместных вечеров отдыха, спортивных соревно­ваний, смотров художественной самодеятельности, выставок тех­нического творчества, походов по местам боевой и трудовой славы народа;

помощь предприятий и ПТУ школам в оформлении учебно-мето­дических кабинетов профориентации;

взаимосвязь в работе общественных организаций школ, ПТУ и предприятий;

организация бесед о ведущих профессиях, экономическом раз­витии города, села, района, потребности в профессиях;

организация дня открытых дверей на предприятиях, в учебных заведениях (ПТУ, техникумы, вузы), УПК;

выделение специалистов для практического обучения учащихся.

Рассмотрим эти формы совместной работы школы с профтехучи­лищами и производством. Названные выше мероприятия должны быть заранее запланированы и в целом представлять собой опреде­ленную систему ознакомления учащихся с училищами и производ­ством. Поэтому в планировании профориентационной работы на­ряду с представителями школьных организаций должны принимать участие представители заводов, фабрик, колхозов, совхозов, го­родских и сельских профтехучилищ.

Основные знания о профессиях учащиеся получают в процессе изучения школьных дисциплин. Поэтому путь к осуществлению связи школа —ПТУ —производство рекомендуется начать с оз­накомления прежде всего самих учителей школы с профтехучили­щами, заводами и фабриками, колхозами и совхозами города, района области.

Учителям следует предварительно ознакомиться с училищами. Знакомство лучше всего начать с посещения ПТУ, присутствия на педсовете при обсуждении учебно-воспитательной работы, а затем уже осмотреть учебные мастерские и кабинеты, посетить кабинет профессиональной ориентации, изучить условия и правила приема в ПТУ и т. д.

Учителям необходимо также хорошо знать производственное окружение школы, потребности города, района, области в кадрах, чтобы целенаправленно проводить профориентационную работу с учащимися, которая поможет создать необходимую основу для проведения совместных профориентационных мероприятий, и прежде всего экскурсий.

Цель экскурсии в профессионально-техническое училище — ознакомить учащихся с профилем ПТУ, требованиями, предъявля­емыми к поступающему.

Производственные экскурсии помогают лучше понять основы современного производства, составить верное представление о со­держании и условиях труда.

Положительные результаты в ознакомлении школьников с про­фессиями завода или училища дает краеведческая работа. Руко­водство изучением материала по истории завода, колхоза, совхоза, училища можно возложить на учителя истории.

Работникам профтехобразования рекомендуется также ознако­миться с состоянием профориентационной работы в школе, изучить учебные планы и программы школы, планы работы комсомольских и пионерских организаций. С руководством школы необходимо до­говориться о системе проводимых общих мероприятий, решить орга­низационные вопросы.

Самое серьезное внимание следует уделять ориентации самих учащихся на выбор рабочих профессий. Сделать это могут проду­манные и последовательно проводимые беседы е учащимися о про­фессиях. Так, первую, вводную беседу может провести классный руководитель. Вторую беседу следует организовать в училище. В ней надо рассказать о профессиях, которые можно получить в училище, ознакомить с содержанием и характером труда, ролью в народном хозяйстве страны. Завершить беседу полезно экскур­сией по училищу/ Это мероприятие проводят работники ПТУ и его учащиеся. 'Третью беседу проводят на шефствующем предприятии. Здесь учащиеся реально знакомятся с условиями работы и требо­ваниями, предъявляемыми профессией к человеку.

Все эти беседы должны проходить при активном участии школь­ников, так как только в этом случае они смогут вызвать интерес у учащихся к рабочим профессиям. Поэтому очень важно проду­мать организацию беседы и подбор лиц, проводящих беседы.

Не менее важными для профориентации школьников "являются встречи их с учащимися ПТУ и молодыми производственниками, а также с ветеранами труда. В проведении этих встреч важно разыс­кать людей, которые смогли бы расположить учащихся к довери­тельному, откровенному разговору.

Одной из наиболее важных форм совместной работы школы, ПТУ и производства является шефство учебных групп и мастеров ПТУ, коллективов цехов, участков, бригад над школами и отдель­ными классами. Следует всемерно развивать такое общение школь­ников и представителей производства.

Наиболее существенным средством ознакомления подростков с профессиями является создание профориентационных бригад из учащихся ПТУ и школьников. Практическое освоение элементов некоторых профессий начинается на уроках труда в школе. Пра­вильно организованное трудовое обучение школьников может стать одним из важных путей установления тесных деловых контактов между школой, ПТУ и производством. Целесообразно также прове­дение уроков трудового обучения в мастерских и кабинетах ПТУ.

Наблюдая за школьниками во время работы в ПТУ, можно видеть, что учащиеся с большим интересом работают в учебно-произ­водственных мастерских, у многих возникает интерес к данным видам труда и стремление участвовать в практике учащихся ПТУ.

Для осуществления задач профессионального просвещения школьников следует организовывать выступления представителей училищ и специалистов производства на классных часах, на за­нятиях кружков, организовывать совместные культурные и спор­тивные мероприятия (соревнования, турпоходы, вечера).

Большую помощь в профориентационной работе может оказать правильная и четкая организация соревнования между коллективами классов школ и групп ПТУ, школьными и производственными коллективами. Но при этом необходимо раз­работать четкие условия соревнования, обеспечить его гласность.

В целях профориентации можно широко использовать общие трудовые мероприятия: всесоюзные ленинские субботники, вос­кресники по благоустройству территории школ, училищ, пред­приятий и т. д.

Одним из важных звеньев работы школы по профориентации является работа с родителями. Для ее организации следует при­влекать представителей училищ и предприятий. Формы организа­ции такой работы могут быть различные: советы содействия семье и школе, советы наставников, родительские собрания, контакт с ро­дительским комитетом школы, приглашения родителей в училища, проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Не менее важным в профориентационной работе школы являет­ся использование печатных информационных материалов — проспектов, красочных плакатов, листовок, буклетов, рассказываю­щих о характере труда той или иной профессии на данном пред­приятии или в ПТУ.

Целенаправленное распространение информационных материа­лов служит интересам предприятия и ПТУ, так как является дей­ственным средством пропаганды рабочих профессий и привлечения молодежи на работу по этим профессиям.

Большое значение имеет оформление наглядных профинформа-ционных материалов, дающих конкретную информацию о содержа­нии труда по профессии, о ПТУ и предприятии, о перспективах учебы и работы и т. д. Это могут быть стенды об училищах, пред­приятиях, профессиях. Используют стенды при организации профориентационных встреч, бесед, диспутов, конкурсов и т.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (2 ЧАСА)

Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы. Совместной работы школы, УПК и промышленных предприятий по профориентации учащихся на рабочие профессии. Трудоустройство и профессиональная адаптация молодёжи на промышленных предприятиях.

Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы

Экономика нашей страны составляет единый народнохозяйст­венный комплекс, охватывающий все отрасли общественного про­изводства, распределения и обмена.

Научно-технический прогресс — это такое развитие общест­венного производства, при котором происходит диалектическое слияние поступательного движения двух относительно самостоя­тельных социальных явлений — науки и техники — в единое це­лое. И при этом наука все больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

Сущность научно-технического прогресса состоит в постепен­ной замене физического и однообразного умственного труда чело­века машинами на основе внедрения научных достижений в произ­водство. Создание и применение машин позволяет ставить на служ­бу человеку безграничные силы природы, многократно увеличи­вать эффективность и возможности человеческой деятельности. Главным результатом применения машин является рост произво­дительности общественного труда, усиление его творческого ха­рактера, облегчение и улучшение условий труда.

Лидирующая роль науки по отношению к технике становится все более явной. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектро­ника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, про­изводство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно револю­ционизирующей технику: перестраивается техническая основа тех­нологии производства, начиная с использования разнообразных материалов и кончая применением системы машин и формами орга­низации и управления, отношением человека к производству.

В наше время — век научно-технической революции, которая охватывает все стороны жизни общества и предъявляет повышен­ные требования к каждому человеку, его знаниям и профессио­нальной подготовке, — характер многих массовых профессий ко­ренным образом изменяется, физический труд перекладывается на «плечи» машин, а в характере труда рабочего все больше места занимают функции управления и контроля.

Социологические исследования показывают, что в содержании труда сталевара на электропечах умственный труд составляет 70% рабочего времени, у аппаратчиков, работающих у щитов авто­матического управления на химическом производстве,—90%, а у наладчиков автоматических линий — 95%.

Это подтверждает еще раз, что содержание профессий в наше время постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения, некоторые старые профессии отмирают, а новые профессии появляются. В горной и угольной промышленно­сти исчезли профессии саночника, забойщика, работавших вруч­ную, и появились такие, как машинист горных комбайнов, погру­зочных конвейеров, врубовых машин и др. В сталелитейном произ­водстве разливщики, канавщики, сифонщики заменены профессией оператора непрерывной разливки стали. Механизация трудоемких работ в машиностроении приводит к сокращению таких профессий, как модельщики по деревянным и металлическим моделям, валь­цовщики, контролеры, маркировщики и т. д. За последние 20 лет в связи с развитием электронной техники, электроприборострое­ния и автоматики число специальностей, занятых в этой сфере труда, выросло с 13 до 47. Подобные изменения происходят во всех отраслях промышленности, что приводит к изменению про­фессионального состава рабочих.

Роль рабочего в современном производстве больше не опреде­ляется только его физическими способностями. Он должен хорошо знать производство, уметь обслуживать сложную технику, контро­лировать технологические процессы, работу оборудования, квали­фикация его должна постоянно расти, что в свою очередь расши­ряет возможность более широкого применения инженерно-техниче­ского труда, органически соединяет умственный и физический труд производственной деятельности людей.

Все это требует от работника постоянного роста не только профессиональных, технических и экономических, но и общеобразовательных знаний, повышения общего культурно-технического уровня.

Использование научно-технических достижений в народном хозяйстве позволяет экономить труд сотен тысяч трудящихся. В ре­зультате они освобождаются от малопроизводительного тяжелого физического труда и получают возможность эффективнее приме­нять свои знания и способности на участках с более высокой произ­водительностью.

Однако следует иметь в виду, что по условиям производства потребность в квалифицированных кадрах не по всем профессиям одинакова. Работников, владеющих одними профессиями, требует­ся больше, других — меньше.

В промышленности наибольшее распространение получили про­фессии типа: человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек.

Материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства является машиностроение. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении высоких темпов научно-техниче­ского прогресса, роста производительности труда, повышения эффективности общественного производства, в дальнейшем инду­стриальном развитии всех отраслей народного хозяйства.

Но любая техника мертва без человека, без его знаний, умений и способностей. Самые совершенные станки нуждаются в управлении, наладке, производимой человеком, и чем совершеннее станок, тем больше знаний требуется от рабочего, тем шире должен быть его технический кругозор.

Качественные изменения характера многих рабочих профессий требуют серьезной и глубокой подготовки молодых специалистов. В нашей стране имеется целая система подготовки рабочих кад­ров для промышленности:

средние профессионально-технические училища с трех-четырехгодичным сроком обучения, в которых юноши и девушки, окон­чившие восемь классов, получают среднее образование и про­фессию;

технические училища, дающие рабочую квалификацию молоде­жи, окончившей среднюю общеобразовательную школу;

межшкольные учебно-производственные комбинаты, обучающие старшеклассников основам рабочих профессий;

учебно-курсовые комбинаты предприятий и строительных орга­низаций, в короткий срок обучающие молодого рабочего той или иной профессии;

индивидуально-бригадный метод обучения непосредственно на производстве.

Положительными особенностями этой системы следует считать ее гибкость, возможность быстро приспосабливать объем подго­товки рабочих кадров к потребностям данного производства. При этом ценно то, что профессиональное обучение строится на широкой основе общего трудового политехнического обучения и воспитания.

Основной недостаток индивидуально-бригадного обучения ра­бочих непосредственно на промышленных предприятиях заключает­ся в том, что не обеспечивает гармонического сочетания обще­образовательных знаний со специальными техническими, так как дает узкопрофессиональную подготовку.

Таким образом, в условиях современной научно-технической революции одной из важнейших предпосылок рационального использования труда работающего населения стало обеспечение по­стоянного соответствия между знаниями, трудовыми умениями и навыками, профессиональной подготовкой человека и техникой, а также меняющимися условиями производства. Научно-техниче­ский прогресс способствует более интенсивным изменениям в про­фессионально-квалификационной структуре работающих, повыше­нию требований к уровню квалификации кадров, сокращению сро­ков обновления ранее приобретенных знаний.