Взаимосвязь школы и семьи в профориентации учащихся
Работа школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению привлечь широкую родительскую общественность.
Основные направления работы школы с родителями следующие:
психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции;
активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий, диспутов);
индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников.
Одной из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями является беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла. Первый цикл включает общие вопросы профориентации, второй — проблемы, связанные с изучением личности ребенка, третий — вопросы по трудоустройству и профессиональной адаптации молодого рабочего.
Приведем примерную тематику бесед с родителями:
«Выбор профессии — задача социальная», «Мир профессий», «Индивидуальные способности ребенка и выбор профессии», «Трудовое воспитание в семье — важный фактор подготовки детей к сознательному выбору профессии», «Пути формирования профессиональных интересов и способностей у детей», «Трудоустройство и профессиональная адаптация».
В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей. При этом учитель сообщает родителям те сведения, которые были выявлены на основе анкетирования учащихся, анализа их сочинений на соответствующие темы и т. д.
Необходимые сведения по профориентации школьников родители могут также получить, участвуя в работе лектория.
В программу лектория для родителей по профессиональной ориентации молодежи могут быть включены такие темы: «Человек и его работа», «Труд в развитом обществе», «Особенности современного производства и выбор профессии», «Многообразие профессий и их классификация», «Профориентация молодежи, ее цели и задачи», «Интересы, способности, призвание человека и выбор профессии», «Психофизиологические особенности подростка и выбор профессии», «Здоровье и выбор профессии», «Волевые качества личности и выбор профессии», «Роль родителей в трудовом воспитании детей», «Система подготовки кадров в .районе, городе (профессионально-технические училища, техникумы, вузы, курсы)», «Преимущества подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования», «От школьной скамьи до передовика производства» (встречи с передовыми людьми производства).
Для родителей, дети которых учатся в VII—VIII классах, целесообразно организовать лекции по проблеме «Современная система профессионально-технического образования»: «Система профтехобразования — «кузница» по подготовке рабочих кадров нового типа», «Содержание общего и политехнического образования в ПТУ», «Система профессиональной подготовки учащихся в профессионально-технических училищах», «Характеристика городских профессионально-технических училищ данного экономического района», «Характеристика сельских профессионально-технических училищ данного экономического района».
В уголке для родителей в кабинете профориентации школы следует поместить список рекомендуемой для родителей литературы, представить здесь же часть этой литературы.
Большей эффективности в работе с родителями можно достичь, если педагогическую пропаганду осуществлять с помощью самих же родителей, если подключать отцов и матерей школьников к активной совместной работе с учащимися.
Определенную ценность в профориентации учащихся представляет работа с родителями в условиях УПК.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, ПТУ, ПРОИЗВОДСТВА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ (2 ЧАСА)
Взаимосвязь школы, ПТУ, производства – необходимое условие профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии. Формы совместной работы школы, ПТУ, производства по профессиональной ориентации молодёжи.
Взаимосвязь школы, ПТУ и производства – необходимое условие профориентации учащихся на рабочие профессии
Основную часть высококвалифицированных рабочих массовых профессий готовят в системе профессионально-технического образования. Поэтому каждый учитель школы должен осознавать, что забота о завтрашнем дне рабочего класса — это забота о пополнении профессионально-технических училищ. Следовательно, ориентация школьников на получение рабочих профессий — это ориентация их на поступление в училища системы профтехобразования.
В решении задачи по ориентации учащихся на рабочие профессии главная роль принадлежит школе. Но успех всей этой работы в большой степени зависит от участия профтехучилищ и производства, от их тесного сотрудничества со школой. Только общими усилиями можно добиться более целенаправленной ориентации молодого поколения на рабочие профессии.
Совместная деятельность школы, ПТУ и производства по профессиональной ориентация должна осуществляться под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, при активном участии педагогических коллективов школ и ПТУ, администрации и общественности.
Особенно тесный контакт необходим в работе комсомольских организаций школ, ПТУ и производства. Здесь возможны такие мероприятия, как совместные комсомольские собрания школьников, учащихся ПТУ и комсомольцев-производственников, на которых обсуждается совместная деятельность этих организаций по ориентации учащихся на профессии, нужные городу, району, стране. Известно, что в нашей стране сложилась определенная система подготовки молодежи к труду. Она имеет три этапа: общее политехническое образование, в процессе которого осуществляется соединение обучения учащихся с производительным трудом и решается задача их подготовки к выбору профессий; профессиональное обучение — подготовка по конкретной специальности в ПТУ или на производстве; усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков в производственных условиях. Таким образом, преемственность в профориентационной работе между школой, ПТУ и производством логически вытекает из объективных условий подготовки рабочих кадров.
Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся должна носить планомерный, систематический, комплексный и целенаправленный характер, осуществляется дифференцированно по отношению к разным возрастным группам.
Целенаправленность профориентационной работы предусматривает учет потребности в кадрах и наряду с общим ознакомлением молодежи с профессиями народного хозяйства работу по воспитанию интереса к конкретным рабочим профессиям, в частности к тем, по которым ведется подготовка в ПТУ. В школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может быть описана история училищ и базовых промышленных предприятий, созданы красочные альбомы и стенды с рассказами о профессиях, нужных производству, за классами в школах могут быть закреплены наставники с производства и шефы из училищ. По единому совместному плану возможно проведение встреч с передовиками производства, экскурсий, совместных вечеров отдыха, комсомольских собраний, организаций в школах выставок технического творчества учащихся профтехучилищ и др.
Такая разнообразная, интересная и целенаправленная работа по воспитанию у учащихся коммунистического отношения к труду и уважения к людям труда, расширению информации учащихся о профессиях, получаемых в училищах, повышению престижности рабочих профессий, ознакомлению с социальными и экономическими условиями труда рабочих, с общественно-политической и физкультурно-массовой работой в ПТУ позволяет увеличивать число выпускников школ, поступающих в ПТУ и становящихся лучшими производственниками на базовых предприятиях.
Комплексный многоаспектный характер осуществления профориентационной работы — один из важнейших ее принципов. В этой работе нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа школ, ПТУ и предприятий по профориентации молодежи.
Важную роль в координации этой работы играют комиссии по трудоустройству молодежи при рай(гор)исполкомах, межведомственные советы по профориентации учащихся, которые в планах работы по профориентации предусматривают проведение организационных мероприятий по пропаганде рабочих профессий училищ; совместную работу с учителями школ по изучению потребности города и базовых предприятий в кадрах рабочих профессий; работу с родителями по профессиональной ориентации; ознакомление учащихся старших классов с профессиями, приобретаемыми в ПТУ, с потребностями города в кадрах; работу с базовыми предприятиями по закреплению выпускников училищ на производстве.
Эффективность проводимой профориентационной работы зависит от соблюдения таких условий, как непрерывность работы, максимальное использование традиций школы, ПТУ, производства, традиций комсомола, тесный контакт коллективов ПТУ и школ.
Возможности совместной работы школ, ПТУ и предприятий в настоящее время все более расширяются, так как и в каждой школе, ПТУ и на предприятиях работа по профориентации приобретает все большие масштабы, в них (раздаются специальные кабинеты по профессиональной ориентации. В школах увеличивается удельный вес работы по профессиональному просвещению и профессиональному воспитанию учащихся, в ПТУ уделяется больше внимания профессиональной консультации, профадаптации учащихся школ и их профессиональному воспитанию, на предприятиях — профпросвещению, профконсультации, профадаптации молодежи в рабочем коллективе.
Важнейшим условием эффективности системы профориентационной работы является преемственность отдельных ее этапов — в общеобразовательной школе, в учебных заведениях профессионально-технического образования и на производстве. На каждом из них профориентация имеет свои задачи, свои методы.
Так, основная задача профориентационной работы в школе — профессиональное просвещение и определение способностей и профессиональных намерений учащихся (первый этап).
Для второго этапа профориентации характерна систематизация опыта, знаний, умений и навыков, приобретенных на первом этапе, в школе.
Систематическая, повседневная связь школы и ПТУ помогает учителям при обучении и воспитании учитывать особенности будущего профессионального образования и уже в стенах школы вести подготовку рабочих кадров.
Особенностью третьего этапа профориентационной работы с молодежью является профессиональная адаптация, закрепление молодого рабочего, колхозника в условиях данного производства.
Таким образом, социальная и профессиональная адаптация молодежи может быть обеспечена в условиях тесной связи, преемственности в профориентационной работе школы, ПТУ и производства. Лишь на этой основе можно обеспечить наиболее глубокое овладение профессией и подготовку молодежи к сознательному, самостоятельному творческому труду.
Однако говорить о преемственности можно лишь в том случае, когда эти три звена действуют не только последовательно, но и совместно. ПТУ и производство, решая свойственные им задачи профессиональной ориентации, не должны замыкаться только в стенах своего учебного заведения или завода, а оказывать помощь в работе школы. А это, в свою очередь, обеспечит комплектование училищ и производств более подготовленными юношами и девушками с точки зрения их способностей и моральной подготовленности к труду. Эту взаимосвязь можно отразить в следующей схеме:
Формы совместной работы школы, ПТУ и производства по профориентации учащихся
Основные формы совместной работы школ, ПТУ и производства
по профориентации учащихся следующие:
участие в городских (районных) межведомственных советах по профессиональной ориентации молодежи;
совместное проведение заседаний педагогических советов школ, ПТУ по профориентации учащихся;
создание профориентационных клубов с участием школ, ПТУ и предприятий;
создание профориентационных бригад из учащихся ПТУ и школ;
шефство учебных групп и мастеров ПТУ, коллективов цехов, участков, бригад над школами и отдельными классами;
экскурсии учащихся в ПТУ, на предприятия;
проведение совместных вечеров отдыха, спортивных соревнований, смотров художественной самодеятельности, выставок технического творчества, походов по местам боевой и трудовой славы народа;
помощь предприятий и ПТУ школам в оформлении учебно-методических кабинетов профориентации;
взаимосвязь в работе общественных организаций школ, ПТУ и предприятий;
организация бесед о ведущих профессиях, экономическом развитии города, села, района, потребности в профессиях;
организация дня открытых дверей на предприятиях, в учебных заведениях (ПТУ, техникумы, вузы), УПК;
выделение специалистов для практического обучения учащихся.
Рассмотрим эти формы совместной работы школы с профтехучилищами и производством. Названные выше мероприятия должны быть заранее запланированы и в целом представлять собой определенную систему ознакомления учащихся с училищами и производством. Поэтому в планировании профориентационной работы наряду с представителями школьных организаций должны принимать участие представители заводов, фабрик, колхозов, совхозов, городских и сельских профтехучилищ.
Основные знания о профессиях учащиеся получают в процессе изучения школьных дисциплин. Поэтому путь к осуществлению связи школа —ПТУ —производство рекомендуется начать с ознакомления прежде всего самих учителей школы с профтехучилищами, заводами и фабриками, колхозами и совхозами города, района области.
Учителям следует предварительно ознакомиться с училищами. Знакомство лучше всего начать с посещения ПТУ, присутствия на педсовете при обсуждении учебно-воспитательной работы, а затем уже осмотреть учебные мастерские и кабинеты, посетить кабинет профессиональной ориентации, изучить условия и правила приема в ПТУ и т. д.
Учителям необходимо также хорошо знать производственное окружение школы, потребности города, района, области в кадрах, чтобы целенаправленно проводить профориентационную работу с учащимися, которая поможет создать необходимую основу для проведения совместных профориентационных мероприятий, и прежде всего экскурсий.
Цель экскурсии в профессионально-техническое училище — ознакомить учащихся с профилем ПТУ, требованиями, предъявляемыми к поступающему.
Производственные экскурсии помогают лучше понять основы современного производства, составить верное представление о содержании и условиях труда.
Положительные результаты в ознакомлении школьников с профессиями завода или училища дает краеведческая работа. Руководство изучением материала по истории завода, колхоза, совхоза, училища можно возложить на учителя истории.
Работникам профтехобразования рекомендуется также ознакомиться с состоянием профориентационной работы в школе, изучить учебные планы и программы школы, планы работы комсомольских и пионерских организаций. С руководством школы необходимо договориться о системе проводимых общих мероприятий, решить организационные вопросы.
Самое серьезное внимание следует уделять ориентации самих учащихся на выбор рабочих профессий. Сделать это могут продуманные и последовательно проводимые беседы е учащимися о профессиях. Так, первую, вводную беседу может провести классный руководитель. Вторую беседу следует организовать в училище. В ней надо рассказать о профессиях, которые можно получить в училище, ознакомить с содержанием и характером труда, ролью в народном хозяйстве страны. Завершить беседу полезно экскурсией по училищу/ Это мероприятие проводят работники ПТУ и его учащиеся. 'Третью беседу проводят на шефствующем предприятии. Здесь учащиеся реально знакомятся с условиями работы и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
Все эти беседы должны проходить при активном участии школьников, так как только в этом случае они смогут вызвать интерес у учащихся к рабочим профессиям. Поэтому очень важно продумать организацию беседы и подбор лиц, проводящих беседы.
Не менее важными для профориентации школьников "являются встречи их с учащимися ПТУ и молодыми производственниками, а также с ветеранами труда. В проведении этих встреч важно разыскать людей, которые смогли бы расположить учащихся к доверительному, откровенному разговору.
Одной из наиболее важных форм совместной работы школы, ПТУ и производства является шефство учебных групп и мастеров ПТУ, коллективов цехов, участков, бригад над школами и отдельными классами. Следует всемерно развивать такое общение школьников и представителей производства.
Наиболее существенным средством ознакомления подростков с профессиями является создание профориентационных бригад из учащихся ПТУ и школьников. Практическое освоение элементов некоторых профессий начинается на уроках труда в школе. Правильно организованное трудовое обучение школьников может стать одним из важных путей установления тесных деловых контактов между школой, ПТУ и производством. Целесообразно также проведение уроков трудового обучения в мастерских и кабинетах ПТУ.
Наблюдая за школьниками во время работы в ПТУ, можно видеть, что учащиеся с большим интересом работают в учебно-производственных мастерских, у многих возникает интерес к данным видам труда и стремление участвовать в практике учащихся ПТУ.
Для осуществления задач профессионального просвещения школьников следует организовывать выступления представителей училищ и специалистов производства на классных часах, на занятиях кружков, организовывать совместные культурные и спортивные мероприятия (соревнования, турпоходы, вечера).
Большую помощь в профориентационной работе может оказать правильная и четкая организация соревнования между коллективами классов школ и групп ПТУ, школьными и производственными коллективами. Но при этом необходимо разработать четкие условия соревнования, обеспечить его гласность.
В целях профориентации можно широко использовать общие трудовые мероприятия: всесоюзные ленинские субботники, воскресники по благоустройству территории школ, училищ, предприятий и т. д.
Одним из важных звеньев работы школы по профориентации является работа с родителями. Для ее организации следует привлекать представителей училищ и предприятий. Формы организации такой работы могут быть различные: советы содействия семье и школе, советы наставников, родительские собрания, контакт с родительским комитетом школы, приглашения родителей в училища, проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
Не менее важным в профориентационной работе школы является использование печатных информационных материалов — проспектов, красочных плакатов, листовок, буклетов, рассказывающих о характере труда той или иной профессии на данном предприятии или в ПТУ.
Целенаправленное распространение информационных материалов служит интересам предприятия и ПТУ, так как является действенным средством пропаганды рабочих профессий и привлечения молодежи на работу по этим профессиям.
Большое значение имеет оформление наглядных профинформа-ционных материалов, дающих конкретную информацию о содержании труда по профессии, о ПТУ и предприятии, о перспективах учебы и работы и т. д. Это могут быть стенды об училищах, предприятиях, профессиях. Используют стенды при организации профориентационных встреч, бесед, диспутов, конкурсов и т.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (2 ЧАСА)
Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы. Совместной работы школы, УПК и промышленных предприятий по профориентации учащихся на рабочие профессии. Трудоустройство и профессиональная адаптация молодёжи на промышленных предприятиях.
Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы
Экономика нашей страны составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все отрасли общественного производства, распределения и обмена.
Научно-технический прогресс — это такое развитие общественного производства, при котором происходит диалектическое слияние поступательного движения двух относительно самостоятельных социальных явлений — науки и техники — в единое целое. И при этом наука все больше превращается в непосредственную производительную силу общества.
Сущность научно-технического прогресса состоит в постепенной замене физического и однообразного умственного труда человека машинами на основе внедрения научных достижений в производство. Создание и применение машин позволяет ставить на службу человеку безграничные силы природы, многократно увеличивать эффективность и возможности человеческой деятельности. Главным результатом применения машин является рост производительности общественного труда, усиление его творческого характера, облегчение и улучшение условий труда.
Лидирующая роль науки по отношению к технике становится все более явной. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику: перестраивается техническая основа технологии производства, начиная с использования разнообразных материалов и кончая применением системы машин и формами организации и управления, отношением человека к производству.
В наше время — век научно-технической революции, которая охватывает все стороны жизни общества и предъявляет повышенные требования к каждому человеку, его знаниям и профессиональной подготовке, — характер многих массовых профессий коренным образом изменяется, физический труд перекладывается на «плечи» машин, а в характере труда рабочего все больше места занимают функции управления и контроля.
Социологические исследования показывают, что в содержании труда сталевара на электропечах умственный труд составляет 70% рабочего времени, у аппаратчиков, работающих у щитов автоматического управления на химическом производстве,—90%, а у наладчиков автоматических линий — 95%.
Это подтверждает еще раз, что содержание профессий в наше время постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения, некоторые старые профессии отмирают, а новые профессии появляются. В горной и угольной промышленности исчезли профессии саночника, забойщика, работавших вручную, и появились такие, как машинист горных комбайнов, погрузочных конвейеров, врубовых машин и др. В сталелитейном производстве разливщики, канавщики, сифонщики заменены профессией оператора непрерывной разливки стали. Механизация трудоемких работ в машиностроении приводит к сокращению таких профессий, как модельщики по деревянным и металлическим моделям, вальцовщики, контролеры, маркировщики и т. д. За последние 20 лет в связи с развитием электронной техники, электроприборостроения и автоматики число специальностей, занятых в этой сфере труда, выросло с 13 до 47. Подобные изменения происходят во всех отраслях промышленности, что приводит к изменению профессионального состава рабочих.
Роль рабочего в современном производстве больше не определяется только его физическими способностями. Он должен хорошо знать производство, уметь обслуживать сложную технику, контролировать технологические процессы, работу оборудования, квалификация его должна постоянно расти, что в свою очередь расширяет возможность более широкого применения инженерно-технического труда, органически соединяет умственный и физический труд производственной деятельности людей.
Все это требует от работника постоянного роста не только профессиональных, технических и экономических, но и общеобразовательных знаний, повышения общего культурно-технического уровня.
Использование научно-технических достижений в народном хозяйстве позволяет экономить труд сотен тысяч трудящихся. В результате они освобождаются от малопроизводительного тяжелого физического труда и получают возможность эффективнее применять свои знания и способности на участках с более высокой производительностью.
Однако следует иметь в виду, что по условиям производства потребность в квалифицированных кадрах не по всем профессиям одинакова. Работников, владеющих одними профессиями, требуется больше, других — меньше.
В промышленности наибольшее распространение получили профессии типа: человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек.
Материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства является машиностроение. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении высоких темпов научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения эффективности общественного производства, в дальнейшем индустриальном развитии всех отраслей народного хозяйства.
Но любая техника мертва без человека, без его знаний, умений и способностей. Самые совершенные станки нуждаются в управлении, наладке, производимой человеком, и чем совершеннее станок, тем больше знаний требуется от рабочего, тем шире должен быть его технический кругозор.
Качественные изменения характера многих рабочих профессий требуют серьезной и глубокой подготовки молодых специалистов. В нашей стране имеется целая система подготовки рабочих кадров для промышленности:
средние профессионально-технические училища с трех-четырехгодичным сроком обучения, в которых юноши и девушки, окончившие восемь классов, получают среднее образование и профессию;
технические училища, дающие рабочую квалификацию молодежи, окончившей среднюю общеобразовательную школу;
межшкольные учебно-производственные комбинаты, обучающие старшеклассников основам рабочих профессий;
учебно-курсовые комбинаты предприятий и строительных организаций, в короткий срок обучающие молодого рабочего той или иной профессии;
индивидуально-бригадный метод обучения непосредственно на производстве.
Положительными особенностями этой системы следует считать ее гибкость, возможность быстро приспосабливать объем подготовки рабочих кадров к потребностям данного производства. При этом ценно то, что профессиональное обучение строится на широкой основе общего трудового политехнического обучения и воспитания.
Основной недостаток индивидуально-бригадного обучения рабочих непосредственно на промышленных предприятиях заключается в том, что не обеспечивает гармонического сочетания общеобразовательных знаний со специальными техническими, так как дает узкопрофессиональную подготовку.
Таким образом, в условиях современной научно-технической революции одной из важнейших предпосылок рационального использования труда работающего населения стало обеспечение постоянного соответствия между знаниями, трудовыми умениями и навыками, профессиональной подготовкой человека и техникой, а также меняющимися условиями производства. Научно-технический прогресс способствует более интенсивным изменениям в профессионально-квалификационной структуре работающих, повышению требований к уровню квалификации кадров, сокращению сроков обновления ранее приобретенных знаний.