Роль наставничества в профессиональной адаптации молодежи
Одним из важных средств успешной профессиональной адаптации молодых работников является трудовое наставничество. Зародилось наставничество еще в 30-е гг. 20 века, но особенно широко распространилось в 70-е и последующие годы. В современных условиях в связи с развитием наставничества и его успехами в профессиональной адаптации и воспитании молодежи возникла даже отрасль педагогики, изучающая это социально-педагогическое явление в нашей жизни.
Наставничество представляет одну из форм взаимодействия школ, ПТУ, специальных средних и высших учебных заведений и производства. В допроизводственном периоде профессиональной адаптации молодежи наставники работают в тесном контакте с педагогическими коллективами школ, ПТУ и других учебных заведений, воспитывают у подрастающего поколения творческое отношение к труду. В производственный период наставник призван обеспечить наиболее эффективную профессиональную подготовку молодежи, содействовать успешной профессиональной и социальной адаптации молодых людей на производстве. Наставники способствуют закреплению молодежи на производстве, борьбе с текучестью кадров.
Известно, что текучесть кадров очень дорого обходится государству. В.В. Крымов и Л.А. Даниленко провели исследование на Волжском автомобильном заводе, которое «показало, что у рабочего, решившего уволиться, в течение месяца производительность труда снижается на 10—15%, а в период увольнения на 30—40%. Та же тенденция наблюдается и у вновь принятого на работу. В течение первых двух месяцев освоения специальности (период адаптации) производительность труда его ниже на 10—12%, а в последующие три месяца на 5—6%. В итоге потери при смене места работы составляют 20—25 человеко-дней. Если учесть, что с момента увольнения до поступления на новую работу в среднем проходит 30—35 дней, то окажется, что общие потери достигают 50—55 человеко-дней».
Вот почему работа по профессиональной адаптации имеет важное народнохозяйственное значение, а эффективность профадаптационной работы в современных условиях немыслима без наставничества. Наставничество следует рассматривать как целенаправленный, систематический и непрерывный производственно-педагогический процесс с целью передачи подрастающему поколению лучших производственных и идейно-нравственных качеств старшего поколения. В результате этой деятельности происходит ускоренный процесс профессиональной и социальной адаптации молодежи на производстве.
Движение наставничества стало одним из ярких воплощений в повседневной жизни, в производственной практике традиций глубокого усвоения всего лучшего, передового, что выработало наше общество в процессе становления, развития и передачи этого бесценного приобретения молодому поколению. Воспитанию молодой смены рабочего класса, формированию из молодых рабочих не только мастеров своего дела, но и безгранично преданных строителей нового общества отдают наставники свои добытые нелегким трудом знания, умения, навыки, а вместе с тем рабочую закалку, любовь к родной земле.
Основными функциями наставника, таким образом, являются помощь в профессиональной адаптации, приобщение к традициям коллектива, помощь в личных делах. Беря шефство над новичком, наставник помогает ему освоить приемы труда, организации рабочего места, рационального использования материалов, рабочего времени, помогает в выполнении общественных поручений, в организации нерабочего времени, приобщает к занятиям спортом, художественной самодеятельностью и т. д. Наставник помогает своему подопечному решить личные проблемы, связанные с жильем, бытом и др.
Все свои воздействия наставник выполняет в тесном контакте и взаимодействии с комсомольской и профсоюзной организациями, администрацией, семьей, общественностью.
Наставником может быть не только пожилой, но и молодой, образованный, хорошо знающий свое дело рабочий. Как показывает опыт, в этом случае легче устанавливается контакт подопечного и шефа.
Шефство может организовываться не только в индивидуальном порядке, но и по группам, когда наставник берет под свою опеку целую группу молодых рабочих, осваивающих одну специальность.
Наставничество значительно сокращает срок профессиональной адаптации и вселяет у молодежи уверенность в правильности выбора своего трудового пути. Наставники передают эстафету труда из настоящего в будущее. Они передают свой опыт молодой смене.
Наставничество нашло широкое распространение во всех трудовых коллективах страны. На многих крупных предприятиях созданы советы, комиссии наставников, организуется обмен опытом, соревнование между ними, учеба наставников, в которой активное участие принимают научные работники вузов, отраслевых университетов.
Экономическая функция соревнования в рамках предприятия заключается в повышении трудовой активности работников на основе самостоятельности в труде и распространении трудового опыта.
Социальная функция соревнования состоит в привлечении трудящихся к управлению производством, повышении их знаний в области экономики и управления.
Воспитательная функция соревнования заключается в воспитании и самовоспитании людей в духе сотрудничества и взаимной помощи.
Хорошо продуманное и организованное соревнование способствует включению молодого рабочего в профессиональный коллектив, делает возможным применение целого комплекса воздействий на него и решение многих воспитательных задач.
РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ (2 ЧАСА)
Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Взаимосвязь школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся.
Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии
Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания.
Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.
Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся наший педагог А. С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье. «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни, ибо в нашей Конституции также сказано: «От каждого — по способностям, каждому — по труду».
Антон Семенович считал, что труд должен носить не принудительный, а творческий характер и к такому труду семья должна готовить своих детей. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта.
А.С. Макаренко полагал, что в трудовом обучении школьник получает не только рабочую подготовку, но при этом формирует и свои нравственные качества, отношение к другим людям. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, замечал А.С. Макаренко, который спокойно смотрит, как работают другие, пользуется плодами их трудов, такой человек — самый безнравственный человек в нашом обществе. И наоборот, совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение друг к другу.
Антон Семенович писал, что в труде человек получает не только физическое развитие (хотя это является важным и совершенно необходимым элементом физической культуры), но главная польза труда — в психическом, духовном развитии человека.
И кроме этого, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что труд наряду с его общественно-производственной значимостью имеет большое значение в личной жизни: люди, у которых спорится и удается дело, не теряются ни при каких обстоятельствах.
В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию юноша или девушка получают в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Однако родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».
Идеи, высказанные выдающимся нашим педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где лежат игрушки и где он играет. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и уже отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. В семье всегда должна сохраняться атмосфера коллективизма.
Профессор И. Ф. Свадковский в лекции на тему «Воспитание детей в труде» говорит родителям: «Вы хотите, чтобы ваш воспитанник был счастливым человеком, сделайте его трудолюбивым.
Главная задача, стоящая перед нашой семьей, — воспитывать у детей главную моральную черту — любовь к труду, которая является одним из элементов коммунистической морали».
На воспитание у детей таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственное отношение к труду, требовательность к себе и т. д., большое влияние оказывает отношение к труду членов семьи. Если каждый член семьи любит свою работу, увлечен ею, честно трудится, отдает все свои силы любимой работе, то у детей, естественно, возникают интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, формируется правильное отношение к труду и уважение к людям труда.
Но ясно, что только одним своим положительным примером родители не могут привести к нужным результатам в воспитании. Лишь в труде могут развиться у ребенка его трудовые качества. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и к умственному труду. Отец и мать являются для подростка самыми близкими людьми, и именно к ним в первую очередь обратится он за советом, определяя свой дальнейший трудовой путь. И как важно, чтобы этот совет был верным.
Часто любовь родителей к своей профессии переходит к детям. Много в нашей стране рабочих династий, общий трудовой стаж которых исчисляется несколькими десятками лет. Но иногда родители не могут правильно поставить в своей семье трудовое воспитание ребенка, его подготовку к будущей трудовой жизни. Здесь особенно важной становится руководящая роль школы. Ознакомление родителей с основными вопросами подготовки детей к выбору профессии — важный этап работы учителя с родителями. Разумеется, этим не исчерпывается деятельность школы. По общему плану профориентационной работы организуются и другие мероприятия (см. приложение 3).
Выбор эффективных форм работы учителя в семье возможен при условии обстоятельного знания семей воспитанников. С этой целью следует использовать разные методы, и прежде всего беседу, наблюдение, анкетирование. Но основной путь изучения семьи учащегося — посещение ее. Оно дает необходимую информацию о семейной атмосфере, о детях, помогает определить, как можно использовать помощь родителей ребенка в его трудовом воспитании, а также об оказании необходимой помощи семье.
При посещении педагогом семей на дому ставится задача: научить родителей наблюдать за профессиональными намерениями Детей и при необходимости их корректировать; посоветовать родителям книги, которые полезно читать ребенку, занятия, которыми Целесообразно заняться ему, и т. д. Полезно порекомендовать родителям прочесть педагогическую литературу, в частности по программе профориентации.
Бывая в семьях своих учеников, беседуя с родителями об их ребенке, учитель устанавливает более тесный контакт с родителями, привлекает их внимание к решению проблемы выбора профессии их детьми.
Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать для учащихся достаточным стимулом для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее.
Поэтому надо родителям чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении, обо всем том, что приносит радость труда. В то же время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своим субъективным отрицательным отношением к отдельным профессиям и передавали его своим детям. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и определить их трудовой жизненный путь.