Роль наставничества в профессиональной адаптации молодежи

Одним из важных средств успешной профессиональной адапта­ции молодых работников является трудовое наставни­чество. Зародилось наставничество еще в 30-е гг. 20 века, но особенно широко распространилось в 70-е и последующие годы. В современных условиях в связи с развитием наставничества и его успехами в профессиональной адаптации и воспитании молодежи возникла даже отрасль педагогики, изучающая это социально-педагогическое явление в нашей жизни.

Наставничество представляет одну из форм взаимодействия школ, ПТУ, специальных средних и высших учебных заведений и производства. В допроизводственном периоде профессиональной адаптации молодежи наставники работают в тесном контакте с педагогическими коллективами школ, ПТУ и других учебных заве­дений, воспитывают у подрастающего поколения творческое отно­шение к труду. В производственный период наставник призван обеспечить наиболее эффективную профессиональную подготовку молодежи, содействовать успешной профессиональной и социаль­ной адаптации молодых людей на производстве. Наставники спо­собствуют закреплению молодежи на производстве, борьбе с текучестью кадров.

Известно, что текучесть кадров очень дорого обходится госу­дарству. В.В. Крымов и Л.А. Даниленко провели исследование на Волжском автомобильном заводе, которое «показало, что у рабо­чего, решившего уволиться, в течение месяца производительность труда снижается на 10—15%, а в период увольнения на 30—40%. Та же тенденция наблюдается и у вновь принятого на работу. В течение первых двух месяцев освоения специальности (период адаптации) производительность труда его ниже на 10—12%, а в последующие три месяца на 5—6%. В итоге потери при смене места работы составляют 20—25 человеко-дней. Если учесть, что с момента увольнения до поступления на новую работу в среднем проходит 30—35 дней, то окажется, что общие потери достигают 50—55 человеко-дней».

Вот почему работа по профессиональной адаптации имеет важ­ное народнохозяйственное значение, а эффективность профадаптационной работы в современных условиях немыслима без наставни­чества. Наставничество следует рассматривать как целенаправ­ленный, систематический и непрерывный производственно-педагоги­ческий процесс с целью передачи подрастающему поколению лучших производственных и идейно-нравственных качеств старшего поколения. В результате этой деятельности происходит ускоренный процесс профессиональной и социальной адаптации молодежи на производстве.

Движение наставничества стало одним из ярких воплощений в повседневной жизни, в производственной практике традиций глубокого усвоения всего лучшего, передового, что выработало наше общество в процессе становления, развития и передачи этого бесценного приобретения молодому поколению. Воспитанию мо­лодой смены рабочего класса, формированию из молодых рабочих не только мастеров своего дела, но и безгранично преданных строителей нового общества отдают на­ставники свои добытые нелегким трудом знания, умения, навыки, а вместе с тем рабочую закалку, любовь к родной земле.

Основными функциями наставника, таким образом, являются помощь в профессиональной адаптации, приобщение к традициям коллектива, помощь в личных делах. Беря шефство над новичком, наставник помогает ему освоить приемы труда, организации ра­бочего места, рационального использования материалов, рабочего времени, помогает в выполнении общественных поручений, в орга­низации нерабочего времени, приобщает к занятиям спортом, ху­дожественной самодеятельностью и т. д. Наставник помогает своему подопечному решить личные проблемы, связанные с жиль­ем, бытом и др.

Все свои воздействия наставник выполняет в тесном контакте и взаимодействии с комсомольской и профсоюзной организация­ми, администрацией, семьей, общественностью.

Наставником может быть не только пожилой, но и молодой, образованный, хорошо знающий свое дело рабочий. Как показы­вает опыт, в этом случае легче устанавливается контакт подопеч­ного и шефа.

Шефство может организовываться не только в индиви­дуальном порядке, но и по группам, когда наставник берет под свою опеку целую группу молодых рабочих, осваивающих одну специальность.

Наставничество значительно сокращает срок профессиональной адаптации и вселяет у молодежи уверенность в правильности вы­бора своего трудового пути. Наставники передают эстафету труда из настоящего в будущее. Они передают свой опыт молодой смене.

Наставничество нашло широкое распространение во всех тру­довых коллективах страны. На многих крупных предприятиях созданы советы, комиссии наставников, орга­низуется обмен опытом, соревнование между ними, учеба настав­ников, в которой активное участие принимают научные работники вузов, отраслевых университетов.

Экономическая функция соревнования в рамках предприятия заключается в повышении трудовой актив­ности работников на основе самостоятельности в труде и распро­странении трудового опыта.

Социальная функция соревнования состоит в привлечении трудящихся к управлению производством, повышении их знаний в области экономики и управления.

Воспитательная функция соревнования заключается в вос­питании и самовоспитании людей в духе сотрудничества и взаим­ной помощи.

Хорошо продуманное и организованное со­ревнование способствует включению молодого рабочего в профес­сиональный коллектив, делает возможным применение целого комплекса воздействий на него и решение многих воспитательных задач.

 

 

РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ (2 ЧАСА)

Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Взаимосвязь школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся.

 

Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии

Школа, семья, общественность формируют подростка как буду­щего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания.

Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значитель­ное влияние оказывают условия семейного воспитания.

Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внима­ние уделял выдающийся наший педагог А. С. Макаренко. В ста­тье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и зна­чение трудового воспитания в семье. «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключи­тельно от того, насколько он в состоянии будет принимать уча­стие в общественном труде, насколько он будет к этому подготов­лен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материаль­ный уровень его жизни, ибо в нашей Конституции также сказано: «От каждого — по способностям, каждому — по труду».

Антон Семенович считал, что труд должен носить не принуди­тельный, а творческий характер и к такому труду семья должна готовить своих детей. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта.

А.С. Макаренко полагал, что в трудовом обучении школьник получает не только рабочую подготовку, но при этом формирует и свои нравственные качества, отношение к другим людям. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, замечал А.С. Макаренко, который спокойно смотрит, как работают другие, пользуется плодами их трудов, такой человек — самый безнравст­венный человек в нашом обществе. И наоборот, совместное тру­довое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость только и могут создать пра­вильное отношение друг к другу.

Антон Семенович писал, что в труде человек получает не только физическое развитие (хотя это является важным и совершенно необходимым элементом физической культуры), но главная польза труда — в психическом, духовном развитии человека.

И кроме этого, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что труд наряду с его общественно-производственной зна­чимостью имеет большое значение в личной жизни: люди, у кото­рых спорится и удается дело, не теряются ни при каких обстоя­тельствах.

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое вос­питание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию юноша или девушка получают в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Однако родители не должны думать, что семейное вос­питание не оказывает никакого влияния на получение квалифика­ции. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значе­ние для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое вос­питание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».

Идеи, высказанные выдающимся нашим педагогом, актуаль­ны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. Ребен­ку должно быть указано, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где лежат игрушки и где он игра­ет. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и уже отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. В семье всегда должна сохраняться атмосфера коллективизма.

Профессор И. Ф. Свадковский в лекции на тему «Воспитание детей в труде» говорит родителям: «Вы хотите, чтобы ваш воспи­танник был счастливым человеком, сделайте его трудолюбивым.

Главная задача, стоящая перед нашой семьей, — воспитывать у детей главную моральную черту — любовь к труду, которая является одним из элементов коммунистической морали».

На воспитание у детей таких качеств, как дисциплинирован­ность, трудолюбие, ответственное отношение к труду, требователь­ность к себе и т. д., большое влияние оказывает отношение к труду членов семьи. Если каждый член семьи любит свою работу, увле­чен ею, честно трудится, отдает все свои силы любимой работе, то у детей, естественно, возникают интересы, намерения, связан­ные с будущей трудовой жизнью, формируется правильное отноше­ние к труду и уважение к людям труда.

Но ясно, что только одним своим положительным примером родители не могут привести к нужным результатам в воспитании. Лишь в труде могут развиться у ребенка его трудовые качества. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуаль­ные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и к умственному труду. Отец и мать являются для подростка самыми близкими людьми, и именно к ним в первую очередь обратится он за советом, определяя свой дальнейший трудовой путь. И как важно, чтобы этот совет был верным.

Часто любовь родителей к своей профессии переходит к детям. Много в нашей стране рабочих династий, общий трудовой стаж которых исчисляется несколькими десятками лет. Но иногда роди­тели не могут правильно поставить в своей семье трудовое воспита­ние ребенка, его подготовку к будущей трудовой жизни. Здесь особенно важной становится руководящая роль школы. Озна­комление родителей с основными вопросами подготовки детей к выбору профессии — важный этап работы учителя с родителями. Разумеется, этим не исчерпывается деятельность школы. По обще­му плану профориентационной работы организуются и другие ме­роприятия (см. приложение 3).

Выбор эффективных форм работы учителя в семье возможен при условии обстоятельного знания семей воспитанников. С этой целью следует использовать разные методы, и прежде всего беседу, наблюдение, анкетирование. Но основной путь изучения семьи учащегося — посещение ее. Оно дает необходимую информацию о семейной атмосфере, о детях, помогает определить, как можно использовать помощь родителей ребенка в его трудовом воспита­нии, а также об оказании необходимой помощи семье.

При посещении педагогом семей на дому ставится задача: на­учить родителей наблюдать за профессиональными намерениями Детей и при необходимости их корректировать; посоветовать роди­телям книги, которые полезно читать ребенку, занятия, которыми Целесообразно заняться ему, и т. д. Полезно порекомендовать родителям прочесть педагогическую литературу, в частности по программе профориентации.

Бывая в семьях своих учеников, беседуя с родителями об их ребенке, учитель устанавливает более тесный контакт с родителя­ми, привлекает их внимание к решению проблемы выбора профес­сии их детьми.

Часто случается, что удовлетворенность родителей своей про­фессией может стать для учащихся достаточным стимулом для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее.

Поэтому надо родителям чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении, обо всем том, что приносит радость труда. В то же время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своим субъективным отрицательным отношением к отдельным профессиям и передавали его своим детям. Родители должны по­мочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и определить их трудовой жизненный путь.