Профессиональный отбор (подбор) и его роль в правильном профессиональном направлении личности в соответствии с потребностями народного хозяйства в кадрах
Постоянно изменяющиеся содержание и характер труда, научно-технический прогресс требуют сознательного, целенаправленного регулирования социальной и профессиональной структуры производительных сил общества. В нашей стране еще наблюдается некоторое несоответствие намерений молодежи, с одной стороны, с потребностями общества — с другой.
Неправильное профессиональное самоопределение молодежи часто порождает текучесть кадров, что наносит ущерб общественному производству, расстановке и использованию рабочих кадров.
Наличие, с одной стороны, разнообразных профессий и специальностей, с другой — людей, отличающихся целым рядом устойчивых индивидуальных профессионально ценных характеристик, настоятельно требует организации и проведения определенной научно обоснованной работы с молодежью по оказанию ей помощи в выборе профессии, учебного заведения, по расстановке и перерасстановке на рабочих местах.
Возникновение профессионального отбора (подбора) связано с разделением труда, с появлением различных профессий. Выбирая себе профессию, человек старается, чтобы она отвечала его физическим и интеллектуальным возможностям, склонностям, интересам. Работающие люди, по словам К. Маркса, «классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям»2. В таких случаях происходит естественный стихийный профессиональный отбор, при котором нередко допускаются ошибки в самооценке личностных качеств.
Такой профессиональный отбор в ряде отраслей труда является причиной аварий и травматизма. Исследование причин аварий показало, что около 60% произошли вследствие профессиональной непригодности работников.
Опыт показывает также, что одинаковые или сходные по содержанию производственные операции осваиваются, а затем и самостоятельно выполняются различными людьми с разной мерой напряжения и успеха. Одни работники сравнительно быстро и легко обучаются профессии и производительно трудятся, другие затрачивают на это много усилий, испытывают переутомление; причем слишком дорогой ценой они достигают не лучшего, а нередко худшего результата, чем их более удачливые коллеги.
Отсюда следует вывод, что для разрешения этой проблемы необходима организация научно обоснованного отбора (подбора), который должен избавить общество от материальных потерь, снизить .текучесть рабочих кадров, причем прежде всего среди молодежи. Эта работа должна способствовать тому, чтобы оканчивающий среднюю школу остановил свой выбор на профессии, соответствующей его возможностям и склонностям и важной для общества.
Впервые со всей остротой вопрос о научно организованном профессиональном отборе встал на рубеже XXI—XIIX вв. Бурное развитие науки и техники, появление новых профессий привело к возникновению ряда проблем. Трудности в освоении профессий, текучесть рабочей силы, рост числа несчастных случаев, как выяснилось, были обусловлены тем, что не учитывались индивидуальные особенности людей, не проверялось их соответствие профессии.
Поскольку трудами ряда исследователей была доказана экономическая выгода такого рационального распределения рабочих кадров, когда «каждый человек на своем месте», хозяева промышленных компаний в разных странах стали охотно финансировать организации, ставящие своей задачей профотбор.
В республике вопросы профотбора (подбора) разрабатываются с учетом процессов адаптации организма к профессиональной деятельности, необходимости обеспечить лицу, поступающему на работу, не только овладение умениями и навыками, но и всестороннее физическое и духовное развитие и укрепление здоровья.
Проблема профессионального отбора (подбора) в нашей стране сейчас встала как государственная задача большой важности в связи с тем, что все усложняющееся производство предъявляет повышенные требования к работникам. Все эти требования связаны с научно-техническим прогрессом, а потому объективно обусловлены и подлежат научно обоснованному учету и изучению.
В настоящее время во многих городах при университетах, на крупных предприятиях организуются лаборатории профориентации, одной из важных функций которых является осуществление профотбора (подбора). Примером такой лаборатории может служить лаборатория, организованная при производственном объединении «Ждановтяжмаш». В лаборатории изучают профессиональные интересы, склонности, способности личности, психофизиологические свойства. Затем на основании полученных результатов дают рекомендацию осваивать ту или иную заводскую профессию. В своей работе сотрудники лаборатории пользуются специальными приборами.
Обработка и анализ полученных результатов в ходе изучения личности школьника позволяют сделать вывод о наличии у него определенных психофизиологических особенностей. На этом основании профконсультант уже может рекомендовать определенный круг профессий, соответствующий особенностям исследуемого, а также указать на те виды трудовой деятельности, которые или нежелательны или противопоказаны для него совсем.
Но чаще профотбор (подбор) проводят с целью выявить соответствие или несоответствие человека какой-то определенной профессии. Для того чтобы сказать «да» или «нет», специалист должен знать не только особенности человека, но и требования, предъявляемые профессией к человеку, те положительные или отрицательные последствия, к которым может привести труд по избранной специальности. С этой целью специалисты составляют профессиограммы и психограммы.
Профессиограмма — это исчерпывающее описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку.
Примером может служить профессиограмма токаря.
Частью профессиограммы является психограмма — сводка требований, предъявляемых к психике человека, т. е. перечень необходимых данному профессионалу способностей.
Сопоставив результаты исследований с профессиограммой и психограммой, специалист может дать положительный или отрицательный ответ в каждом конкретном случае. Если выяснится, что особенности человека не соответствуют требованиям профессии, то отказ при объективном и научно обоснованном проведении работы по профотбору (подбору) следует рассматривать как экономически и социально оправданный.
Опыт показывает, что удачный выбор профессии, труд по способностям, как правило, дает не только положительные экономические результаты, но и внутренне обогащает человека, повышает уровень его нравственности и гражданского сознания. С этой точки зрения правильное решение вопроса «кем быть» является предпосылкой формирования сознательной, морально совершенной, целеустремленной личности труженика.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ (2 ЧАСА)
Профессиональная адаптация – завершающее звено профессиональной ориентации молодёжи. Роль наставничества в профессиональной адаптации молодёжи.
Профессиональная адаптация — завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления обучающихся в общеобразовательных школах по профилю трудового обучения, в профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, колхозников, служащих к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. Ряд исследователей процесс профессиональной адаптации делят на два периода: допроизводственный (в школе, ПТУ, техникуме, вузе) и производственный (уже непосредственно на работе, в производственных условиях).
Надо полагать, что профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому. В ходе
изучения основ наук в школе, на уроках трудового обучения, во внеклассной работе этот процесс продолжает развиваться.
Для выпускников VIII класса, изъявивших желание учиться в ПТУ или средних специальных учебных заведениях, процесс адаптации продолжается в этих учебных заведениях, а для учащихся, поступивших в IX класс, —в школе, УПК, в трудовых объединениях, а затем после окончания школы (или среднего специального учебного заведения) непосредственно на работе в производственных условиях или учебе в вузе, а после вуза —на предприятии, в учреждении.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе приспособления к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на вопрос «Кем быть?», выявляются недостатки проведенной работы по профориентации. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную профессиональную группу освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника и т. д.
В процессе приспособления к коллективу можно выделить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления —работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к коллективу, усвоение его установок.
Успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе, о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими, служащими) торжественной присяги и т. д.
Большую помощь в успешной адаптации молодого работника должны оказать комсомольская, профсоюзная организации, администрация, общественность предприятия, отдел кадров.
На предприятиях, где работа с молодежью поставлена на достаточную высоту, разработан определенный порядок приема подростков на работу. С подростком беседуют в отделе кадров, выясняют его интересы, жизненные планы, знакомят с целями и задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, отдыха, занятий спортом. Затем с молодым человеком беседует начальник цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации, в Музей трудовой славы. И наконец, мастер ведет рабочего на место его работы, знакомит с бригадой, условиями труда, оборудованием, наставником.
Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений вообще степень удовлетворенности работой и избранной специальностью выше.
С первых дней работы комсомольская и профсоюзная организации должны привлекать молодого работника к участию в общественной жизни, в художественной самодеятельности и т. д.
Особого внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после окончания средней школы, не имеющие определенной специальности и каких-либо профессиональных планов. Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому человеку предоставляют возможность или оставаться на своем рабочем месте, или перейти в другой цех и освоить другую профессию.
На многих предприятиях для таких рабочих организуют краткосрочные курсы, где они приобретают необходимый минимум знаний и умений по определенной специальности.
Однако быстрее и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической подготовки, выше разряд, и работают они с большим интересом.
Заслуживает внимания и опыт тех предприятий, которые устанавливают тесный контакт с профтехучилищами, школами, выпускники которых потом приходят к ним на работу. Учащиеся ПТУ проходят на базовых предприятиях производственную практику, а школьники—производственное обучение. Учащиеся XI—XII классов проходят производственное обучение в цехах объединения, а рабочие объединения —частые гости в школах. Поэтому, если по окончании школы выпускники приходят на предприятие работать, то оказывается, что коллектив им знаком, рабочее место тоже. Все это обеспечивает успешность профессиональной и социально-психологической адаптации.
Хороший результат наблюдается и на предприятиях, формирующих бригады с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих направляют в комсомольско-молодежные бригады. Там общность интересов всех членов бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией.
Большое значение для адаптации молодежи имеет ее профессионально-квалификационный рост. Если молодым рабочим давать задания, сложность которых постепенно возрастает, то эти рабочие быстро усовершенствуют свое мастерство, лучше раскроют свои способности, повысят квалификацию. И как следствие этого значительно повышается инициативность и творческое отношение молодых рабочих к порученному делу.
А.Э. Котляр справедливо указывает на некоторые общие принципы организации системы профессионально-квалификационного продвижения кадров.
Во-первых, это принцип равных возможностей и очередности. Он заключается в том, что для конкретного продвижения работника (получение разряда, занятие должности) ему заранее предъявляют требования, которым должен отвечать претендент на данную должность или разряд. Если претендентов несколько, то устанавливается очередность.
Во-вторых, это принцип примата внутренних перемещений, заключающийся в том, что для заполнения вакансий на рабочем месте высокой квалификации привлекаются в первую очередь рабочие данного предприятия. Это расширяет возможности квалификационного роста.
Важным условием профессионально-квалификационного роста является ежегодная аттестация молодых рабочих, при которой учитывается образовательный уровень, квалификация, участие в техническом творчестве и общественной жизни. Эта работа позволяет подойти к каждому работнику индивидуально.
Эффективно в этом отношении принятие индивидуальных планов профессионального и идейно-культурного роста.
Текучесть кадров во многом зависит от условий труда, возможностей отдыха, наличия жилища, транспорта, культурных учреждений, детских садов, школ и т. д., а главное —от характера труда и его организации. Как правило, содержательный, творческий, высококвалифицированный труд привлекает молодежь и способствует ее закреплению на производстве.