Методика проведения профконсультаций

В организации профессиональных консультаций важное значе­ние имеет методика их проведения. Прежде всего профконсультацию следует рассматривать как длительный процесс. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консульти­руемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной обстановке.

Большие возможности для проведения профконсультаций уча­щихся (причем групповых) на массовые рабочие профессии дает преподавание в школе основ наук и трудового обучения. Учителя трудового обучения как на уроках, так и во время учебно-произ­водственной практики имеют возможность систематически и целе­направленно в форме рассказа решать многие вопросы профессио­нальной консультации школьников. Этому способствует также учебно-материальная база трудового и производственного обуче­ния, рабочие помещения, учебные мастерские, кабинеты и лабора­тории по профилям трудового обучения, кабинеты обслуживающего труда, школьные учебно-опытные участки, учебно-производствен­ные объекты трудовых объединений школьников и т. д. Если эта база по своему содержанию приближена к передовым производст­вам, то учителю легче осуществлять профконсультацию, раскры­вая условия профессионального труда рабочего и колхозника на конкретных примерах.

В целях профконсультаций может быть использована вводная школьная лекция. Построение ее возможно по следую­щему плану (данному НИИ профессионально-технического образо­вания в «Памятке профконсультанту»):

многообразие мира профессионального труда в нашей стране;

важность и трудность выбора профессии молодым человеком;

условия правильного выбора профессии (соответствие личных качеств, интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и направленности к избранной профессии при одно­временном соответствии этой профессии потребностям общества).

Типичные ошибки учащихся при выборе профессии: перенесе­ние своего отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на профессию; увлечение внешней стороной профессии; незнание или игнорирование тех своих особенностей, которые противопоказаны выбранной профессии; выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств.

Правильный выбор профессии — необходимое условие про­фессионального и социального роста личности.

Внеклассная и внешкольная работа по трудовому воспитанию учащихся также содержит богатейшие возможности для органи­зации профессиональной консультации учащихся. При этом осо­бая роль принадлежит трудовым объединениям школьников (уче­ническим производственным бригадам, школьным лесничествам, отрядам старшеклассников, лагерям труда и отдыха). Руководите­ли трудовых объединений с помощью шефов-наставников, врачей, родительской общественности могут консультировать школьников по широкому кругу профессионального труда.

В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Беседа выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контроли­рующую, корректирующую и информационную.

Рассматривая ознакомительную функцию беседы, следует под­черкнуть, что консультационная беседа — это процесс активного общения. Поэтому в процессе знакомства консультанту необходимо показать себя человеком, заинтересованным проблемами, стоящи­ми перед учащимися, готовым помочь дружеским советом, а не навязывать свое мнение. При этом можно рекомендовать органи­зацию знакомства с применением предварительно заполненной анкеты. Консультант знакомится с ней предварительно (как и с другими документами), но в ходе беседы просматривает ее вновь и задает вопросы, уточняющие данные школьником сведения. Для выявления интересов школьника можно провести беседу по обсуж­дению некоторых вопросов. Это может быть разговор об отношениях к одноклассникам, родственникам, о любимых фильмах, книгах, увлечениях.

Диагностическая функция беседы связана с выявлением готов­ности школьника к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. При этом выясняют следующие вопросы: когда и как складывались профессиональные намерения (или интересы), их устойчивость, степень самостоятельно принятого решения, кто (или что) повлиял на выбор, представление о профес­сии, источники получения сведений о ней. Для установления со­ответствия личностных качеств избираемой профессии необходимо предусмотреть вопросы, позволяющие выявить уровень развития этих качеств. В ходе беседы выясняют также, как вообще ученик представляет свою будущую трудовую деятельность, в чем видит смысл труда, в какой мере труд является для него потребностью, т. е. определить мотивы выбора профессии.

Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы — это дублирующие и косвенные вопросы, позво­ляющие проверить точность и объективность ответов.

В ходе диагностической беседы одновременно осуществляется и контролирующая функция — уточняются данные, полученные во время предварительного изучения личности школьников.

Заключительная часть беседы выполняет в основном корректи­рующую роль, если в этом есть необходимость, т. е. в случае не­соответствия психофизиологических качеств личности выбираемой профессии. При этом раскрываются ошибки и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопреде­ления.

Одновременно сообщается необходимая информация о содержа­нии профессионального труда, о возможности овладения профессией, путях трудоустройства и т. д. При этом можно указать школь­никам справочную литературу.

В содержании профконсультационной беседы можно выделить аспекты: психолого-педагогический, информационно-ознакомитель­ный и справочно-рекомендательный. Хотя такое деление условно, но все же необходимо. Профконсультанту приходится проводить беседы с учащимися, различающимися по уровню готовности к сознательному выбору профессии и по степени устойчивости про­фессиональных намерений. Поэтому в каждом конкретном случае профконсультант должен четко представить, какой аспект пробле­мы наиболее важен для ученика.

Психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи учащимся в осознании себя активным участником обще­ственной трудовой деятельности. Для этого со школьниками об­суждают их любимые занятия, интересы (в том числе и профессио­нальные), способности, мотивы выбора профессии, психологические качества. Во время беседы ученики получают рекомендации о возможных путях развития сильных сторон личности и компенса­ции недостающих или слабо развитых качеств.

Важное условие осуществления профконсультации — доста­точно высокий уровень развития самосознания консультируемых, так как беседа с учащимися, не имеющими убеждений о необходи­мости включения в активную трудовую деятельность, не задумы­вающимися над вопросом выбора профессии, окажется напрасной. Поэтому психолого-педагогический аспект проблемы связан с об­суждением самооценки. Можно выделить три возможные самооцен­ки: адекватная, завышенная и заниженная.

Школьники, имеющие адекватную оценку, реально смотрят на свои способности и уровень их развития, правильно оценивают свои личные качества, соизмеряя их с требованиями, предъявляе­мыми профессией. Это позволяет им самостоятельно и верно ре­шать вопрос о выборе профессии. Обычно такие учащиеся с удо­вольствием проходят консультацию, легко вступают в контакт и активно обсуждают возникшие вопросы.

Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, очень высокого мнения о своих возможностях, самоуверенны, имеют обычно ориен­тацию только на высшие учебные заведения и не считают нужными для себя другие пути получения специальности. С такими учащи­мися необходима длительная индивидуальная работа, включаю­щая детальный анализ способностей школьников, подготовка их к возможному пересмотру своего решения. Если ученик и не сразу согласится с доводами консультанта, то в дальнейшем, оказавшись в конкретной ситуации, он сможет принять верное решение. При этом необходимо разграничивать учащихся с высоким уровнем развития способностей, познавательных интересов, которым в жизни многое удавалось легко, и учеников со средним и низким уровнем развития. Формы работы с данными категориями школь­ников должны быть различными.

Учащиеся с заниженной самооценкой не уверены в себе, часто их жизненные планы неопределенны. При этом также приходится иметь дело с различными учащимися: одни имеют действительно заниженную самооценку (это учащиеся со средним и низким уров­нем развития способностей), другие — мнимую (с высоким уров­нем развития способностей). Поэтому в данном случае и перед консультантом стоит задача прежде всего выявления причин по­добной самооценки, а затем и ее устранения.

Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений учащихся о различных видах профес­сиональной деятельности. При этом необходимо избегать сужения темы беседы к какой-нибудь одной профессии, чтобы не вызвать у школьников отрицательной реакции.

Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретны­ми сведениями о возможности получения специального образова­ния, трудоустройства (об учебном заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о воз­можности трудоустройства, перспективах квалификационного и должностного роста). Учащийся должен получить точные, исчер­пывающие сведения по всем интересующим его вопросам. В про­тивном случае теряется ценность этого вида консультации.

Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений и тем самым не подмена права чело­века на свободу выбора профессии.

Особая роль в методике организации профконсультаций с уча­щимися принадлежит рекомендации им справочной литературы о профессиях. В эту работу необходимо включить школьную биб­лиотеку. Работники библиотеки могут составить и рекомен­дательные списки литературы, ознакомить с ними учащихся и организовывать выставки этой литературы.

Оправдывает в организации профконсультаций широкий про­смотр кинофильмов и телепередач о профессиях, а также прослу­шивание радиобесед о выборе профессий.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ (2 ЧАСА)

Цель и задачи профессионального отбора. Профессиональный отбор и его роль в правильном профессиональном направлении личности в соответствии с потребностями государства в кадрах.

 

Цели и задачи профотбора (подбора)

Составной частью профориентации является профессио­нальный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наи­большей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существую­щих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обус­ловливает доступность человеку одних видов труда и одновре­менно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями, не хлеборобами и не учителями.

Но, отвергая понимание способностей как врожденных осо­бенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных особен­ностей, задатков — психофизиологических предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробио­логии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспек­тивы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении. «Большое внимание в недалеком будущем, — пишет Л.Аркадии, — будет обращено, очевидно, и на поиск путей коррекции нашей биогалактики. Иными словами, человек захочет исправить, улучшить свои задатки, полученные по наследству».

Абсолютная профессиональная пригодность — это соответствие физических качеств и психофизиологических особенностей челове­ка профессиональным требованиям. Если эти качества и особен­ности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.

Наш первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Научную организацию труда надо начинать с надлежащего выбора профессии, ибо все правила организации труда на 9/10 не достигнут цели, если допущена в самом начале ошибка: на данную профессию поставлено лицо, совершенно не подходящее по своей психофизиологической конституции».

В начале 20-х гг. наший физиолог К. X. Кекчеев говорил: «Понятно, что не каждый человек пригоден для работы по любой профессии: необходимо иметь соответствующие физические и пси­хические свойства». И далее он отмечал: «Является также аксио­мой, многими лицами, к сожалению, еще не понятой, что произво­дительность труда всей нации тогда будет ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, соответствую­щих их особенностям».

Совершенно прав был К.X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям является одной из составных частей научной организации труда.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психоло­гической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — конста­тирующий и организующий. Констатирующий проф­отбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В слу­чае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особен­ности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и за­дачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

Правильный профотбор (подбор) следует производить с по­мощью психологов, физиологов, медиков. Так, для определения пригодности подростка к работе наладчика станков необходимо выяснить порог зрительного различия и связь между корой боль­ших полушарий и подкорковыми структурами, а к работе водителя или оператора — скорость сенсомоторных реакций. Для станоч­ника важна легкая приспособляемость к однообразной и повторяю­щейся работе, способность к длительной концентрации внимания, для слесаря — глазомер, точность движений. Все это должны определять психофизиологи труда. Профотбор (подбор) необходим и в условиях общеобразовательной школы, ибо во многих из них осуществляется производственное обучение.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен дальнейший рост ограничений к некоторым профес­сиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физиче­ских и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограниче­ния, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать и полюбить одну из них.

Каждая профессия требует от человека добросовестного, чест­ного отношения к работе. В связи с этим важно воспитать у под­растающего поколения трудолюбие и высокое чувство обществен­ного долга.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за не­достаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы и техникумы вступительные экза­мены еще не дают оснований судить о профессиональной пригод­ности поступающих. Здесь необходимы научно обоснованные ха­рактеристики-рекомендации школы, диагностические методы проф­отбора (подбора).

Важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителям. Особенно это касается учителя трудового обучения. Ведь он имеет огромные возможности для осуществления изучения школьников, так как является непосредственным наблюдателем их трудовой деятельности, вообще за отношением учащихся к тру­ду и к отдельным его видам, за организацией каждым из них своего рабочего места, ходом выполнения практической работы (присут­ствие в этом элементов творчества, рационализаторства и др.). Наконец, учитель труда может увидеть конкретные результаты деятельности учащихся — изготовленные ими изделия. Все это дает возможность определить (конечно, при постоянном наблюдении за учеником и тщательном анализе этих наблюдений) склон­ности и способности школьника к определенной профессии. Так, если учитель обслуживающего труда видит, что ученица любит шить, вышивать, стремится сделать свои изделия как можно луч­ше, красивее и у нее это получается, необходимо закреплять и развивать эти склонности. Возможно, в дальнейшем они перерастут в мастерство швеи, вышивальщицы и т. д. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять спо­собности учащихся и развивать их. Однако не всегда на уроках труда можно выявить способности учащихся. Возможно, у учени­ка и есть склонности к определенным видам деятельности, но в школе они никак не проявляются. И в этом случае необходимо найти их и использовать в работе по профотбору (подбору).

В трудовой и общественной деятельности человека складывается его характер. Но, возникая таким образом, он в свою очередь на­кладывает отпечаток на жизнь человека, его дела и поступки.

Характеру наших людей присуща прежде всего принци­пиальность. Она основывается на передовом научном мировоз­зрении и выражается в коммунистической морали и активном участии в строительстве нового общества. Существенными чертами характера человека являются такие черты, как сильная и твердая воля, правдивость, честность, жизнерадостность, чувство товари­щества и др. Все эти качества присущи в той или иной степени каждому человеку. Однако степень развития определенных черт характера может повлиять на выбор и успешное овладение про­фессией. Так, человек волевой и мужественный может с успехом овладеть профессиями, требующими значительного напряжения, преодоле­ния трудностей, принятия решений в трудных условиях. Вместе с тем этого нельзя сказать о людях слабохарактерных, безвольных. Таким людям необходимо выбирать менее ответственные профес­сии, которые заключаются в постоянном многообразии действия или не предполагают принятия этой личностью ответственных ре­шений.

Профессионально важными (а часто и определяющими) явля­ются не только черты характера, но и темперамент, а следовательно, и сила чувств, эмоциональная возбудимость и впечатлительность, энергичность, скорость принятия решений, быстрота смены на­строений.

Если черты характера человека складываются под воздействием воспитания, то особенности темперамента мало поддаются измене­ниям. Поэтому это важно учитывать и в соответствии с этим и изучать личность школьника. Зная особенности темперамента ученика, не следует ими пренебрегать, а по возможности подбирать такой вид деятельности, характер труда которой наиболее соот­ветствует данному типу темперамента.

В основном люди характеризуются средним выражением ука­занных черт. Но есть люди с ярко выраженными характеристиками темперамента —типичные холерики, меланхолики и др. В этих случаях особенно следует учитывать соответствие темперамента человека условиям труда. В противном случае (даже если профес­сия очень нравится человеку) он сможет достичь успехов в работе (причем не очень высоких, а скорее удовлетворительных) слишком дорогой ценой — перенапряжением, потерей здоровья и т. д. Все это должны знать не только учителя, но и ученики, чтобы правиль­но подходить к самооценке своих способностей и личностных ка­честв.

Указанные и другие способности человека, например вид па­мяти (образная, логическая, эмоциональная), мышления (наглядно-действенное или абстрактно-логическое), особенности восприятия, воображения, четкость и координированность движения рук, ши­рота поля зрения, цветовая чувствительность, скорость реакции и устойчивость к неожиданным сильным опасным воздействиям и другие по-разному влияют на освоение определенными профес­сиями, самостоятельный труд по ним, ускоряя или замедляя эти процессы.

Сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качества ума, преобладающих интересов и т. д.) образует у каждого конкретного человека устойчивое един­ство, которое может рассматриваться как относительное постоян­ство психического склада личности. При непрерывном изменении психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т. п.), при на­личии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и различ­ных жизненных ситуациях, при изменениях, связанных с возраст­ным развитием и т. д., психический склад личности остается в какой-то мере постоянным.

Изучив таблицу «Специальные способности», можно узнать, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но, кроме специальных способностей, есть еще общие, без которых трудно обойтись в любом деле. Это активность, инициативность, работо­способность, развитие воли, память, внимание и др. И если спе­циальные способности необходимы только для какого-то определен­ного круга профессий, то общие способности нужно иметь каждому, какую бы он профессию ни избрал. И только сочетание общих и специальных способностей открывает широкую дорогу к успеху.

Важное место в определении профессиональной пригодности занимает изучение физиологических особенностей человека. Люди с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, под которым подразумевается отсут­ствие или наличие заболеваний, уровень развития опорно-двига­тельного аппарата, состояние внутренних органов, нервной и дыха­тельной систем, органов зрения и слуха, а также общий уровень физического развития.

Эти факторы необходимо учитывать в первую очередь, ибо именно состояние здоровья становится ограничением в выборе того или иного вида деятельности. Как известно, высокие требова­ния предъявляются к состоянию здоровья людей, выбравших себе профессии, связанные с работой на больших высотах, под водой (космонавта, летчика, водолаза). Требования профессии к личности различны. Так, например, высокие показатели остроты зрения, устойчивости ясного видения, высокая координированность дви­жений пальцев рук важны для радиомонтажника, сборщика часов, оптических приборов, но они не имеют существенного значения для слесаря механосборочных работ, который, как правило, мани­пулирует крупными деталями, приспособлениями. Швее-мотори­стке указанные качества необходимы в работе, исключая устойчи­вость ясного видения: предмет ее труда, чаще всего это ткань, которая находится в процессе постоянного перемещения, в связи с чем длительного фиксирования зрения на какой-либо мелкой детали от нее не требуется.

Особого подхода в проведении профотбора (подбора) требуют лица, имеющие физические и психофизиологические ограничения. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что ряд учащихся VII—Х(ХI) классов имеют ограничения к тому или другому виду профессиональной деятельности, а поэтому нужда­ются в совете врача. Объясняется это тем, что многие подростки, являющиеся практически здоровыми, имеют некоторые функцио­нальные отклонения. И задача состоит в том, чтобы подобрать для подростка такой вид трудовой деятельности, который бы не только не углубил имеющиеся отклонения, но и способствовал бы их корригированию.

Ряд ограничений необходим для подростков, нуждающихся в ношении очков, для лиц с умеренным искривлением позвоночника, плоскостопием, вегетативными нарушениями нервной системы, отклонениями зрения, слуха и т. д.

Консультация таким подросткам должна быть дана задолго до окончания школы, чтобы они смогли подготовить себя к тому, что некоторые профессии для них не подходят.

Педагоги, занимающиеся профессиональной ориентацией, долж­ны консультироваться у школьного врача об учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и уже с VI—VII класса посте­пенно как можно безболезненнее готовить их к выбору профессии с учетом отклонений в состоянии здоровья, т. е. подбирать для них те или иные профессии в соответствии с их психофизиологичес­кими ограничениями.

Медицинские, психофизиологические и другие ограничения при выборе профессии ни в коей мере не ущемляют свободы профессио­нального самоопределения личности, а придают ему обоснованный характер, подчиняя этот процесс логике марксистско-ленинского положения о том, что свобода —это осознанная необходимость.