Методика проведения профконсультаций
В организации профессиональных консультаций важное значение имеет методика их проведения. Прежде всего профконсультацию следует рассматривать как длительный процесс. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консультируемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной обстановке.
Большие возможности для проведения профконсультаций учащихся (причем групповых) на массовые рабочие профессии дает преподавание в школе основ наук и трудового обучения. Учителя трудового обучения как на уроках, так и во время учебно-производственной практики имеют возможность систематически и целенаправленно в форме рассказа решать многие вопросы профессиональной консультации школьников. Этому способствует также учебно-материальная база трудового и производственного обучения, рабочие помещения, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по профилям трудового обучения, кабинеты обслуживающего труда, школьные учебно-опытные участки, учебно-производственные объекты трудовых объединений школьников и т. д. Если эта база по своему содержанию приближена к передовым производствам, то учителю легче осуществлять профконсультацию, раскрывая условия профессионального труда рабочего и колхозника на конкретных примерах.
В целях профконсультаций может быть использована вводная школьная лекция. Построение ее возможно по следующему плану (данному НИИ профессионально-технического образования в «Памятке профконсультанту»):
многообразие мира профессионального труда в нашей стране;
важность и трудность выбора профессии молодым человеком;
условия правильного выбора профессии (соответствие личных качеств, интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и направленности к избранной профессии при одновременном соответствии этой профессии потребностям общества).
Типичные ошибки учащихся при выборе профессии: перенесение своего отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на профессию; увлечение внешней стороной профессии; незнание или игнорирование тех своих особенностей, которые противопоказаны выбранной профессии; выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств.
Правильный выбор профессии — необходимое условие профессионального и социального роста личности.
Внеклассная и внешкольная работа по трудовому воспитанию учащихся также содержит богатейшие возможности для организации профессиональной консультации учащихся. При этом особая роль принадлежит трудовым объединениям школьников (ученическим производственным бригадам, школьным лесничествам, отрядам старшеклассников, лагерям труда и отдыха). Руководители трудовых объединений с помощью шефов-наставников, врачей, родительской общественности могут консультировать школьников по широкому кругу профессионального труда.
В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Беседа выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую, корректирующую и информационную.
Рассматривая ознакомительную функцию беседы, следует подчеркнуть, что консультационная беседа — это процесс активного общения. Поэтому в процессе знакомства консультанту необходимо показать себя человеком, заинтересованным проблемами, стоящими перед учащимися, готовым помочь дружеским советом, а не навязывать свое мнение. При этом можно рекомендовать организацию знакомства с применением предварительно заполненной анкеты. Консультант знакомится с ней предварительно (как и с другими документами), но в ходе беседы просматривает ее вновь и задает вопросы, уточняющие данные школьником сведения. Для выявления интересов школьника можно провести беседу по обсуждению некоторых вопросов. Это может быть разговор об отношениях к одноклассникам, родственникам, о любимых фильмах, книгах, увлечениях.
Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности школьника к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. При этом выясняют следующие вопросы: когда и как складывались профессиональные намерения (или интересы), их устойчивость, степень самостоятельно принятого решения, кто (или что) повлиял на выбор, представление о профессии, источники получения сведений о ней. Для установления соответствия личностных качеств избираемой профессии необходимо предусмотреть вопросы, позволяющие выявить уровень развития этих качеств. В ходе беседы выясняют также, как вообще ученик представляет свою будущую трудовую деятельность, в чем видит смысл труда, в какой мере труд является для него потребностью, т. е. определить мотивы выбора профессии.
Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы — это дублирующие и косвенные вопросы, позволяющие проверить точность и объективность ответов.
В ходе диагностической беседы одновременно осуществляется и контролирующая функция — уточняются данные, полученные во время предварительного изучения личности школьников.
Заключительная часть беседы выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость, т. е. в случае несоответствия психофизиологических качеств личности выбираемой профессии. При этом раскрываются ошибки и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения.
Одновременно сообщается необходимая информация о содержании профессионального труда, о возможности овладения профессией, путях трудоустройства и т. д. При этом можно указать школьникам справочную литературу.
В содержании профконсультационной беседы можно выделить аспекты: психолого-педагогический, информационно-ознакомительный и справочно-рекомендательный. Хотя такое деление условно, но все же необходимо. Профконсультанту приходится проводить беседы с учащимися, различающимися по уровню готовности к сознательному выбору профессии и по степени устойчивости профессиональных намерений. Поэтому в каждом конкретном случае профконсультант должен четко представить, какой аспект проблемы наиболее важен для ученика.
Психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи учащимся в осознании себя активным участником общественной трудовой деятельности. Для этого со школьниками обсуждают их любимые занятия, интересы (в том числе и профессиональные), способности, мотивы выбора профессии, психологические качества. Во время беседы ученики получают рекомендации о возможных путях развития сильных сторон личности и компенсации недостающих или слабо развитых качеств.
Важное условие осуществления профконсультации — достаточно высокий уровень развития самосознания консультируемых, так как беседа с учащимися, не имеющими убеждений о необходимости включения в активную трудовую деятельность, не задумывающимися над вопросом выбора профессии, окажется напрасной. Поэтому психолого-педагогический аспект проблемы связан с обсуждением самооценки. Можно выделить три возможные самооценки: адекватная, завышенная и заниженная.
Школьники, имеющие адекватную оценку, реально смотрят на свои способности и уровень их развития, правильно оценивают свои личные качества, соизмеряя их с требованиями, предъявляемыми профессией. Это позволяет им самостоятельно и верно решать вопрос о выборе профессии. Обычно такие учащиеся с удовольствием проходят консультацию, легко вступают в контакт и активно обсуждают возникшие вопросы.
Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, очень высокого мнения о своих возможностях, самоуверенны, имеют обычно ориентацию только на высшие учебные заведения и не считают нужными для себя другие пути получения специальности. С такими учащимися необходима длительная индивидуальная работа, включающая детальный анализ способностей школьников, подготовка их к возможному пересмотру своего решения. Если ученик и не сразу согласится с доводами консультанта, то в дальнейшем, оказавшись в конкретной ситуации, он сможет принять верное решение. При этом необходимо разграничивать учащихся с высоким уровнем развития способностей, познавательных интересов, которым в жизни многое удавалось легко, и учеников со средним и низким уровнем развития. Формы работы с данными категориями школьников должны быть различными.
Учащиеся с заниженной самооценкой не уверены в себе, часто их жизненные планы неопределенны. При этом также приходится иметь дело с различными учащимися: одни имеют действительно заниженную самооценку (это учащиеся со средним и низким уровнем развития способностей), другие — мнимую (с высоким уровнем развития способностей). Поэтому в данном случае и перед консультантом стоит задача прежде всего выявления причин подобной самооценки, а затем и ее устранения.
Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений учащихся о различных видах профессиональной деятельности. При этом необходимо избегать сужения темы беседы к какой-нибудь одной профессии, чтобы не вызвать у школьников отрицательной реакции.
Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретными сведениями о возможности получения специального образования, трудоустройства (об учебном заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационного и должностного роста). Учащийся должен получить точные, исчерпывающие сведения по всем интересующим его вопросам. В противном случае теряется ценность этого вида консультации.
Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений и тем самым не подмена права человека на свободу выбора профессии.
Особая роль в методике организации профконсультаций с учащимися принадлежит рекомендации им справочной литературы о профессиях. В эту работу необходимо включить школьную библиотеку. Работники библиотеки могут составить и рекомендательные списки литературы, ознакомить с ними учащихся и организовывать выставки этой литературы.
Оправдывает в организации профконсультаций широкий просмотр кинофильмов и телепередач о профессиях, а также прослушивание радиобесед о выборе профессий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ (2 ЧАСА)
Цель и задачи профессионального отбора. Профессиональный отбор и его роль в правильном профессиональном направлении личности в соответствии с потребностями государства в кадрах.
Цели и задачи профотбора (подбора)
Составной частью профориентации является профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями, не хлеборобами и не учителями.
Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных особенностей, задатков — психофизиологических предрасположений к той или иной работе.
Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении. «Большое внимание в недалеком будущем, — пишет Л.Аркадии, — будет обращено, очевидно, и на поиск путей коррекции нашей биогалактики. Иными словами, человек захочет исправить, улучшить свои задатки, полученные по наследству».
Абсолютная профессиональная пригодность — это соответствие физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.
Наш первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Научную организацию труда надо начинать с надлежащего выбора профессии, ибо все правила организации труда на 9/10 не достигнут цели, если допущена в самом начале ошибка: на данную профессию поставлено лицо, совершенно не подходящее по своей психофизиологической конституции».
В начале 20-х гг. наший физиолог К. X. Кекчеев говорил: «Понятно, что не каждый человек пригоден для работы по любой профессии: необходимо иметь соответствующие физические и психические свойства». И далее он отмечал: «Является также аксиомой, многими лицами, к сожалению, еще не понятой, что производительность труда всей нации тогда будет ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, соответствующих их особенностям».
Совершенно прав был К.X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям является одной из составных частей научной организации труда.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков. Так, для определения пригодности подростка к работе наладчика станков необходимо выяснить порог зрительного различия и связь между корой больших полушарий и подкорковыми структурами, а к работе водителя или оператора — скорость сенсомоторных реакций. Для станочника важна легкая приспособляемость к однообразной и повторяющейся работе, способность к длительной концентрации внимания, для слесаря — глазомер, точность движений. Все это должны определять психофизиологи труда. Профотбор (подбор) необходим и в условиях общеобразовательной школы, ибо во многих из них осуществляется производственное обучение.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен дальнейший рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать и полюбить одну из них.
Каждая профессия требует от человека добросовестного, честного отношения к работе. В связи с этим важно воспитать у подрастающего поколения трудолюбие и высокое чувство общественного долга.
Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы и техникумы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих. Здесь необходимы научно обоснованные характеристики-рекомендации школы, диагностические методы профотбора (подбора).
Важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителям. Особенно это касается учителя трудового обучения. Ведь он имеет огромные возможности для осуществления изучения школьников, так как является непосредственным наблюдателем их трудовой деятельности, вообще за отношением учащихся к труду и к отдельным его видам, за организацией каждым из них своего рабочего места, ходом выполнения практической работы (присутствие в этом элементов творчества, рационализаторства и др.). Наконец, учитель труда может увидеть конкретные результаты деятельности учащихся — изготовленные ими изделия. Все это дает возможность определить (конечно, при постоянном наблюдении за учеником и тщательном анализе этих наблюдений) склонности и способности школьника к определенной профессии. Так, если учитель обслуживающего труда видит, что ученица любит шить, вышивать, стремится сделать свои изделия как можно лучше, красивее и у нее это получается, необходимо закреплять и развивать эти склонности. Возможно, в дальнейшем они перерастут в мастерство швеи, вышивальщицы и т. д. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять способности учащихся и развивать их. Однако не всегда на уроках труда можно выявить способности учащихся. Возможно, у ученика и есть склонности к определенным видам деятельности, но в школе они никак не проявляются. И в этом случае необходимо найти их и использовать в работе по профотбору (подбору).
В трудовой и общественной деятельности человека складывается его характер. Но, возникая таким образом, он в свою очередь накладывает отпечаток на жизнь человека, его дела и поступки.
Характеру наших людей присуща прежде всего принципиальность. Она основывается на передовом научном мировоззрении и выражается в коммунистической морали и активном участии в строительстве нового общества. Существенными чертами характера человека являются такие черты, как сильная и твердая воля, правдивость, честность, жизнерадостность, чувство товарищества и др. Все эти качества присущи в той или иной степени каждому человеку. Однако степень развития определенных черт характера может повлиять на выбор и успешное овладение профессией. Так, человек волевой и мужественный может с успехом овладеть профессиями, требующими значительного напряжения, преодоления трудностей, принятия решений в трудных условиях. Вместе с тем этого нельзя сказать о людях слабохарактерных, безвольных. Таким людям необходимо выбирать менее ответственные профессии, которые заключаются в постоянном многообразии действия или не предполагают принятия этой личностью ответственных решений.
Профессионально важными (а часто и определяющими) являются не только черты характера, но и темперамент, а следовательно, и сила чувств, эмоциональная возбудимость и впечатлительность, энергичность, скорость принятия решений, быстрота смены настроений.
Если черты характера человека складываются под воздействием воспитания, то особенности темперамента мало поддаются изменениям. Поэтому это важно учитывать и в соответствии с этим и изучать личность школьника. Зная особенности темперамента ученика, не следует ими пренебрегать, а по возможности подбирать такой вид деятельности, характер труда которой наиболее соответствует данному типу темперамента.
В основном люди характеризуются средним выражением указанных черт. Но есть люди с ярко выраженными характеристиками темперамента —типичные холерики, меланхолики и др. В этих случаях особенно следует учитывать соответствие темперамента человека условиям труда. В противном случае (даже если профессия очень нравится человеку) он сможет достичь успехов в работе (причем не очень высоких, а скорее удовлетворительных) слишком дорогой ценой — перенапряжением, потерей здоровья и т. д. Все это должны знать не только учителя, но и ученики, чтобы правильно подходить к самооценке своих способностей и личностных качеств.
Указанные и другие способности человека, например вид памяти (образная, логическая, эмоциональная), мышления (наглядно-действенное или абстрактно-логическое), особенности восприятия, воображения, четкость и координированность движения рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость реакции и устойчивость к неожиданным сильным опасным воздействиям и другие по-разному влияют на освоение определенными профессиями, самостоятельный труд по ним, ускоряя или замедляя эти процессы.
Сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качества ума, преобладающих интересов и т. д.) образует у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменении психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т. п.), при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и различных жизненных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием и т. д., психический склад личности остается в какой-то мере постоянным.
Изучив таблицу «Специальные способности», можно узнать, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но, кроме специальных способностей, есть еще общие, без которых трудно обойтись в любом деле. Это активность, инициативность, работоспособность, развитие воли, память, внимание и др. И если специальные способности необходимы только для какого-то определенного круга профессий, то общие способности нужно иметь каждому, какую бы он профессию ни избрал. И только сочетание общих и специальных способностей открывает широкую дорогу к успеху.
Важное место в определении профессиональной пригодности занимает изучение физиологических особенностей человека. Люди с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, под которым подразумевается отсутствие или наличие заболеваний, уровень развития опорно-двигательного аппарата, состояние внутренних органов, нервной и дыхательной систем, органов зрения и слуха, а также общий уровень физического развития.
Эти факторы необходимо учитывать в первую очередь, ибо именно состояние здоровья становится ограничением в выборе того или иного вида деятельности. Как известно, высокие требования предъявляются к состоянию здоровья людей, выбравших себе профессии, связанные с работой на больших высотах, под водой (космонавта, летчика, водолаза). Требования профессии к личности различны. Так, например, высокие показатели остроты зрения, устойчивости ясного видения, высокая координированность движений пальцев рук важны для радиомонтажника, сборщика часов, оптических приборов, но они не имеют существенного значения для слесаря механосборочных работ, который, как правило, манипулирует крупными деталями, приспособлениями. Швее-мотористке указанные качества необходимы в работе, исключая устойчивость ясного видения: предмет ее труда, чаще всего это ткань, которая находится в процессе постоянного перемещения, в связи с чем длительного фиксирования зрения на какой-либо мелкой детали от нее не требуется.
Особого подхода в проведении профотбора (подбора) требуют лица, имеющие физические и психофизиологические ограничения. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что ряд учащихся VII—Х(ХI) классов имеют ограничения к тому или другому виду профессиональной деятельности, а поэтому нуждаются в совете врача. Объясняется это тем, что многие подростки, являющиеся практически здоровыми, имеют некоторые функциональные отклонения. И задача состоит в том, чтобы подобрать для подростка такой вид трудовой деятельности, который бы не только не углубил имеющиеся отклонения, но и способствовал бы их корригированию.
Ряд ограничений необходим для подростков, нуждающихся в ношении очков, для лиц с умеренным искривлением позвоночника, плоскостопием, вегетативными нарушениями нервной системы, отклонениями зрения, слуха и т. д.
Консультация таким подросткам должна быть дана задолго до окончания школы, чтобы они смогли подготовить себя к тому, что некоторые профессии для них не подходят.
Педагоги, занимающиеся профессиональной ориентацией, должны консультироваться у школьного врача об учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и уже с VI—VII класса постепенно как можно безболезненнее готовить их к выбору профессии с учетом отклонений в состоянии здоровья, т. е. подбирать для них те или иные профессии в соответствии с их психофизиологическими ограничениями.
Медицинские, психофизиологические и другие ограничения при выборе профессии ни в коей мере не ущемляют свободы профессионального самоопределения личности, а придают ему обоснованный характер, подчиняя этот процесс логике марксистско-ленинского положения о том, что свобода —это осознанная необходимость.