В судостроении и судоремонте
Тема: основные металлические конструкционные материалы
Лекция №7
Материалы с высокими электропроводностью и сопротивлением
С учетом механизма прохождения электрического в металлах основным требованием к хорошим проводникам следует считать отсутствие или низкое содержание примесей. Чем оно выше, тем больше число дефектов кристаллического строения, затрудняющих перемещение электронов проводимости. Так, всего лишь 0,5 % инородных атомов понижают электропроводность Си на 15 %.
На судах практически единственным проводниковым материалом является медь марок М00, МО и Ml с пониженным содержанием примесей (см. табл. 2.20).
Использование на судах алюминия ограничено (фольга бумажных и пленочных конденсаторов и корпусов электролитических конденсаторов). Изготовление из него проводников электрического тока (проводов, шин) запрещено - вследствие образования оксидной пленки с большим электрическим сопротивлением в местах контактов значительный нагрев может привести к пожару.
От материалов с высоким омическим сопротивлением (резисторы, нагревательные элементы) требуются: а) повышенная плотность дефектов кристаллического строения, затрудняющих дрейф электронов; б) высокая сопротивляемость химической газовой коррозии (окалиностойкость). В полной мере этим требованиям отвечают высоколегированные материалы со структурой твердого раствора замещения, содержащие образующие плотные оксидные пленки элементы: алюминий, хром и др. (см. табл. 2.20)
общая классификация конструкционных материалов
Ранее было установлено, что к группе конструкционных относятся материалы:
• предназначенные прежде всего для изготовления деталей, воспринимающих значительные силовые нагрузки;
• имеющие повышенную плотность дефектов кристаллического строения и избыток свободной энергии;
• представляющие собой не простые вещества (например, медь), а сплавы (бронза - сплав на основе меди).
С учетом изложенного, общую классификацию конструкционных материалов можно представить следующим образом (рис. 2.30)
Приведенная схема позволяет отнести к группе металлических конструкционных материалов; стали, чугуны и сплавы на основе цветных металлов.
Неметаллические материалы - пластмассы и композиты - создаются на базе полимеров. Полимеры представляют собой соединения с молекулярной массой свыше 104а.е.м., состоящие из более простых молекул и атомов.
Так как морское судно относится к категории транспортных средств, то одной из важнейших характеристик материалов, используемых для его постройки вообще и корпуса судна — в частности, является удельная прочность:
Р где - предел прочности материала, МПа; - плотность материала, кг/дм3.
Вполне очевидно, что чем она выше, тем больше или дедвейт судна, или его скорость юга меньше требуемая мощность главного двигателя.
Сопоставление перечисленных групп конструкционных материалов по удельной прочности (рис. 2.31) показывает, что безусловным лидером по этому показателю являются композиционные материалы- материалы, получаемые сочетанием химически разнородных элементов (например, нитевидные кристаллы бора в полимерной матрице).
Материал корпуса сумма и СТС
Рис. 2.31. Сравнительная характеристика материалов в судостроении и судоремонте
по удельной прочности и относительной технико-экономической эффективности
Однако по интегральной характеристике - ТЭЭ (соотношению "удельная прочность/относительная стоимость материала") при современном уровне развития науки и техники стали в 10... 12 раз превосходят и композиты, и титановые сплавы.
Именно по этой причине не только сейчас, но и в будущем использование в торговом судостроении железоуглеродистых сплавов предпочтительнее на их долю приходится не менее 90... 95 % общей массы судна. Что касается композитных материалов и сплавов Ti, Mg и А1, то они уже нашли широкое применение в авиастроении, космической технике, при создании боевых кораблей ВМФ и специализированных научных судов.