Материалы судовых трибосопряжений
Для того, чтобы дать судоводителю возможность управления судном и обеспечить его перемещение в заданном направлении, в СТС начинаются относительные перемещения многочисленных деталей по вполне определенным траекториям: поршень осуществляет возвратно-поступательное движение в рабочем цилиндре СДВС, гребной вал вращается в дейдвудной втулке и т.п. Их обеспечивают трибосопряжения- подвижные разъемные соединения деталей, рабочие поверхности которых при трении друг о друга изнашиваются (см. рис. 1.2, г). Это приводит к увеличению зазора по сравнению с исходным (нормативным), искажению заданных конструктором траекторий движения и, в конечном счете, к потере работоспособности СТС (например, рулевой машины судна).
В трибосопряжениях судовых технических средствах используются различные антифрикционные материалы,предназначенные для работы в условиях трения скольжения. Основные требованияк ним - высокая износостойкость и низкий коэффициент трения в паре с материалом сопрягаемой детали. Кроме этого, выбор зависит от скорости скольжения, вида смазки и др. (рис. 2.39).
Анализ приведенных данных показывает, что работу современного морского судна обеспечивают не менее 2,2 тыс. ответственных трибосопряжений, в которых материалом трущейся детали являются железоуглеродистые сплавы: в ~ 88 % случаев сталь, ~ 11 % - чугун. Эта деталь является основной в трибосопряжении (сложна конструктивно, имеет большие габариты и массу) и при ремонте СТС, как правило, замене не подлежит.
Перечень сочетаемых с ней антифрикционных материалов более разнообразен: баббиты, бронзы, чугуны, резины и пр. Часто, в целях экономии, они наносится тонким слоем на стальную подложку, образуя с ней одно целое (рис. 2.40). Такая композитная деталь проста конструктивно, изнашивается быстрее и во время ремонта заменяется. Например, наработка на отказ головки поршня малооборотных судовых дизелей в 5...7 раз больше наработки поршневых колец.
Наибольшее распространение получили трибосопряжения типа "поршневое кольцо - канавка поршня", "поршневое кольцо - втулка рабочего цилиндра СДВС", "шейка вала - подшипниковая втулка" (заменяемый во время ремонта элемент трибосопряжения подчеркнут). В последнем случае втулку часто заменяют вкладышами, представляющими собою ее половинки - это позволяет значительно упростить ремонт потерявшего работоспособность подшипникового узла.
В качестве антифрикционных используются также и неметаллические материалы: текстолит, капролон, резина и др.