Алгоритм 1

1. Задать критерий останова и требуемую точность в вычис­лениях γ1, i= 1, n

2. Положить и все .

3. Положить .

4. Вычислить:

 

(2.4)

5. Проверить условие . Если условие выполня­ется, то перейти к п. 6, иначе — к п. 3.

6. Прекратить вычисления. Полу­ченные принять в качестве коэф­фициентов компетентности .

В этом алгоритме критерием останова является условие п. 5. Обычно ве­личину е выбирают на один - два по­рядка меньше величины . Иногда в качестве критерия останова исполь­зуют условие t = ttp (обычно ttp выбирают в диапазоне 3—5, что обуслов­лено быстрой сходимостью процесса). Содержательный смысл алгоритма со­стоит в том, что на первой итерации (t = 1) подсчитывают отношение суммы «голосов», поданных за канди­дата с номером i, к общему числу всех «голосов» (сумма единиц в матрице смежности). На последующих итера­циях (t > 1) голоса «взвешиваются» коэффициентами компетентности кан­дидатов , вычисленными на пре­дыдущей итерации.

Третий метод оценки компетентности кандидатов состоит в проверке досто­верности их суждений по результатам контрольных экспертиз. Контрольная экспертиза предусматривает опрос эк­спертов по тем вопросам, для которых уже известны достоверные ответы, неизвестные заранее участникам. При этом необходимо, чтобы эти вопросы были связаны с рассматриваемой про­блемой и информационно обеспечены настолько, чтобы эксперт мог дать по ним числовую оценку в заданной шкале. Коэффициент (достоверности) в этом случае определяется как от­ношение числа вопросов, на которые эксперт дал правильные ответы, к об­щему числу поставленных вопросов:

где Nпi; — число правильных ответов 1-го эксперта;

N — общее число пос­тавленных вопросов.

Этот показатель характеризует эк­сперта как «измерительный прибор».

Контрольная экспертиза для оценки компетентности экспертов может ис­пользоваться даже тогда, когда не известны достоверные ответы на по­ставленные вопросы. В этом случае используют подход, основанный на обработке нормированных балльных оценок. По этой методике сначала полагают, что все эксперты равно компетентны. Затем вычисляют средний нормированный балл каждого из оце­ниваемых элементов по индивидуаль­ным оценкам экспертов и взвешенную сумму оценок каждого из экспертов. В качестве весовых коэффициентов используют полученные средние оценки элементов. Вычисленные оценки нормируются их суммой и использу­ются в качестве уточненных значе­ний коэффициентов компетентности. Смысл этой операции состоит в том, что для эксперта, оценки которого ближе к среднегрупповым, коэффи­циент его компетентности увеличива­ется. Такая процедура может повто­ряться неоднократно в ходе контроль­ных экспертиз.

Пример 2.5. Четыре эксперта, оцени­вая относительную важность покупа­тельной способности, себестоимости и затрат в проблеме повышения рента­бельности предприятия (см. пример 2.3) в десятибалльной шкале, дали следу­ющие оценки:

Для всех экспертов коэффициент компетентности полагаем равным 0,25. Таблица соответствующих нормиро­ванных балльных оценок, определяе­мых как отношение баллов по каждому из оцениваемых элементов к их сум­марным баллам, выставленным каж­дым из экспертов, имеет вид

При этом средние баллы, приходя­щиеся на оцениваемые элементы, составляют (0,57 + 0,77 + 0,29 + 0,42) = 0,51 для Wl , 0,34 для W1 и 0,15 для W3. Взвешенные суммы относительных балльных оценок эк­спертов составляют для первого эк­сперта 0,57 X 0,51 + 0,29 X 0,34 + 0,14 X 0,15 = 0,41; для второго эксперта 0,45; для третьего 0,31; для четвертого 0,36. Сумма полученных взвешенных суммарных оценок опре­делится величиной 0,41 + 0,45 + 0,31 + 0,36 = 1,53, а уточненные коэффициенты у компетентности эк­спертов будут равны: 0,41 : 1,53 = = 0,26 — для первого; 0,3 — для второго; 0,2 — для третьего и 0,24 — для четвертого.

Использование указанных методов отбора кандидатов в экспертную груп­пу обеспечивает более высокую надеж­ность экспертизы, чем волюнтарист­ское назначение экспертов.