Организация и проведение экспертизы
Под организацией экспертного оценивания понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, определяющих цель работы, условия и способы ее проведения, обеспечение процесса экспертного оценивания, права и обязанности привлекаемых лиц.
Задачу на проведение экспертного оценивания ставит ЛПР (заказчик). Задачу оформляют в виде руководящего документа — решения на проведение экспертного оценивания. Для подготовки решения и руководства всей дальнейшей работой назначают руководителя экспертизы, который определяет состав группы управления.
Условно можно выделить следующие основные этапы проведения экспертного оценивания:
· формирование цели и задач оценивания;
· формирование группы управления и оформление решения на проведение оценивания;
· выбор метода получения экспертной информации и способа ее обработки;
· подбор экспертной группы и формирование при необходимости анкет опроса;
· опрос экспертов (экспертиза);
· обработка и анализ результатов экспертизы;
· интерпретация полученных результатов;
· составление отчета.
Этап интерпретации полученных результатов необходим для организации обратной связи в процессе экспертного оценивания. Обратную связь с экспертами группа управления осуществляет либо методом Дельфи, либо методом совещаний с обсуждением результатов анонимных опросов. Взаимосвязь указанных этапов представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Взаимосвязь этапов экспертного оценивания
Этап формирования цели и задач экспертного оценивания является основным, так как от него зависит надежность получаемого результата и его прагматическая ценность. Формирование цели и задач экспертного оценивания во многом определяется существом решаемой проблемы. Должны быть учтены: надежность и полнота имеющейся исходной информации, требуемая форма представления результатов (качественная или количественная), возможные области использования полученной информации, сроки ее представления, наличие имеющихся ресурсов и возможность привлечения специалистов других отраслей знания.
На группу управления возлагается не только вся организационно-плановая работа по обеспечению благоприятных условий для эффективной творческой деятельности экспертов, но и аналитическая работа по подбору экспертной группы, определению методов получения и обработки информации, составлению анкет опросов, содержательной интерпретации получаемых результатов. Для решения этих задач необходимо включить в группу управления высококвалифицированных коммуникабельных специалистов как в области рассматриваемой проблемы, так и в других областях — математики, психологии, социологии.
Экспертную группу обычно подбирают в несколько этапов. Вначале устанавливают отрасли знаний, так или иначе связанные с рассматриваемой проблемой. Затем намечают список «потенциальных» экспертов, которые по своим профессиональным качествам компетентны в этих областях знаний. Такой предварительный отбор проводится на основе легкодоступной информации о профессиональной подготовке кандидата — должность, ученое звание и степень, стаж практической деятельности, число публикаций, участие в других экспертизах. При этом желательно, чтобы кандидат в экспертную группу имел широкий общий кругозор и эрудицию. Сама группа не должна по возможности состоять из представителей одной отрасли или одной узкой специальности, чтобы исключить влияние ведомственных интересов на цели экспертизы и не сделать получаемые результаты тенденциозными. Если предполагается использовать в экспертизе метод комиссий или другой метод открытых опросов, то состав группы экспертов должен быть однородным, чтобы исключить «давление авторитетом». Первоначально намеченный список кандидатов подвергается дальнейшему анализу для решения вопроса о численном составе экспертной группы, который зависит от ограничений финансового, временного и организационного характера. В окончательный список экспертной группы включают тех кандидатов, которые являются наиболее компетентными.
Компетентность эксперта есть степень его квалификации в определенной области знаний. Она определяется посредством анализа его профессиональной деятельности, широты кругозора по перспективам развития рассматриваемой проблемы.
В зависимости от профессиональной подготовки эксперта (должность, ученое звание, степень) ему приписывают определенный балл. В табл. 2 в качестве примера приведена оценка профессиональных качеств эксперта, работающего в научно-исследовательской организации. Такая информация позволяет предварительно отобрать и ранжировать кандидатов по их компетентности.
В практике экспертного оценивания широко используют оценку компетентности эксперта методами самооценки и взаимной оценки. В первом случае компетентность эксперта оценивают коэффициентом k (0 ≤ k ≤ 1), который определяют на основе суждений эксперта о степени своей информативности по решаемой проблеме (коэффициент kи) и степени аргументации своих мнений (коэффициент kа): к = 0,5 {kи + kа).
Таблица 2. Оценки (в баллах) профессиональных качеств экспертов
Коэффициент информативности kи получают на основе самооценки эксперта по десятибалльной шкале, как
где Хи — балл, выставленный экспертом.
Таблица 3. Оценки коэффициента аргументации эксперта
Значение коэффициента ka определяют следующим образом. Эксперту предъявляют таблицу 3 без цифр, в которой он отмечает, какой источник им оценивается по соответствующим градациям: В, С, Н. Группа управления переводит отметки эксперта в шкалу эталонной таблицы и вычисляет коэффициент ka путем суммирования цифр, соответствующих позициям таблицы, отмеченным экспертом.
Другой метод заключается в вычислении коэффициентов компетентности на основе матриц, составленных по результатам взаимной оценки экспертов. Каждый участник должен оценить объем и качество знаний других кандидатов по вопросам анкеты. При составлении анкет по этому методу необходимо заранее выявлять возможные цели экспертов, противоречащие целям экспертизы, то есть исключать те причины, которые могут побудить эксперта сознательно искажать оценки знаний других кандидатов. Использовать этот метод можно, если кандидаты знают друг друга по совместной деятельности.
Одной из эффективных модификаций метода взаимной оценки, которая позволяет не только оценить компетентность уже отобранных кандидатов, но и одновременно выявить возможно полное множество специалистов по рассматриваемой проблеме и сформировать их список, является следующая процедура. Членам группы управления предлагается высказать свое мнение о включении кандидатов в группу экспертов. Названных новых лиц просят, в свою очередь, сделать то же самое. Проведя несколько туров такого опроса, составляют удовлетворительный по полноте список . кандидатов. По результатам опроса составляется матрица смежности, элементами которой являются единицы или нули в зависимости от того, высказался ли кандидат с номером (в пользу включения в группу кандидата с номером i или нет соответственно (i — номер строки матрицы смежности, j— номер столбца). После определения матрицы Z = ||zji||, i, j = 1, n вычисляют коэффициенты компетентности кандидатов γ1 по следующему алгоритму.