Предпочтения и их свойства
Введение
В разделе рассматривается структура процесса выработки решений при исследовании эффективности технических систем. Приведены методы экспертного оценивания и даны рекомендации по их практическому использованию.
После изучения данного раздела рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки и на вопросы теста 2.
В случае, если ответы на какие-либо вопросы вызовут затруднение или неуверенность, рекомендуется прочитать: Надежность и эффективность в технике: справочник. В 10 т. /под. общ. ред. В.Ф.Уткина.– Т.3. Эффективность технических систем. – М.: Машиностроение. 1988 (с. 168 – 211).
Исследование эффективности операций в технике направлено в конечном итоге на выработку научно обоснованных организационно-технических решений, связанных с созданием и применением технических систем. Решение, независимо от его конкретного содержания и характера, — это результат сознательного выбора одной наилучшей стратегии u* из множества U допустимых стратегий, сформированного в рамках рассматриваемой проблемной ситуации. Поэтому задача выбора наилучшей стратегии к*U составляет ядро исследования эффективности операций и решается на основе сопоставления (сравнения) всех допустимых стратегий uU по их эффективности.
Ответственность за принятое решение несет ЛПР, и ему принадлежит право окончательного выбора стратегии. Поэтому вполне закономерно, что ЛПР выберет такую стратегию uU, которая является наилучшей в соответствии с его собственными представлениями о достоинствах и недостатках сравниваемых стратегий с точки зрения достижения стоящей перед ним цели. Другими словами, каждое ЛПР имеет свою систему предпочтений, из которой оно исходит при выборе наилучшей, то есть наиболее предпочтительной по эффективности стратегии в конкретной проблемной ситуации.
Исследование эффективности операции, цель которого помочь ЛПР принять правильное решение, может привести к практическим полезным результатам лишь в том случае, если математические методы и модели оценивания (измерения) эффективности операции и выбора наилучшей стратегии (или нескольких лучших стратегий) учитывают и адекватно описывают систему предпочтений ЛПР в данной проблемной ситуации. Пренебрежение этим требованием при формализации задачи исследования эффективности операции неизбежно приводит к тому, что полученные результаты (рекомендации) не согласуются с предпочтениями ЛПР и поэтому им не воспринимаются или даже полностью отвергаются.
Поэтому исследование эффективности операции требует решения ряда сложных проблем, связанных с выявлением и измерением предпочтений ЛПР и построением модели предпочтений Р, которая является важнейшим элементом модели проблемной ситуации.
Под предпочтением понимают любую форму упорядочения элементов множества D, то есть устранения неопределенности в выборе некоторого элемента d* D или некоторого подмножества D* D. Поскольку термин «предпочтительный» означает «лучший среди других», то выбранный по этому признаку из множества D единственный элемент d* называют наилучшим, а подмножество D* элементов — множеством наилучших элементов в рассматриваемом множестве D.
При формировании модели проблемной ситуации и ее отдельных элементов, а также в процессе исследования эффективности операции ЛПР, экспертам и исследователям приходится решать большое число разнообразных по характеру и содержанию задач, которые сводятся к задаче выбора.
В самом общем виде задача выбора формулируется следующим образом: задано множество D элементов (объектов), из которого необходимо выделить один лучший в определенном смысле элемент d* или подмножество D* лучших элементов. Природа множества D может быть различной.
Выделение требуемых элементов из множества D осуществляется индивидом (ЛПР, экспертом, исследователем) на основе некоторого правила выбора (решающего правила) К. Тогда задачу выбора в зависимости от ее конкретной постановки формально можно представить в виде (D, K; d*) или (D, К; D*), где d* и D* — решения этих задач.
Правило выбора К в явном или неявном виде отражает концепцию рационального поведения у индивида (см. гл. 3) и его систему предпочтений Р в конкретной ситуации выбора, то есть{у, Р} - К.
Система предпочтений Р индивида лежит в основе правила выбора К и представляет собой совокупность его представлений о достоинствах и недостатках сравниваемых элементов d D с точки зрения их соответствия той цели, которую он преследует при выборе. Предполагается, что каждый индивид имеет свою собственную систему предпочтений на множестве D, которая отражает объективную характеристику решения и психологию его мышления и которой он руководствуется при рациональных действиях. В общем случае предпочтения индивида непостоянны и могут изменяться даже в одной и той же ситуации выбора.
Система предпочтений индивида на множестве D элементов выбора обладает свойством полноты, если он умеет сравнить между собой любые два элемента d1 , d2 D и всегда вынести одно из трех альтернативных суждений: a) d1 предпочтительнее d2; б) d1 и d2 одинаково предпочтительны; в) d2 предпочтительнее d1. Кроме того, предпочтения индивида на множестве D должны обладать свойством направленности. Это означает, что если, например, индивид при сравнении элементов d1и d2 выносит суждение «d1 предпочтительнее d2», а при сравнении элементов d2 и d3 — «d2 предпочтительнее d3», то при сравнении элементов d1 и d3 его вывод должен быть однозначен: «d1 предпочтительнее d3»
Во многих практических задачах выбора сравнение элементов по предпочтительности осуществляется не непосредственно, а с помощью количественных или качественных показателей (характеристик) тех свойств элементов d D или последствий их выбора, которые представляются индивиду важными с точки зрения поставленной цели выбора. Значения этих показателей могут быть определены путем объективных или субъективных измерений в тех или иных шкалах.
Решение задач выбора (D, К; d*) и (D, К; D*) на основе сопоставления векторных оценок элементов d D (а именно этот случай типичен для практики) представляет значительные трудности для индивида, связанные прежде всего с мотивацией его системы предпочтений на множестве векторных оценок и формированием правила выбора К. В условиях неопределенности, когда нарушается однозначное соответствие между элементами А D и их векторными оценками, эти трудности возрастают еще более.
Для их преодоления необходимо комплексное использование логического мышления и интуиции человека, математических методов и вычислительных средств, позволяющих выработать обоснованное решение в сложных ситуациях. В первую очередь это относится к главной задаче исследования эффективности операции — задаче (U, К, u*) выбора наилучшей стратегии u * из множества U допустимых стратегий по критерию эффективности К. В процессе исследования эффективности операции процедуры выбора формируются ЛПР, экспертами и исследователями, то есть творчески, неформальным образом, с применением формальных средств — математических методов и ЭВМ, которые значительно усиливают интеллектуальные возможности человека и повышают обоснованность вырабатываемых решений, но вместе с тем требуют формализованного описания системы предпочтений ЛПР для явного задания критерия К эффективности.
Для построения модели предпочтений 0> ЛПР необходимо выявить и измерить его предпочтения на элементах проблемной ситуации.
Под выявлением предпочтений ЛПР понимают процесс получения информации о предпочтениях этого лица на множестве выбора и построения на ее основе модели, описывающей эти предпочтения. Существуют две постановки задачи выявления предпочтений и соответственно два подхода к ее решению.
В первой постановке задача состоит в том, чтобы на основании информации о ранее принятых решениях в реальных ситуациях выбора построить модель предпочтений, соответствующую этим решениям. Такая постановка задачи апостериорного выявления предпочтений может иметь место в тех случаях, когда ситуация выбора может повторяться многократно в неизменных (или почти неизменных) условиях и есть возможность накопить достаточный объем информации о принятых решениях.
Во второй постановке задача состоит в том, чтобы построить модель предпочтений ЛПР до принятия им реального решения. Необходимую для этого информацию получают от него посредством специальной процедуры опроса. Модель предпочтений, построенная на основе этой информации, используется для решения задачи выбора. Такая постановка задачи априорного выявления предпочтений наиболее характерна для прикладных задач.
Выявление системы предпочтений в рамках векторных задач принятия решений основано на высказывании ЛПР некоторых суждений о важности частных показателей эффективности, о влиянии определенных изменений отдельных компонент векторных оценок или набора этих компонент на общую предпочтительность элементов множества выбора и др. Совокупность подобных утверждений представляет собой информацию о системе предпочтений ЛПР. Закономерности, устанавливаемые в процессе анализа получаемой информации, принимаются в качестве допущений о системе предпочтений (например, допущения о разных видах независимости показателей эффективности).
При исследовании возможных способов выявления системы предпочтений ЛПР необходимо: а) четко формулировать допущения, лежащие в основе получения информации о предпочтениях, и проверять их справедливость; б) четко выделять виды запрашиваемой информации о предпочтениях и проверять возможность их получения; в) рассматривать возможные способы получения информации каждого вида и выбирать из них наиболее простые и удобные для ЛПР.
Измерение предпочтений есть отображение альтернативных вариантов решений на числовую ось. Это отображение осуществляется специальной функцией, которая описывает комплексную (интегральную) оценку положительных и отрицательных последствий решения и, следовательно, характеризует его эффективность. Для построения этой функции необходимо соотнести разнородные показатели степени достижения целей в общей оценке эффективности.
Получение функциональной зависимости эффективности вариантов решений (стратегий) от частных показателей эффективности в виде формулы возможно только в простейших случаях. Как правило, эта зависимость носит более сложный характер причинно-следственных связей и не описывается простыми формальными соотношениями.
В связи с этим существенная роль в установлении соотношений между частными показателями и общей оценкой предпочтений вариантов решений принадлежит ЛПР и экспертам.
В общем случае предпочтения экспертов могут не совпадать с предпочтениями ЛПР. Это помогает ему критически осмыслить различные точки зрения, еще раз взвесить возможные последствия решений, четко осознать свои предпочтения. Привлечение экспертов к формированию и выбору стратегий и других объектов проблемной ситуации — это использование коллективного опыта и знаний, позволяющих повысить обоснованность принимаемых решений.
Выявление и измерение предпочтений ЛПР является наиболее сложным и ответственным этапом задачи исследования эффективности операции. От того, насколько построенная модель предпочтений ЛПР соответствует его реальным предпочтениям, во многом зависят успех всего исследования и ценность полученных результатов. Построение модели предпочтений Р ЛПР, учет концепции его рационального поведения и принятие определенных допущений позволяют сформировать для конкретной задачи критерий эффективности К. Именно на этапе построения критерия эффективности проводится конкретизация понятия «предпочтение» и тем самым предопределяется упорядочение вариантов решений.
Если использование сформированного критерия эффективности К обеспечило выбор наилучшей стратегии u* из множества U допустимых стратегий или сужение этого множества до требуемого подмножества U* лучших стратегий, то задача выбора решена. Если этого не произошло, то необходима дополнительная информация о предпочтениях ЛПР.
Возможно, что дополнительную информацию о предпочтениях ЛПР в явной форме получить нельзя или ее получение нерационально вследствие ограниченности времени или больших затрат ресурсов. Тогда ЛПР проводит неформальный анализ выделенных стратегий и выбирает из них наилучшую в соответствии со своими предпочтениями, существующими в неявной форме. Если дополнительную информацию о предпочтениях ЛПР можно получить в явной форме, то осуществляется уточнение модели предпочтений P ЛПР и соответствующая коррекция критерия эффективности К.
Пример 2.1. Две альтернативы характеризуются следующими значениями векторного показателя эффективности: W(u1)= (25,6,19000) и W(u2)=(22, 8, 15 000). Обе альтернативы удовлетворяют требованиям поставленной задачи. Однако ЛПР, располагая дополнительной информацией о проблемной ситуации, которая не была использована при решении задачи выбора, пришло к выводу о том, что стратегия u1 приводит к оцененному результату уже в конце второго квартала, тогда как вторая стратегия u2 — лишь к указанному при постановке задачи сроку (четвертый квартал). При этом ЛПР считает, что увеличение покупательной способности на 25 % в конце второго квартала предпочтительнее увеличения ее на 22 %, но в четвертом квартале, несмотря на увеличение себестоимости продукции и большие затраты на реализацию плана. В результате такого неформального анализа ЛПР предпочло выбрать их стратегию.
В процессе исследования эффективности операции уточнение предпочтений ЛПР и корректировка модели его предпочтений могут осуществляться неоднократно.