Руководство трудом детей.

В утренние часы подойду к уголку дежурных, подзову к себе детей:

- Дети, кто сегодня дежурит? Посмотрите на картинке. В уголке природы сегодня ухаживают за цветами Таня и Егор, помогают Светлане Игоревне накрывать на столы Галя и Максим, а мои помощники по занятию Лена и Костя.

- Таня и Егор, скажите, что вам надо делать? Правильно, полить те цветы, которые в этом нуждаются. А как это определить? Правильно, Егор, надо пощупать землю в горшке – если она влажная, цветок поливать не нужно, если сухая – надо обязательно полить. Таня, как надо держать лейку? Правильно, двумя руками, вести носик лейки по краю горшка. А что надо сделать потом? Правильно, набрать в лейки воды, чтобы она успела согреться и отстояться на завтрашний день. Договоритесь, кто из вас будет поливать цветы на горке, кто – а подоконнике, и приступайте к работе.

По ходу работы детей буду контролировать их действия, по мере необходимости корректировать их. По окончании подзову к себе:

- ребята, посмотрите, как аккуратно и дружно работали наши дежурные в уголке природы – все цветы стоят политые, пол сухой и чистый. Нашим цветам сейчас очень хорошо.

- А как вы думаете, ухаживать надо только за цветами?

Маленькое море есть у нас с тобой.

Нет на море шторма, здесь всегда покой.

Только веселятся сказочные рыбки,

Медленно и важно ползают улитки.

- Нуждаются ли в уходе наши жители аквариума? Да, им надо сменить воду, не зря мы ее вчера готовили.

(Постелю на стол клеенку, перенесу на нее аквариум)

— Посмотрите, ребята, на наших рыбок, которых мы отса­дили в банку на время мытья аквариума. Как вы думаете, хо­рошо ли им тут? Конечно, тесно плавать и дышать трудно. Надо поскорее подготовить для них аквариум с чис­той, отстоявшейся водой. Но мне одной быстро и хорошо не сделать. Давайте займемся этим делом вместе.

- Кто хочет потрудиться? (назову 7 – 8 детей). Для этого надо определить весь объем работы и распределить ее между всеми участниками труда.

- Итак, что надо сделать? Правильно, вычерпать воду, промыть ракушки, гроты, водоросли, прочистить стенки аквариума, промыть песок.

-Давайте я буду вычерпы­вать воду, а вы ее уносить и выливать. Потом я выну камуш­ки, ракушки, гроты, а вы их хорошенько вымоете губками и щеточками. А я в это время буду чистить стенки аквариума и промывать песок. Потом я разложу на дне аквариума вымы­тые камушки, ракушки, гроты, а вы начнете наполнять аквариум отстоявшейся водой. Я в это время буду промывать водо­росли. Затем помещу водоросли в аквариум. А когда вода станет прозрачнее, мы запустим рыбок и улиток. Все согласны с таким распределением работы? Тогда приступим к делу.

- Света, Саша и Соня, вы поможете мне носить воду.

- Илья и Максим, вам я поручаю прочистить щетками гроты. Закатывайте рукава, берите инструменты и гроты, промывайте их над раковиной в умывальной комнате; старайтесь, чтобы на стенках не осталось грязи, рыбки могут жить только в чистой воде.

- Даня, Сережа и Настя, вам я поручаю губками промыть камушки и ракушки. Что для этого надо сделать? Правильно, приступайте к работе.

В процессе деятельности скорректирую действия детей:

- Соня, нести ведро надо плавно, чтобы не расплескать воду.

- Максим, я вижу, что твой грот недостаточно чистый. Пожалуйста, будь внимательнее, если на нем останется грязь, вся вода в аквариуме быстро испортится.

- Настя, молодец – не только промыла свои ракушки, но помогает Сереже справиться с работой. Так и нужно поступать дружным ребятам.

По оконча­нии труда предложу детям навести порядок после ра­боты: вымыть губки, щетки, положить на просушку, протереть и убрать на место ведра, подтереть пол, снять и повесить клеенчатые фартуки.

- Ребята, а теперь пора пустить рыбок в аквариум. Как называются наши рыбки? Правильно, гуппи, меченосцы, рыбы – телескопы. Посмотрите, как наши рыбки довольны чистым аквариумом, свежей водой, как они начали резвиться! Спасибо за вашу помощь, без вас я не справилась бы с работой так быстро. А теперь рыбок надо покормить. Напомните мне, где стоит корм? Сколько корма надо насыпать в кольцо аквариума? Настя насыплет корм, а мы посмотрим, как рыбки будут есть. Илья, поставь, пожалуйста, банку с кормом на место.

 

За 15 минут до завтрака подзову Галю и Максима:

- Вы не забыли, что вы – дежурные по столовой? Мойте руки, надевайте фартуки, у вас много работы.

Напомню порядок сервировки стола (делая паузы между строфами по мере выполнения действий детьми):


Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола —

Хлеб душистый, свежий, вкусный,

Хлеб — всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек «смотрят» вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим.

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку «глядит».

Ну, а слева от тарелки

Нужно вилку положить,

Когда станем есть «второе»,

Будет с вилкой нож дружить.


После окончания сервировки подзову всех де­тей и обращу их внимание на красиво сервированные столы:

- Ребята, посмотрите, как красиво для вас накрыли столы Галя и Максим. Как вы думаете, успела бы Светлана Игоревна в одиночку так быстро и красиво накрыть столы? И Гале, и Максиму приятно помочь нашей няне, а нам приятно есть за такими опрятными столами. Они очень старались, давайте сохраним такую красоту до конца еды, чтобы столы остались чистыми.

По окончании еды напомню дежурным, что надо отнести на хозяйственный стол салфетницы и хлебницы, повесить на место фартуки. Еще раз подзову детей:

- Ребята, посмотрите, как чисто убрали столы наши дежурные вместе со Светланой Игоревной. Давайте их за это поблагодарим.

(Подобным образом организую дежурство к обеду и ужину)

За 10 минут до занятия подзову к себе Лену и Костю:

- Дети, у нас сегодня занятие по рисованию, вы – дежурные. Договоритесь, кто какие столы готовит к занятию. Костя, какие столы у тебя? А у тебя, Лена?

- Что вам надо поставить на столы? Правильно, стаканчики с кистями, баночки с водой, салфетки для кистей. Воду носите аккуратно, не разливая.

- По сколько салфеток надо класть на каждый стол, Лена? Правильно, столько, сколько кистей стоит в стакане.

- Как надо разложить все на столе, Костя? Правильно, стакан и банку с водой посередине, салфетки – напротив стульев. Приступайте к работе.

По ходу действий детей по необходимости поправлю недочеты. При организации детей на занятие подчеркну:

- Ребята, посмотрите, как для вас подготовили рабочие места наши дежурные – Лена и Костя. Нам приятно работать за такими столами, скажем им спасибо.

По окончании занятия организую дежурство и самообслуживание:

- Дети, промойте свои кисточки и принесите их в общий стакан на рабочий стол.

- Лена и Костя, соберите салфетки в коробку, стаканы из-под кистей – на рабочий стол. Закатайте рукава, вам надо промыть банки из-под воды. Аккуратно выливайте воду из банок и споласкивайте их.

- Костя, на стол пролилась вода. Возьми тряпочку и вытри воду со стола. Что надо сделать потом? Правильно, сполоснуть ее и повесить на батарею для просушки.

- Ребята, наши дежурные сегодня были очень внимательными, никого не забыли, навели после занятия порядок, были настоящими помощниками. Спасибо вам.

Подзову к себе Влада:

- Влад, ты любишь играть в разные игры? Их у нас в группе много. Ты легко находишь нужную тебе игру? Почему?

- Посмотри, а сейчас игры аккуратно сложены в нашем шкафу? Нет, в таком беспорядке трудно что-то найти. Я поручаю тебе ответственное дело: аккуратно разложить коробки с дидактическими играми в шкафу, так, чтобы их было удобно достать.

- Что ты будешь делать? Правильно, сначала выложи все коробки на стол, а потом складывай – вниз самые большие коробки, потом поменьше, наверх – самые маленькие. – Вот теперь в нашем шкафу полный порядок, можно пригласить друзей поиграть в какую–нибудь игру.

Подзову Яну:

- Яночка, ты так любишь рисовать! Какими карандашами рисовать удобнее всего? Правильно, остро заточенными. Давай с тобой проверим, все ли карандаши у нас готовы к работе. Возьми баночку и отставь в нее тупые и сломанные карандаши.

Пока ребенок работает, принесу безопасную точилку и коробку для сбора мусора:

- Я поручаю тебе заточить эти карандаши, чтобы всем было удобно рисовать ими. Держи точилку над коробкой, чтобы опилки не попали на пол.

- Спасибо тебе, Яна, теперь все наши карандаши снова готовы к работе, а на твоем рабочем месте чистота. Пожалуйста, выброси мусор из коробки в урну и поставь ее в шкаф.

Придя с прогулки, напомню ребятам о необходимости помогать друг другу - развязывать шарфы, расстегивать пуговицы, о том, что за оказанную услугу надо благодарить. Пронаблюдаю, как дети раскладывают свои ва­режки, штаны для просушки.

— Смотрите, ребята, как сегодня Саша аккуратно сложил свои вещи в шкаф.

Заметив непорядок, подзову ребенка:

— Володя, ты сегодня поспешил и не очень аккуратно пове­сил вещи. Давай-ка постарайся, наведи порядок. Я на тебя надеюсь.

— Какая у нас Оля умница, она и сама быстро разделась, и подружке помогает, даже воротничок ей поправила. Ай, да Коля, какой молодец, заметил, что пол в раздевалке мокрый, оттого что мы сырой обувью наследили, взял да и протер его. Вот Светлана Игоревна будет рада!


Мы во всем порядок любим,

Быстро раздеваемся.

Мы уже совсем большие,

В школу собираемся.

Никогда не забываем

Мы одежду просушить,

И почистить, и повесить,

Аккуратно в шкаф сложить.


Во II половине дня организую коллективный труд.

Ребята, в нашей группе откры­вается служба быта. Покажу запакованный сверток и предложу развернуть его. В нем дети находят красивые фартуки, украшенные эмблемами («Солнышко»).

- Ребята, это спецодежда для работников нашей службы быта. Как она будет называться?

- Посмотрите, а нам пришло письмо. Что же в нем? Это же заявка на работу нашей службы (пять листочков с рисунками и надписями).

- Давайте разберемся в заявках (изо­бражен стол и стул, на столе тазик, мыло и тряпочка, под картинкой надпись печатными буквами: помыть столы и стулья).

- «Службе быта от няни старшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты».

- Ребята, кто хочет работать в службе быта? На­девайте спецодежду.

Выберу четверых детей (по числу заявок), заявки-картинки переверну рисунками вниз и предложу каждому вытащить один листок.

— Вы сегодня бригадиры, а это заявки на работу вашей бри­гады. Выбирайте себе в бригаду ребят по три, четыре человека, обсудите вместе, какое оборудование и сколько предметов (тазы, тряпочки, хозяйственное мыло, ведерки, клеенка и пр.) вам нужно взять с собой для выполнения данной работы.

— Кто будет работать здесь и наводить порядок в шкафах с игрушками? Чья бригада будет заниматься стиркой в умываль­ной комнате, где подготовлено белье?

- Кто будет протирать по­доконники и мыть поддоны? Кто станет мыть и протирать столы и стулья?

- Готовьте свои рабочие места, закатывайте рукава. Бригадиры, посмотрите, всего ли хватает вашим рабочим.

Дети приступают к работе.

В ходе труда буду перемещаться по группе, напоминать порядок работы.

- Прежде чем составлять цветочные горшки, надо застелить столы клеенкой. Давайте я помогу вам снять тяжелые, большие горшки, а небольшие и легкие мальчики снимут сами.

- Ребята, чтобы навести порядок в шкафу с игрушками, надо скатать и убрать ковер, придвинуть столы и разместить на них все иг­рушки из шкафов. Постелить клеенку на пол, чтобы не замо­чить пол. Сначала надо протереть от пыли полки, а только потом красиво расставить игрушки. Не забывайте почаще споласкивать тряпочки в тазу с водой.

Буду руководить действиями детей, стирающих кукольное белье, подсказки дам в стихотворной форме:


Мы с ребятами сегодня

Собрались белье стирать.

Эту кучу бельевую

Будем мы сортировать.

Нам цветное вместе с белым

Ну никак нельзя стирать,

Ведь белье цветное может

Очень сильно полинять.

Это красное корытце

Нам для стирки пригодится,

А вот тазик голубой,

Наполняй его водой!

Выбирай, какое хочешь

Постирать сейчас белье?

Будешь ты стирать цветное?

Тогда белое — мое.

Кто еще хотел стирать?

Нам ведь надо помогать.

Мыло пенится в водице,

Не привыкли мы лениться!

Посмотри-ка, детвора,

Чистого белья — гора.

Надо мальчиков просить

Нам водички наносить.

Иподружек поискать,

Чтоб белье прополоскать.

Вова с Сашей очень ловко

Нам распутали веревку,

У нее нашли концы —

Вот какие молодцы!

Вы теперь ее возьмите

И сюда вот привяжите.

Эй! Послушайте, друзья,

Вам загадочка моя:

Вот зубастые плутовки,

Ухватили белье ловко.

Крепко держат, не кусают,

Но никак не отпускают.

Что такое, угадайте,

Догадались — отвечайте!

Ну, конечно, отгадали,

Мы их много раз видали.

Вот их сколько у меня —

Тут их целая семья. (Прищепки.)

За работу теперь дружно,

Нам белье развесить нужно.

Мы трудились, мы устали.

Мы уже большие стали.

Будем мы всегда стирать,

Нашим мамам помогать.

Мы управились с работой

И пойдем играть с охотой.

Потрудилась детвора,

Солнышку сушить пора.


- Столы надо протирать от середины к краю, вот так. Алеша, у стула протирают спинку и спереди, и сзади. Зоя, тряпочку надо отжимать сильнее, чтобы стул не был слишком мокрым.

Если на пол будет пролита вода, попрошу ребенка вытереть ее:

— Даша, ты молодец. Теперь никто не поскользнется, а то можно не заметить и упасть.

По окончании работы попрошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть тазы, ведра.

Подзову всех ребят к себе:

- Чья бригада наводила здесь поря­док? Как вы работали, какие трудности были? Все ли вы успели сделать? А вам, ребята, нравится работа ваших товарищей? Каждый делал свое маленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело. Вот какая чистота и красота стала в помещении.

- Светлана Игоревна, довольны ли Вы рабо­той службы быта «Солнышко»? Принимайте работу, пос­тавьте свою подпись на каждой заявке и напишите добрые поже­лания, а мы прочтем их вечером родителям.

- Спасибо вам, подавайте нашей службе новые заявки.


Ваша фирма непроста

«Солнышком» зовется,

Потому что красоту

Создавать берется.

И так чисто все вокруг

Дети убирают,

Что от их труда везде

Солнышки сияют.

 

Приложение 5