I. Цели руководства играми воспитателем и цели для детей.
Сначала выписываются цели для воспитателя: например, направлять игру, не разрушая её; сохранять самодеятельность, творческий характер игры; обогащать игровые действия детей, закреплять знания детей и др.
Пишутся задачи на развитие игры как деятельности, задачи развития разных сторон личности ребенка, например:
- в дидактических играх – упражнять в различении плоских и объемных геометрических форм; упражнять в различении цветовых оттенков путем сравнения и т.п.;
- в подвижных играх – развивать ловкость, быстроту, увертливость; упражнять в беге врассыпную; упражнять в поддержании равновесия и т.п.;
- в сюжетно-ролевых играх – побуждать к последовательному отображению цепочки игровых действий: шофер заводит машину, приглашает пассажиров, едет, объявляет остановки, чинит машину и т.п.; расширять сюжет игры: открыть в магазине отдел одежды, обуви;
- в строительно – конструктивных играх – стимулировать строительство по условиям: построить такой гараж, чтобы в нем могли стоять и длинная, и высокая машины;
- в театрализованных играх – побуждать воспроизводить сюжет на литературной основе, выразительно произносить слова, передавать эмоциональное состояние героев и т.п..
Задачи руководства творческими играми формулируются на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду», рекомендаций к организации сюжетных игр Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой (Ж-л «Дошкольное воспитание», 1989, №4 – 8); пособий по организации строительных и конструктивных игр З.В.Лиштван. Игры и занятия со строительным материалом. - М., 1976; В.Нечаева, Е.Корзакова. Строительные игры в детском аду. - М., 1979; Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991. Задачи дидактических и подвижных игр заимствуются из соответствующих сборников: Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? - М., 1989; Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М., 1986; Развиваем восприятие. - Ярославль, 1994; Подвижные игры народов СССР. - М., 1984 и др. Для каждой игры берется не более 1 – 2 задач.
Затем выписываются задачи воспитания, общие для всех игр: формирование доброжелательных взаимоотношений, умения делиться игрушками, воспитание честности, справедливости, настойчивости и т.п..
Затем формулируются цели для детей: например, выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью; точно исполнять роль; соблюдать правилаигры; вступать в ролевой диалог; использовать предметы-заместители и др.
Покажем на конкретном примере выбор целей в игре «Почта» и «Убери лишнее» в старшей группе (учтем, что сюжет игры «Почта» детям уже знаком, они играли в эту игру уже в течение 2-х недель).
Цели для воспитателя (по выбору): содействовать развитию сюжета с помощью внесения нового атрибута «бандероль»;развивать воображение детей; воспитывать умение самостоятельно договариваться с партнерами; развивать логическое мышление детей, внимание, быстроту реакции.
Цели для детей(по выбору): выполнять игровые действия в соответствии с ролью оператора по упаковке, оформлению и отправке посылок и бандеролей; найти замену атрибуту «весы»; за отведенное время определить в группе из 4 предметов один, не соответствующий обобщающему понятию.
III. Оборудование. Выписывается подзаголовок – название игры, затем перечисляются необходимые атрибуты. Другим цветом или подчеркиванием выделяются те атрибуты, которые вносятся впервые, в том числе самостоятельно изготовленные студентами.
Например: Атрибуты для игры «Почта»: сумка, конверты, почтовый ящик, надпись «почта», печать, бланки, карандаши, строительный материал, бандероль, коробка.
Атрибуты для дидактической игры: наборы картинок, секундомер.
Рекомендуется начертить приблизительный план размещения игровых зон (где и в какие игры предлагается играть детям, чтобы не мешать друг другу).
IV. Руководство игровой деятельностью детей.Руководство играми детей прописывается прямой речью воспитателя. Под приемами руководства понимаются действия педагога по решению воспитательных задач (одобрение, вопрос, обращение к ребенку, художественное слово, дополнения, указания, просьба, предложение). В соответствии с ходом игры воспитатель осуществляет косвенное руководство или принимает непосредственное участие в игре, что также отмечает в приемах руководства.
Например: руководство игрой «Почта»: проблемная ситуация; предложение; вопрос.
Руководство дидактической игрой: уточнение правил игры, замер времени.
В организации и руководстве игровой деятельностью детей следует учитывать следующие моменты:
- распределение игр во времени. В утренние часы, когда воспитателю необходимо распределять внимание между уже пришедшими детьми и вновь приходящими, удобнее организовать уже знакомые детям игры – в младших группах дидактические, в старших можно предложить атрибутику для сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных самостоятельных игр. После занятий, а также во второй половине дня необходимо сочетать организацию дидактических и творческих игр у разных подгрупп детей;
- степень новизны игры. Чем меньше игра знакома детям, тем больше степень участия в ней воспитателя, поэтому подобные игры лучше стимулировать после занятий в первую половину дня, во вторую половину дня, на прогулке.
- Игровой опыт детей, освоенность способов построения игры, игровых действий. Чем они меньше, тем больше активность воспитателя в игре; так, в младших группах воспитатель должен брать на себя инициативу в начале игры, ведущую роль, постепенно вовлекая детей в игру. В старших группах воспитатель участвует в творческих играх преимущественно косвенно – как создатель стимулирующей игровой обстановки, советчик и т.п.. Это также влияет на время организации игры – лучше планировать такие игры во вторую половину дня, или непосредственно после занятий.
- Организационные навыки детей. Надо учитывать, насколько детям необходима помощь воспитателя в выборе места игры, подборе игрушек и атрибутов и т.п.
Руководство игровой деятельностью детей осуществляется в следующей последовательности:
I. Выявление игровых интересов детей. Заранее прописывается, где располагается воспитателем оборудование, игрушки и игры для самостоятельной игровой деятельности детей. Прямая речь начинается с обсуждения – кто во что хочет поиграть, какие игры и игрушки есть в группе; могут быть использованы сюрпризные моменты, внесение новых атрибутов, их поиск посредством организации специальной игры (поиски «клада»); затем обсуждается, во что и как можно поиграть с этими игрушками; для строительно – конструктивных игр вносятся игрушки для обстраивания (в младших группах), схемы, рисунки, фотографии, предметы для украшения построек (в старших группах). Воспитатель по возможности стимулирует самостоятельную игровую деятельность детей. С теми детьми, которые сами не нашли игры по душе, организуется индивидуальная игровая деятельность. Описывается весь ход игры от первого лица. Например: «Предложу Свете, Коле, Саше атрибуты для игры «Строители». Прочитаю стихотворение.… Себя предложу на роль начальника строительства и т.д.»
II. Организация сговора на игру. Вместе с детьми определяется – во что будем играть, где удобнее расположиться. В творческих играх в младших группах воспитатель берет игровой зачин на себя – начинает сам «играть» с куклой, а потом предлагает присоединиться ребенку. В средней группе воспитатель включается в игру на второстепенных ролях, демонстрируя способы перехода с роли на роль, расширяя сюжет игры путем ведения новых ролей (врачи – специалисты в поликлинике), внесения новых атрибутов по ходу игры. В средней, а также старших группах воспитатель оказывает помощь в распределении ролей («волшебной стрелочкой», при помощи считалки, путем мотивированного выбора на роль). Следует отметить, что при распределении ролей сначала обсуждаются и распределяются второстепенные роли, а только потом – главные. Для некоторых ролей уточняются игровые действия, обсуждаются и вносятся новые и дополнительные атрибуты. В дидактических, подвижных играх уточняется круг играющих детей, определяется водящий (в младших группах им может быть воспитатель, со средней группы лучше выбирать на эту роль ребенка). Проводится уточнение правил и определение очередности хода игроков в знакомых играх; при внесении новой дидактической игры организуется ее рассматривание, объяснение игровых действий и правил.
III. Руководство по ходу игры. Влияние на развитие игры оказывается через выполняемую воспитателем игровую роль и ролевую речь. Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей новым способам построения игры (они специфичны в зависимости от возраста и уровня освоенности игровых умений детьми; так, в младшем возрасте это разворачивание цепочки взаимосвязанных игровых действий, в среднем – обучение смене роли по ходу игры, действиям из разных игровых позиций; в старшем – построение «куста ролей» и смена поведения и речи в зависимости от контакта с определенным игровым партнером, обучение детей сюжетосложению), а также воспитанию положительных нравственных качеств у детей (путем влияния через игровой образ – как поступает настоящий врач, парикмахер и т.п.). Могут быть использованы подсказки, не нарушающие общий ход игры – как еще могут быть использованы атрибуты, что нового можно внести в сюжет. В организации театрализованных игр надо обязательно обозначить выполняемую воспитателем роль, не прописывая текст разыгрываемого произведения. Особое внимание в процессе непосредственного руководства играми уделяется предотвращению и разрешению конфликтов, причем влияние на ребенка желательно оказывать через образ его героя. В дидактических и подвижных играх контролируется выполнение детьми игровых действий и правил, регулируется передача роли водящего. Недопустимо в подвижных играх назначать водящим первого пойманного (осаленного) ребенка, водящим должен быть самый ловкий, ни разу не пойманный; в дидактической игре водящим становится первый ребенок, правильно и честно выполнивший задание.
В конспекте руководства игровой деятельностью необходимо прописать моменты перехода от одной играющей группы детей к другой; внутри каждой подгруппы руководство игрой будет носить разный характер – в зависимости от вида игры, степени ее освоенности, длительности и т.д. Главное – показать, как будет разворачиваться руководство деятельностью детей в реальном времени (1 и 2 половине дня), когда воспитатель включается в игру разных подгрупп детей.
Продолжим раскрывать работу по руководству играми «Почта» и «Убери лишнее»
- Дети, мне вчера позвонила воспитательница из младшей группы и попросила новый детский журнал. Сегодня она за ним придти не может, и я не знаю, что нам делать?
- Может быть нам помогут почтальоны?
- Как же нам отправить журнал по почте? Кто у нас будет почтальон? Что нам потребуется, чтобы отправить журнал, он же не войдет в почтовый ящик?
- Отлично, мы сейчас упакуем журнал как бандероль, кто же на почте выполняет эту работу?
- Кого мы выберем на роль оператора? Этот человек должен быть аккуратным, четко вести записи, уметь писать адрес.
-Найдите место, где расположить почту, оборудуйте свои рабочие места.
- Как вы думаете, чем отличается бандероль от посылки?
- Правильно, весом. Бандероль может быть не тяжелее 1 кг, а посылки тяжелее килограмма. Как же можно определить вес бандероли? У нас же нет весов!
- Очень хорошо придумали, можно их сделать из строительного материала.
- Пожалуйста, товарищ оператор, отправьте мою бандероль для Веры Павловны! (ребенок последовательно выполняет все действия по упаковке, надписи адреса, взвешиванию, заполнению бланка и квитанции и передает почтальону, который доставляет извещение по адресу).
(Дети продолжают играть: отправляют письма, готовят посылки и бандероли своим друзьям к празднику).
- Света, Наташа, хотите посоревноваться? Эта игра «Убери лишнее» вам хорошо знакома, только картинки в ней появились другие. Но в игре задание более сложное, нужно будет указать на лишний предмет на время. У меня есть секундомер и за 3 секунды вы должны найти и показать этот предмет. Кто уложится во время, тот и победил.
IV. Окончание игры. Завершать игры хорошо, исходя из их сюжета – магазин закрывается, в больнице окончен прием больных и т.п.. В дидактических и подвижных играх определяются выигравшие – те, кто выполнил задание полностью первым, играл честно, не нарушая правил, был самым ловким и т.п.. Желательно провести краткий анализ игры – понравилось ли играть, как можно будет поиграть в эту игру по-другому. Организуется уборка игрушек и игрового пространства. Надо учитывать, что возведенные детьми постройки могут быть оставлены после окончания одной игры для дальнейшего обыгрывания или перестраивания.
При прописывании конспекта руководства игровой деятельностью во вторую половину дня необязательно подбирать новые творческие игры; желательно на примере тех же самых по тематике игр показать или усложнение игровых действий детей, или расширение сюжета игры, продумать и применить новые методы руководства игровой деятельностью детей.
Конспект руководства игровой деятельностью детей заверяется у воспитателя (соответствие поставленных задач руководства играми возрастным и индивидуальным особенностям детей группы), и подается преподавателю для проверки и утверждения за две недели до проведения задания на педагогической практике.