Структура конспекта
Методические рекомендации по выполнению конспекта руководства игровой деятельностью детей.
Конспект руководства игровой деятельностью детей выполняется в целях проектирования педагогического воздействия, направленного на развитие игры как деятельности дошкольников, воспитания у детей положительных нравственных качеств, формирования навыков взаимодействия и общения.
Предварительно путем беседы с воспитателем, наблюдений за играющими детьми выявляется уровень развития их игровой деятельности; координируются программные и диагностически поставленные задачи воспитательной работы в процессе игры. У воспитателя выясняется, какие подвижные игры были недавно разучены с детьми, какие игры им уже хорошо знакомы. Проводится анализ задач развития игровой деятельности по «Программе воспитания и обучения в детском саду», выбираются актуальные для развития детей данной группы задачи. Также анализируется имеющееся в группе игровое оборудование, подбирается атрибутика, необходимая для расширения сюжета игры; в случае необходимости игровое оборудование изготавливается студенткой.
На титульном листе выписывается заголовок конспекта, дата проведения, количество детей в группе; ставится подпись воспитателя, заверяющая адекватность задач руководства игровой деятельностью.
Конспект
руководства игровой деятельностью
детей старшей группы МДОУ №10
студентки 3 «В» курса ТПК №2
Гульцевой Ксении Вячеславовны
Дата проведения: 1 п.д. - 13.10.05
2 п.д. - 27.10.05
Количество детей: 24
Подпись воспитателя __________
Структура конспекта:
I. Виды игр. Перечисляются организуемые игры и даются их названия.
В 1 половину дня рекомендуется организация дидактических (5 – 6), подвижных (2 – 3) игр, строительно – конструктивной и сюжетно – ролевых игр (для знакомых – вносится стимулирующее сюжет оборудование, в менее освоенную включается воспитатель). Во 2 половину дня может добавляться театрализованная игра.
Выбор тематики сюжетно – ролевых игр зависит от игрового опыта детей, широты их знакомства с окружающим. В младших играх лучше организовывать игры на бытовые сюжеты, хорошо знакомые детям: «Семья», «Магазин», «Больница». В последующих возрастных группах может сохраняться подобная тематика, однако необходимо расширять сюжет и содержание – включать в игры дополнительных персонажей и связанные с ними обстоятельства (в семье – приезд гостей, введение ролей бабушки, дедушки и т.п.; в магазине – открытие новых отделов; в больнице – появление врачей–специалистов, например, хирурга, отоларинголога, окулиста и т.д.).
Выбор строительно–конструктивной игры определяется конструктивными умениями, полученными детьми на занятиях по конструированию, наличием в группе строительных материалов и конструкторов, мелких игрушек для обстраивания и украшения готовых построек. Предварительно у воспитателя необходимо уточнить, могут ли деть строить по рисунку, по схеме; в этом случае можно использовать внесение схемы как стимул для строительной игры.
Выбор театрализованной игры определяется уровнем развития исполнительских навыков детей, знакомством с литературными произведениями. Лучше брать такие произведения, в которых небольшое количество персонажей, несложные диалоги, насыщенное действие, ярко выраженная нравственная ситуация. Произведения должны быть хорошо известны детям – и в плане последовательности событий, и в плане знания текста.
В выборе дидактических игр исходят из следующего: игры не должны дублировать вид занятий (если в этот день у детей математическое занятие, дидактические игры математического содержания исключаются); хорошо, если в перечень включаются музыкально – дидактические игры, игры – забавы. Задачи игр должны быть посильны в решении детям; из всего перечня игр3 – 4 игры берутся хорошо знакомые детям и предлагаются для самостоятельной деятельности, вносятся 1 – 2 новые игры, в руководстве которыми принимает непосредственное участие воспитатель.
Подбор подвижных игр определяется подобным образом: новые игры не используются, как новая предстает перед детьми подвижная игра, недавно разученная на физкультурном занятии.
Утром игры выбираются небольшими по содержанию из-за ограниченности времени, в старших группах можно организовать и сложную по сюжету сюжетно-ролевую игру, так как дети уже могут откладывать незавершенную игру.
В зависимости от количества детей и их возраста можно запланировать одновременно и сюжетно-ролевую и дидактическую игры. В этом случае воспитатель создает условия для творческой игры и осуществляет косвенное руководство (что указывается в плане), и предлагает заранее намеченному ребенку поиграть в дидактическую игру. Возможна и одновременная организация сюжетно-ролевой и дидактической игры. Например, воспитатель принимает участие в обговаривании сюжета игры или помогает в распределении ролей, а затем выходит из игры и проводит индивидуально или с подгруппой детей дидактическую игру.
На прогулке планируется проведение подвижной игры, а также сюжетно-ролевой игры.
Вечером планируется театрализованные игры, игры со строительным материалом. Во всех группах детского сада вечером дети возводят постройки из строительного материала, а затем их обыгрывают, что позволяет детям проявить фантазию, применять знания о различных профессиях, совершенствовать конструктивные умения.