Методические рекомендации по выполнению конспекта организации режимных моментов на педагогической практике в ДОУ

Пояснительная записка

Н.В.Кубарькова, И.В.Чумакова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНСПЕКТОВ РУКОВОДСТВА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

 

Тула, 2011г.

 

 

Рецензент: доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого Н.С.Ежкова

 

Авторы: преподаватель высшей квалификационной категории Кубарькова Н.В., кандидат педагогических наук, преподаватель высшей квалификационной категории Чумакова И.В.

 

Рекомендации для студентов педагогических учебных заведений по выполнению конспектов руководства деятельностью дошкольников: Учебное пособие /И.В.Чумакова, Н.В.Кубарькова. – Тула,2011.- 63с.

 

Пособие адресовано студентам дневного и заочного отделений педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование». В пособии представлены материалы по разработке и оформлению конспектов руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста на педагогической практике.

Рекомендации дополняются примерными образцами конспектов, перечнем тематики разных видов занятий, используемых в работе с дошкольниками.

 

Педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях призвана обеспечить преемственность между теоретической подготовкой студентов в колледже и освоением будущими воспитателями профессиональной деятельности. Подготовка и самостоятельное проведение образовательной работы в детском саду студентами педагогического колледжа – сложная и кропотливая работа, требующая многогранных знаний в области педагогики, психологии, частных методик, а также реалий практической профессиональной деятельности. Разработать и самостоятельно написать конспекты организации и проведения разных видов деятельности воспитанников студентам, не имеющим достаточного жизненного и профессионального опыта, трудно.

Для выполнения данной работы нужна определенная система и выработанный общий алгоритм написания конспектов. В методических рекомендациях обобщены требования к разработке конспектов руководства разными видами детской деятельности, обозначены ключевые моменты подготовительной работы студента, предложены практические материалы, которые практикант может использовать в виде примерного образца.

Каждый раздел методических рекомендаций представляет собой обзор предварительной работы по сбору информации о состоянии воспитательной работы в детском саду, заданий на анализ обученности и воспитанности дошкольников, подбору учебного материала из пособий, научной литературы, образовательной программы.

Четко обозначена в рекомендациях структура каждого конспекта, в основном общая для организации разных видов деятельности, что позволяет упорядочить последовательность в изложении материала студентом. Каждый пункт в содержании конспекта сопровождается пояснениями, ссылками на различные источники, из которых можно заимствовать практические материалы, примерами из практической работы.

Методические рекомендации обеспечены обширным приложением, в которое включены конспекты руководства разными видами деятельности, примерная тематика занятий познавательного цикла, содержание трудовых поручений для разных возрастных групп.

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой педагогической практики студентов дневной и заочной форм обучения педагогического колледжа по специальностям 050144 «Дошкольное образование» и 050710 «Специальное дошкольное образование».

Материалы данного пособия могут использоваться как студентами при подготовке к прохождению педагогической практики в ДОУ, так и преподавателями при проведении консультаций по написанию студентами конспектов руководства разными видами деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

Методические рекомендации по выполнению конспекта организации режимных моментов…………………………………………………………………………………..6

Методические рекомендации по выполнению конспекта занятия познавательного цикла………………………………………………………………………………………11

Методические рекомендации по выполнению конспекта организации игровой деятельности детей………………………………………………………………………16

Методические рекомендации по выполнению конспекта руководства трудовой деятельностью детей……………………………………………………………………..23

Методические рекомендации по составлению календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми……………………………………………………..26

Приложение 1. Примерный конспект организации режимных моментов во II младшей группе………………………………………………………………………….31

Приложение 2. Примерные конспекты занятий познавательного цикла......................……………………………………………………………………….38

Приложение 3. Примерная тематика занятий по познавательной деятельности…..47

Приложение 4. Примерный конспект по руководству трудовой деятельностью в старшей группе…………………………………………………………………………..49

Приложение 5. Примерный перечень трудовых поручений………………………….55

Приложение 6. Примерный образец календарного плана воспитательно-образовательной работы во 2 младшей группе………………………………………..57

 

 

Конспект организации и проведения режимных процессов в группе детского сада отражает организацию педагогического процесса по решению задач воспитания культурно – гигиенических навыков у детей базовой возрастной группы.

Режимные процессы относятся к бытовой деятельности и время их организации зависит от режима дня в группе (см. «Программу обучения и воспитания в детском саду»). Для определения содержания культурно-гигиенических навыков в своей возрастной группе необходимо составить таблицу, в которую занести данные из образовательной программы: объем навыков по уходу за одеждой и обувью, по уходу за собственным телом, поддержания чистоты в помещении, навыков по приему пищи (Табл. 1).

Изучение сформированности культурно – гигиенических навыков у детей базовой возрастной группы, определение основных «проблемных зон» в освоении умений и навыков детьми проводится с помощью наблюдения в ДОУ в режимных процессах, результаты наблюдения заносятся в протокол. Полученные протоколы анализируют по схеме (при наблюдении отмечается положительная или отрицательная оценка: да, не, иногда):

/. Умывание

1. Ребенок правильно пользуется водой, мылом, полотенцем, не пропускает отдельные действия, соблюдает правильную их последовательность и т.д.

2. Замечает нарушение другими детьми правильной последовательности действий и как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечание самостоятельно и т.д.).

3. Осознает необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).

//. Прием пищи

1. Правильно пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.).

2. Аккуратно ест (не крошит хлеб, не проливает пищу).

3. Сохраняет за столом правильную позу.

4. Как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.).

III. Одевание и раздевание

1. Соблюдает правильную последовательность действий.

2. Помощь взрослого не требуется, самостоятельно справляется с Необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней ко взрослым и сверстникам.

3. Аккуратно одевается, замечает неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет.

4. Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.).

5. У ребенка сформировано бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы о сформированности культурно-гигиенических навыков детей, которые впоследствии используются для постановки задач групповой и индивидуальной работы с детьми в ходе организации режимных моментов.

Таблица 1