Дополнительное образование
Функции непрерывного образования. Принципы непрерывного образования
Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)
- Временная характеристика: процесс всей жизни.
- Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.
- Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
- Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.
- Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
- Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.
- Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Ведущая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.
- диагностическая,
- всеобщность,
- демократизм и доступность
- компенсаторная
- адаптационная
- непрерывность
- познавательная
- интегративность и преемственность
- культурологическая
- открытость
- самообразование.
Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.
Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связанных с учителем.
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в различных образовательных учреждениях и посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную работу по различным направлениям:
- научно-техническую;
- спортивно-техническую;
- физкультурно-спортивную;
- эколого-биологическую;
- социально-педагогическую;
- культурологическую;
- военно-патриотическую;
- художественно-эстетическую;
- туристско-краеведческую.
Вид образовательного учреждения дополнительного образования определяется в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной(ых) образовательной(ых) программы (программ).
Учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности:
- школы (спортивно-технические, художественно-эстетические, военно-патриотические и др.);
- стадионы и спортивные площадки и комплексы;
- станции (туристско-краеведческие, научно-технические, эколого-биологические и др.);
- детские студии художественно-эстетической направленности, детские театры.
Учреждения, реализующие дополни тельные образовательные программы разной направленности:
- дворцы и дома детского и юношеского творчества; центры; клубы;
- детские парки; музеи;
- детские и юношеские библиотеки; детские оздоровительно-образовательные лагеря.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что объединяет система образования?
2. Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
3. Из каких элементов состоят образовательные программы?
4. Какие существуют типы образовательных учреждений?
5. По какому принципу построено управление образованием?
6. Какие существуют формы получения образования?
Домашнее задание
Обязательное:
- Изучить Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Изучить теоретический материал по теме
Индивидуальное:
Подготовить сообщение «Основные положения Закона об образовании, определяющие профессиональную деятельность учителя»