Ведущие условия формирования субъективности воспитанника
Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности
- Учет требований общества.
- Содержательность воспитания.
- Ориентация на зону ближайшего развития.
- Активная позиция личности.
- Учет общих законов развития.
- Учет индивидуальных, возрастных, половых особенностей.
Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии
Субъектность позиции воспитанника
Субъектность— способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать жизненные планы.
Субъектность воспитанникав педагогическом процессе проявляется в его сопротивлении, принятии (непринятии) педагогического воздействия. По мере взросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребностей, возможных путей их удовлетворения.
• его понимание, признание и принятие;
• развитие и поддержание унего самоценных форм активности.
Понимание ребенка— умение видеть ребенка «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков, ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения.
Принятие ребенка— безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, каких показателей в своем развитии и деятельности он достиг.
Признание ребенка— восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
У педагогов с высоким уровнем понимания и принятия воспитанников преобладают организующие воздействия, а у педагогов с низким уровнем понимания и принятия — оценивающие и дисциплинирующие.
Педагогу в процессе педагогического взаимодействия необходимо учитывать:
- степень внушаемости и тревожности воспитанника;
- индивидуально-типологические особенности (слабая или сильная нервная система, инертная или подвижная, какой темперамент);
-индивидуальные стили учебной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Воспроизведите возрастные периоды развития ребенка в психологии и педагогике
2. Перечислите социальные и биологические факторы, влияющие на развитие личности, и объясните, в чем проявляется их влияние
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Докажите, что учет возрастных особенностей детей в процессе обучения и воспитания является основополагающим
По выбору:
Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится. Сделайте педагогические выводы (на что надо обратить внимание воспитателям, какие качества формировать, какие нейтрализовать и т.д.)
Индивидуальное:
Подобрать примеры влияния различных факторов на развитее личности на основе примеров из педагогической литературы и периодической печати