Варіанти завдань 3 страница

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, экономист; эмигрант, уехал из России в 1923 г. Главная идея его философ, теории - боговоплощение. Он полагал, что Бог и сотворенный им мир внут­ренне связаны; проявляется это в «премудрости божией», названной софией; она присутствует в мире и в человеке, в результате чего они причастны Богу. Исходя из основополагающих принципов своей фил., Б. дал религиозно-культурное обоснование хозяйственной дея­тельности человека. Человеческое творчество, культура, знания, хозяйственная деятельность, по его теории, ба­зируются на религиозной теоретической базе. Культурологические идеи изложены в ряде работ: «Основные проблемы тео­рии прогресса» (статья, 1903); «Два града» (1911); «Свет невечерний» (1917); «Купина неопалимая» (1927); «Фи­лософия имени» (1953); «Героизм и подвижничество» (статья, 1991) и др.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953) - прозаик, поэт. Родился в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1889 г., совершив путешествие по стране, начинает публиковаться. Бунин всту­пил в литературу поэтом. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта: "Не пугай меня грозою..." (1888), "Полями пахнет (1901). Лучшим стихотворным произведением явилась поэма «Листопад» - высокая пейзажная лирика. В 1895 г. Бунин знакомится с известными русскими писателями и в том же году публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, он начинает заниматься литератур­ным творчеством. В 1903 г. Академия наук награждает Бунина Пушкин­ской премией за стихотворный сборник "Листопад" (1901) и перевод "Песни о Гайавате" (1896). Широкую известность Бунину принесла проза. В рассказе «Антоновские яблоки» (1900) нашло выражение поэтическое отношение писа­теля к миру. В "Эпитафии" (1900) он не скрывает "великой грусти по поводу исчезновения старого уклада жизни. В рассказе "Новая дорога (1901) поднимаются проблемы природы, судьбы страны. В 1909—1910 гг. Бунин создает повесть "Деревня", принесшую ему широкую известность: в ней словно говорила страдающая и думающая Россия. Во многих своих произведениях Бунин обращается к вечным темам любви и смерти ("Легкое дыхание", 1916 и др.). Один из лучших рассказов - "Братья" (1914) - обнажает пороки европейской буржуаз­ной цивилизации. Мотив превосходства естественности бытия над с расчетливым устройством звучит в рассказе "Господин из Сан-Франциско» (1915). В 1920 г. Бунин покидает Россию, создает прекрасные рассказы о любви ("Митина любовь", 1924; "Темные аллеи", 1938). Самым круп­ным произведением Бунина в эмиграции был автобиографический роман "Жизнь Арсеньева" (1927-1933). Его перу также принадлежат «Окаянные дни», воспоминания ("Памяти Чехова", 1904; "Освобождение Толстого", 1917). В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе.

БУШЕ Франсуа(1703 - 1770) - французский живописец, яркий представитель художественной культуры рококо. С 1734 член, а с 1765 директор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже и «первый живописец короля». Сложился под влиянием А. Ватто, начав с гравирования его картин. Писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными и жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идеализированные пейзажи («Вид в окрестностях Бове», Эрмитаж, Ленинград); делал эскизы для мануфактурных шпалер в Бове и для театральных декораций, гравюры для книг. В теплых и насыщенных по колориту картинах Буше 1720-30 гг. заметны отзвуки фламандского искусства. Позднее в его работах, с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов, усиливаются свойственные рококо декоративность, эротика, жеманная грация, фарфоровость фигур.

БЭКОН Френсис (1561-1626) – английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата «Новый Органон», в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой Б. считал, что достижение этой цели возможно только для науки, постигающей истинные причины явлений. Поэтому он выступал против схоластики. Б. признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений (идолов). Часть этих заблуждений корениться в несовершенстве и неточности языка, часть в некритическом усвоении чужих мнений. По Б., наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов (средними аксиомами) будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Политические убеждения Б. отразились в «Новой Атлантиде» и «Утопии», изображающей экономически процветающее идеальное общество, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и высокой техники, но с сохранением противоположности господствующих и подчиненных классов.

 

ВАН ВЭЙ (699-759) - китайский поэт, художник, мастер живописи в жанре «шань-шуй» («горы-воды»). В этом жанре воплощались наиболее возвышенные пред­ставления о времени, созвучные поэзии, он отразил представ­ление о единстве главных сил Все­ленной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала (ян), а вода – темного женского начала (инь). Пейзажи Ван Вэя написаны черной тушью с мягкими размыва­ми в манере сеи («живопись идеи»). В его картинах только два цвета — чёрный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Манера Ван Вэя строится на обобщении форм, недосказанности и поэтическом проникновении в тайны природы.

ВАН ГОГ Винсент(1853 -1890) - великий нидерландский живописец. Болезненное чувство неустроенности заставило его всю жизнь метаться в поисках справедливости между религией (он был сыном пастора) и социализмом, проповедью и искусством. Уже с самого начала и совершенно сознательно В. Г. хотел стать художником униженных. Готовый поделиться последним куском с первым встречным, он всю жизнь терпел крайнюю нужду. В. Г. пытался синтезировать образную манеру письма импрессионистов и мастеров японского искусства. В 1888 уехал из Парижа и поселился в Арле, где попал в госпиталь, а затем в приют для душевнобольных. В. Г. работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцентрист и неврастеник, В. Г. передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. В. Г. покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины В. Г. считают за честь иметь лучшие музеи мира.

ВАН ДЕЙК Антонис (1599-1641) - выдающийся фламандский живописец, один из создателей парадного аристократического портрета XVII в. Ученик П. П. Рубенса. Парадные портреты («Карл I на охоте, 1633) отличаются тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко. Выделялся завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки. Создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, В. Д. тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов.

ВАН ЭЙК Ян (ок.1390 - 1441) - величайший нидерландский художник. Его считают главным представителем и одним из родоначальников искусства раннего Возрождения в Голландии. Любое из сохранившихся произведений В. Э. – выдающееся явление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. С именем В.Э. связывается выдающееся новшество в европейском искусстве – распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешних качеств подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфини» (1344 г.) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым портретом в европейском искусстве.

ВАСИЛИЙ Великий (329-379) - святой, «отец Церкви». Родился в Каппадокии, полу­чил блестящее разностороннее свет­ское образование в крупнейших науч­ных и культурных центрах на востоке империи. Духовно совершенство­вался под руководством старцев-мо­нахов в Египте и Палестине. В 370 г. стал епископом Кеса­рии, установил связи с епископами Запада. Главная заслуга В. - внесение ясности в вопрос о соотно­шении понятий «сущность» и «ипо­стась» применительно к лицам Святой Троицы. Термином «сущность» обо­значили единое Божество, проявляю­щееся в трёх лицах Троицы, а терми­ну «ипостась» присвоили те личные отличительные свойства, которые да­ют им самостоятельное бытие. Так, для Отца это нерождённость, для Сына — рож­дение от Отца, для Духа — исхождение от Отца через Сына. Поскольку Боже­ственная сущность у всех трёх ипоста­сей едина, следовательно, они еди­носущны. В. был первым, кто открыто провозгласил авторитет Пре­дания и объявил его источником веры. Были записаны древние Символы веры и богослужебные прави­ла поместных Церквей, из поколения в поколение передававшиеся сказания о проповеднических подвигах апосто­лов и мучеников, стали составляться первые своды церковной истории.

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848 - 1926) – русский живописец. Из семьи сельского священника. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 - 1867), затем в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1868 - 1875). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878 - 1897), действительный член петербургской Академии художеств (с 1893 г.; в 1905 г. отказался от звания). В 1870-е годы писал жанровые картины в духе передвижничества, с большой наблюдательностью, запечатлев различные типы современного ему общества (“Военная телеграмма”, 1878, ГТГ). С 1878 г жил в Москве деятельно участвовал в работе Абрамцевского художественного кружка; установил дружественные связи с С.И. Мамонтовым живописцев, В.Д. Поленовым, позже с М.В. Нестеровым. С 1880-х годов стремясь к созданию основ “подлинно национального” русского искусства, Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике, к поискам в области синтеза жанрово-бытовой живописи со стилистикой народного творчества. Принесшие ему широкую популярность картины написанные на темы русской истории (“После побоища Игоря Святославича с половцами”, 1880; “ Царь Иван Васильевич Грозный”, 1897), сказок (“Аленушка”, 1881; “Иван-царевич на сером волке”, 1889), былины (“Богатыри", 1881 – 1898), отмечены яркой декоративностью и фантазией; склонность Васнецова к монументальной орнаментальности, к использованию фольклорной символики предвосхищали некоторые черты стиля “модерн”. Работал также над театральными декорациями (оформление постановки “Снегурочки” А.Н. Островского в домашнем театре Ма­монтова, 1882, и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в частной русской опере Мамонтова, 1886)в области монументальной живописи (панно “Каменный век” в историческом музее в Москве, 1883 - 1885; росписи Владимирского собора в Киеве, 1885 - 1896, мозаика храма Воскресения Христова (“Спаса на крови”) в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II, 1883 - 1901; русской церкви в Дармштадте, 1899 - 1901, и др.), религиозной живописи и иконописи (иконы для собора Александра Невского в Софии, в том числе “Богоматерь на престоле”, “Спас на престоле”, 1903 - 1914), архитектуры (проекты церкви и “Избушки на курьих ножках” в Абрамцеве, 1883; собственный дом в Москве, 1893 - 1894, с 1953 г. Дом-музей Васнецова; фасад (Третьяковской галереи, 1902). После Октябрьской революции продолжал работать над картинами на сказочные и исторические сюжеты.

ВАТТО Антуан (1684-1721) - французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так же галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1719-1718).ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - советский режис­сер, актер. С 1911 г. в МХТ. Затем в 1-й Студии МХТ. Основатель (1913) и руководитель Студенческой студии (с 1921 г. -- 3-я Студия МХТ, с 1926 г. - Театр им. Вахтангова). Вахтангов стремился к поискам новых выразительных средств театрального искусства, созвучного революцион­ной эпохе. Поставил: "Свадьба" Чехова (1920), "Чудо св. Антония" Метерлинка (1921, 2-я ред.), "Эрик XIV" Стриндберга (1921), "Принцесса Турандот" Карло Гоцци (1922). Роли: Теклтон ("Сверчок на печи" по Диккенсу), Фрезер («Потоп», Бергера).

ВЕБЕР Макс(1864-1920) – выдающийся немецкий экономист, социолог, философ, историк и культуролог. Самыми известными и ценными с культурологической точки зрения стали две его работы – «Протестантская этика и дух капитализма (1904) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1905). Их главная идея – прямая обусловленность экономической жизни отдельных стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. В. рассматривает религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы (т.е. определяет сферу значений символов и ценностей индивида и общества) и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. По В., религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значение и цели. Для понимания судеб культуры отдельных человеческих общностей важна классификация характера господства и власти: «легальный» или рациональный тип (демократия и парламентаризм); традиционный тип (династическая монархия); харизматический тип (диктатура и «вождизм». В. считает, что только уравновешенное и соответствующее месту и времени единство рациональности, традиционализма и харизмы, как типов господства, может обеспечить здоровую и устойчивую жизнь общества.

ВЕЛАСКЕС(Родригес де Сильва Веласкес)Диего(1599 – 1660) - испанский живописец, крупнейший представитель испанского барокко. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628 – 1629), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617 – 1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтические сцены труда («Пряхи», 1657).

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780 - 1847) - русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В.Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (“А.И. Бибиков”,1805 –1808 ; “М.А. Фонвизин”, 1812 ). В конце 1807 г. Венецианов подготовил четыре офорта (“Вельможа” и др.) для предпринятого им издания “Журнала карикатур на 1808 год в лицах” - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на чиновничью знать; в период Отечественной войны 1812 г. выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. С 1819 г. поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где писал портреты крестьян и сцены из их жизни (“Очищение свеклы”, пастель, до 1822 г., “Гумно”, около 1821 - 1823, “Утро помещицы”, 1823, “Спящий пастушок”, 1823 – 1824 ; “На пашне. Весна”, 1820-е годы, “На жатве. Лето”, 1820-е годы, “Голова старика-крестьянина”, 1825 ). Эти произведения, созданные в результате углубленной работы с натуры, определили становление нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Венецианов в своих картинах создавал отчасти идеализированный поэтический образ крестьянской жизни, неразрывно связанный с красотой русской природы. Работа на открытом воздухе позволила Венецианову передавать эффекты дневного освещения, высветлить всю палитру. Большую роль в демократизации русского искусства сыграла педагогическая деятельность Венецианова.

ВЕРГИЛИЙ Марон Публий (70—19 до н. э.) - древнеримский поэт. Основные произведения: сборник «Буколики» («Пастуше­ские песни») — идеализированное изображение жизни пастухов на фоне сельской природы; «Георгики» («Поэма о земледелии») — кон­кретные советы земледельцам че­редуются здесь с различными лири­ческими отступлениями; поэма «Энеида» — мифологически-герои­ческий эпос.

ВЕРДИ Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. Один из крупнейших мастеров оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (1853), «Отелло» (1886), «Реквием» (1874) и др.

ВЕРЕСАЕВ(наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945) - писатель. Родился в семье врача. Окончил в 1888 г. историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. По окон­чании работал врачом в Туле и Санкт-Петербурге. Со студенческих лет занимался литературной деятельностью. В 1903 г. пишет повесть "Без дороги". Большую популярность принесли ему "Записки врача" (1901). В 1903 г. поселился в Москве, входил в литературную группу "Среда". В повести "К жизни" (1909) формулирует свой поворот к философии Ниц­ше и Бергсона. После поездки в Грецию (1910) занимается древнегречес­кой литературой и переводами Сапфо и Гесиода. Пишет книгу о Толстом и Достоевском "Живая жизнь". Послереволюционное время провел в
Крыму. В романе "В тупике" (1922) выразил свое неприятие террора того времени. Занимался литературно-исследовательской работой "Пушкин в жизни" (1926—1927) и "Гоголь в жизни" (1933). В романе "Сестры" (1933) реалистически изобразил теневые стороны жизни комсомола. Перевел поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Центральная тема художественной прозы Вересаева — позиция современной ему ин­теллигенции. Стилистически Вересаев всегда оставался верен традиции критического реализма, ориентирующегося на описание среды, не прибегая ни к каким экспериментам в области формы.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 - 1904) - художник, очеркист. Из дворян. Учился в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 - 1860). С 1858 г. посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1860 г. поступил в Академию художеств, в 1863 г., выступив против косности академического преподавания, оставил ее (в 1874 г. публично отказался от звания профессора). Художественное образование продолжил в Парижской Академии художеств (1864 - 1866). В поисках впечатлений и сюжетов для своих картин много путешествовал по России, странам Западной Европы, Ближнего Востока, по Индии, Японии, США. Участвовал в военных действиях русской армии в Туркестане (1867 - 1868, 1869 -1870; в 1868 г. награжден Георгиевским крестом), в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. и русско-японской войне 1904 -1905 гг. Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца “Петропавловск”. По направленности своего творчества близок к передвижникам. Верещагин создал тематические серии картин (“Туркестанская”, 1871-1874; “Балканская”, 1877 - 1878 и 1880-е годы), цикл, посвященный Отечественной войне 1812 г. (1887 - 1904), и другие картины.

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) - русский естествоиспытатель и мыслитель, крупный обще­ственный деятель и организатор науки, создатель учения о биосфере и ноосфере (сфере разума). В. — представи­тель русского космизма — направления в культуре, объеди­нившего в себе не только отечественных ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Свое мировоззрение он охарактеризовал как «философский скепсис», что озна­чало признание ученым не только права на свободный поиск различных философ, идей и направлений, но и на отстаивание своих науч. выводов. В. исходил из того, что ноосфера является последним из многих состояний био­сферы и что человек «становится могучей космической силой». Он обратил внимание на то, что человек и все человечество неразрывно связаны с биосферой Земли, с ее энергетической структурой; биосфера - планетарное явление, а само человечество, составляя ничтожную мас­су вещества, отличается не своей массой, а своим разу­мом. В одной из своих научных работ В. писал: «Цивилиза­ция «культурного человечества», поскольку она является формой организации новой геологической силы, создав­шейся в биосфере, не может прерваться и уничтожить­ся». Культурологические идеи В. оказали влияние не только на современные биосферные концепции культуры, но и на раз­витие современной культурологии. Основные культурологические идеи высказаны В. в работах: «Задачи высшего образо­вания нашего времени» (статья, 1913); «1911г. в истории русской умственной культуры» (статья, 1911); «Начало и вечность жизни» (1922); «Научная мысль как планетар­ное явление» (1938, опубликовано в 1977) и др.

ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) - историк, философ, высказавший ряд культуро­логических идей; выступал как активный участник евразий­ства. Сын В. И. Вернадского. В своих исторических работах В. выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого го­сударства и собственно русскую историю как процесс посте­пенного освоения рус. народом евразийской террито­рии. Для В., как и др. представителей евразийского движения, было характерно представление о строго упо­рядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического про­цесса. По мнению В., европеизация для России оберну­лась серьезным потрясением в ее духовной жизни: в нее проникли европейские формы культуры. В работах В. подчеркивался еще один важный фактор, сыгравший важную роль в формировании русско-евразийской само­бытной культуры, - восточное влияние. Татаро-монголь­ское иго явилось важным фактором для консолидации русского народа. Более того, оно явилось своеобразной пре­градой для латинизации Руси. Особенность культуроло­гических идей В. заключается в том, что он не придавал са­модовлеющего значения природно-географическому фактору в развитии культуры. По его мнению, основным источником прогресса материальной и духовной культуры явля­ется внутреннее саморазвитие общества, однако отнюдь не внесоциальные факторы, которые накладывают печать своеобразия на культуру. Основные культурологические идеи В. нашли отражение в его работах: «Начертание русской истории» (1927); «История России» (1929); «Опыт исто­рии Евразии с половины VI века до настоящего време­ни» (1934); «Звенья русской культуры» (1938); «Древняя Русь» (1943); «Киевская Русь» (1948); «Монголы и Русь» (1953); «Очерки о начале Руси». В 2-х т. (1959) и др.

ВИКТОРЬЕН Домье Оноре (1808 - 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладел ремеслом литографа, выполнял мелкие литографические работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательное изучение классического искусства. Домье участвовал в Революции 1830г., а с установлением Июльской монархии стал политический карикатуризм и завоевал общественное признание беспощадной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремленно связал свое искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях. Смело и точно вылепленные скульптуры, эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей послужило основой для серии литографических портретов-шаржей. В 1832г. Домье за карикатуру на Короля (литография «Гаргантюа», 1831г.) был заключен на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835г.) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1839-1842г.), «Лучшие дни жизни» (1843-1846г.), «Люди юстиции» (1845-1849г.) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной сферы, формирующей личность обывателя. В конце 60-х г. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следовал за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происки церкви. Франко-прусской войне 1870-1871г. посвящен последний шедевр Домье – альбом «Осада», «Потрясенные наследством», 1871г. Огромное наследие Домье, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

ВИТРУВИЙ (2-ая пол. I в. до н. э.) - римский архитектор и инженер, автор «Десяти книг об архитектуре», единственного дошедшего до нас полностью античного трактата на эту тему, обобщающего опыт развития архитектуры в Др. Греции и Риме. В сочинении В. содержатся эстетические воззрения на архитектуру, сведения о видах сооружений, об основных архитектурных ордерах и их значении, о строительных материалах, о градостроительстве и значении инженера в градостроитель­стве. Труд В. стал предметом пристального изучения в эпоху Возрождения, в Италии была создана даже Витрувианская ака­демия.

ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна (р. 1926) - певица (сопрано). В 1952-1974 гг. солистка Большого театра. Среди партий: Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Чио-Чио-сан, Тоска, Наташа Ростова («Война и мир» С.С. Прокофьева), Софья Ткаченко ("Семен Котко" Прокофьева), Катарина ("Укрощение строптивой" В.Я. Шебалина, первая исполнительница). Впервые на московской сцене исполнила монооперу «Человеческий голос» Ф. Пуленка. Снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова». Выступает в концертах. С 1974 г. – за рубежом.

ВЛАДИМИР I(962 – 1015) -великий князь киевский с 980. Покорил вятичей, радимичей, воевал с печенегами. В 988-989 ввел христианство на Руси. Способствовал расцвету древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным Солнышком».

ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053-1125) - князь смоленский, черниговский, киевский. Сын Всеволода 1 и дочери византийского императора Константина Мономаха- Марии. Боролся против княжеских усобиц. Разгромил половцев вместе с другими князьями в походах 1103,1107, 1111, 1116, 1120 гг. Разработал «устав», ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей и всех, кто прочтет, укреплять единство Руси, добиваться справедливого суда, следовать христианским заповедям.

ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич (р. 1932) — писатель. Отец - жур­налист, мать - учительница. Детство прошло частично в деревне. Учил­ся столярному мастерству, служил в армии. После окончания вечерней школы поступал в Литературный институт им. Горького в 1956 и 1957 гг., но не был принят. Проучившись полтора года в Московском педагоги­ческом институте, отправился в Казахстан, где не только осваивает це­лину, но и создает свои первые прозаические произведения. В 1960 г он получил в Москве место на радио. Первый рассказ Войновича "Мы здесь живем" (1961), напечатанный в журнале "Новый мир", выдвинул его в ряды "талантливых молодых прозаиков" (Ю. Тендряков). Рассказ "Кем я мог бы стать"("Хочу быть честным") (1963) и повесть "Два товарища" (1967) были инсценированы и имели большой успех. С 1963 г. Войнович писал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". После его опубликования на Западе у писателя начались пробле­мы. В феврале 1974 года он был исключен из членов СП СССР. В 1980 г. Войнович выехал в ФРГ. Благодаря роману о Чонкине и "Иванькиаде" он становится одним из самых значительных русских са­тириков современности. Сатира Войновича направлена против армии, милиции, партии, а образ Чонкина, запутавшегося в комических ситуациях, постепенно приобретает черты некоторого трагизма. В продолжении этого романа "Претендент на престол" (1970) уже нет череды приключений главного героя, свойственного плутовскому роману. Это откровенная сатира на жизнь в Советском Союзе. В сборнике "Путем вза­имной переписки" (1979) Войнович собрал свою прежнюю прозу и публицистику. Начиная с первых своих произведений, Войнович проявляет себя как писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры, используя краткие диалоги.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Сотрудничал в энциклопедии Дидро. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, «первого двигателя». Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и природы. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Задача науки – изучение объективной причинности. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление общества на бедных и богатых. Разумное государственное устройство по В. – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. Главная мишень сатиры В. – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Магомета, Будды), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Основные труды В.: «Философские письма», «Опыт о нравах и духе народов».