Образование и наука
Средневековье знало три вида школ: низшие школы при церквях и монастырях; средние школы при епископских кафедрах; высшие школы - университеты. Наиболее старинными университетами Европы считаются Парижский университет (Сорбонна) во Франции, Оксфордский и Кембриджский в Англии и Неаполитанский в Италии, они основаны в XIII в. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения были диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие профессора и схолары (студенты).
Средневековая университетская наука носила название схоластики, она была тесным образом связана с богословием и теологией. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание - эти главные источники христианского учения - схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. В ранний период своего развития схоластика, захватившая многие страны Европы, имела положительное значение. Схоласты возобновили изучение античного наследия, в XII - XIII вв. они разрабатывали проблемы познания. Крупнейшими средневековыми схоластами были Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский. Кроме схоластики, в средние века существовало еще и другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика. Мистики (Бернард Клервосский, Иоганн Таулер, Фома Кемпийский) отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем "созерцания", т. е. молитв и благочестивых размышлений, без помощи какой-либо "языческой науки".
Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому.
Рыцарская и городская культура.
Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества тем не менее развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Рыцарство выработало в XIII в. обычаи, манеры, ритуал дворянской вежливости (куртуазность), разнообразные светские, придворные и военно-рыцарские развлечения. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В ХII в. получили широкое распространение рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения (циклы романов о короле Артуре, «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах»). Рыцарская лирическая поэзия (миннезингеров и трубадуров) воспевала образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни.
Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты, в XII - XIII вв. начали появляться сатирические произведения. Весьма значительным явлением была поэзия вагантов, родиной которой считается Франция. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность. Смеховая культура господствовала в карнавале и площадных представлениях жонглеров. Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира. Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны.