КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.

Театр.

Живопись.

Скульптура.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства. Если греки стремились изобразить идеал, то римляне - наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет - это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

Дворцы и общественные здания Рима украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства.

До наших дней дошли фрески, покрывавшие стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков. Со временем ор­наментальная живопись интерьеров была вытеснена имитацией архитектурного декора, что отражало тяготение к пышности. Искусство использовалось римлянами для демонстрации богатства, престижа и статуса. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.

Распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием грече­ского театра и собственно римских народных представлений. В римском театре господствовала комедия. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры - представления, которые включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились ли­тературные обработки ателланы. На рубеже новой эры наиболь­шим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками, но поведение этих «греков» скорее напоминало римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Плавта, который в своих комедиях стремился прежде всего к занимательности. Большое место в комедиях Плавта занимали музыкальные номера, арии и речитативы, произносившиеся под музыку. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, - Теренций. Он много внимания (и в этом чувствуется греческое влияние) уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует нравы своего времени, не­избежные конфликты отцов и детей, ветреность молодёжи и излишнее морализаторство старшего поколения. Император Октавиан Август для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию, его поддержал поэт Гораций. В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на обще­государственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической пло­щадкой был деревянный помост. Для зрителей ставили скамьи, по иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. и вмещал до сорока тысяч человек. Римский театр отличался от греческого: хора не было, появился занавес, до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой, театры сооружали на ровном месте.

 

 

Византия образовалась в 395 г. В результате распада Римской империи на Восточную и Западную. Еще раньше в 330 г. древний греческий город-колония Византий получил новое название «Константинополь», в честь римского императора Константина. В состав Византийской империи вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Финикия, Кипр, Крит, часть Месопотамии и Армении, земли в Крыму и на Кавказе. В 1453 г. турками-османами был взят Константинополь, и Византия прекратила свое существование.

История Византии, и её культура прошли следующие этапы:

· IV-VII вв. - политическое и этнографическое становление Византии.

· VII-IX вв. – борьба идей, обобщение накопленных знаний, утверждение отвлечённого символизма.

· IX-XI вв. – распространение византивизма на юго-восточную Европу. Церковная независимость от Рима.

· XI-XII вв. - борьба Запада с Востоком. Крестовые походы. Распад Византийской империи.

· XIII-XV вв. – феодальные усобицы, распад идеологии на религиозно-мистическую и предренессанскую.

После османского завоевания византийское культурное наследие сохранялось балканскими народами и соседями, связанными с Византией единством культурной традиции, прежде всего с Русью.

Уникальность культуры Византии состоит в том, что она возникла и существовала как прямая наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания.

Специфические особенности Византийской культуры:

· языковое, конфессиональное и государственное единство;

· традиционализм. Сохранение традиций античной цивилизации;

· христианская религия стала доминантой художественной культуры;

· сочетание мифологии и мистики с антропологическим максимализмом.

Развитие научных знаний: согласно давней традиции все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии и воспринимались как чисто умозрительные знания в противоположность знаниям опытным и прикладным. Ведущее место занимало богословие. Учителя церкви - Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин создали догматическую систему на основе христианской антологии - учение о бытии, антропологии и психологии - учении о личности, о душе и теле. Большое влияние носила идеалистическая система Платона и стихийный материализм Аристотеля.

В дальнейшем в византийском богословии сложилось две тенденции. Для первой характерен интереса внешнему миру и его устройству, вера в возможности человеческого разума. Другая тенденция нашла выражение в сочинениях аскетов и религиозных мистиков, сосредотачиваясь на внутреннем мире человека и христианской этике смирения. Византийские ученые богословы оказали большое влияние на взгляды итальянских гуманистов.

Развитие естественных наук было подчинено нуждам практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства.

Византийцами созданы выдающиеся памятники историко-энциклопедичекого характера, содержащие историко-географические и этнографические данные, Прокопий Кесарийский, Агафий Миренейский, Михаил Пселл, Анна Комнина – авторы психологических портретов, исторических хроник, реалистических описаний. В популяризации науки большее значение имела система образования, сохранившая преемственность от античности.

Художественная культура Византии соединила мистицизм с жизненностью бытового колорита, набожность с деловым практицизмом. Искусство выступает посредником постижения истины, являясь источником нравственного совершенствования человека.

В византийской литературе IV-VI вв. сложилось два направления – одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. При этом становятся популярными античные жанры. В VII-IX вв. получают распространение «Жития святых». В XIV-XV вв. кризисное состояние империи усилило интерес к жанру сатиры, новелле. Известные византийские литераторы: Роман Сладкопевец, патриарх Фотий.

Изобразительное искусство Византии создало эстетическую теорию образа и символа, совершенство техники, гармонию цвета. Главные формы живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фрески), иконы, книжные миниатюры. Фрески аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы христианства (IV- XI вв.), при этом отрицалась перспектива и объёмность, всё, что создавало ощущение реального мира. Складывается символическое значение цвета. Преобладает: пурпурный, красный, белый, черный, зелёный. В IX-X вв. формируется иконнографический канон. В борьбе с иконоборчеством искусство иконы стало основным в XI-XII вв. Главные сюжеты икон основаны на Евангелии, изображали Богоматерь, Христа, святых. Иконы служили доказательством христологичекого догмата. Земной мир трактовался как отражение и подобие небесных сфер.

Архитектура Византии отражала новое христианское мировоззрение. Наиболее ярко это представлено в церковном зодчестве, прежде всего в создании главного собора империи – собора Святой Софии в Константинополе (VI в.). До VIII в. в храмовых постройках преобладал базиликальный тип, унаследованный от Рима, а в VIII-IX вв. главенствует крестово-купальный тип храма, получивший распространение в архитектуре древней Руси.

Музыка в Византийской культуре представлялась выражением божественной универсальности мира, неким камертоном. Лирика должна была воздействовать на нравственное состояние души. Основными музыкальными жанрами стали: псалмы, гимны, духовные песни. Светская музыка отрицалась и запрещалась церковью. Церковная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре. Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.