Архитектура.

Театр.

· В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, - бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. В Аттике (область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр и возник из обрядов, посвящённых этому богу.

· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги - Эсхил, Софокл иЕврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана- создателя политической комедии.

· Театральные представления были организованы как соревнования - авторов пьес и актёров. Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт - высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его рас­поряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин - хорег, которого также назначал архонт. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги.

· Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре - десять тысяч. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спо­койствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), они делали фигуру выше, а движения - значительнее. Цвет одежды актеров наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы-в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась ве­стникам. В древнегреческом театре использовали простейшие машины

· Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей.

· Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту да­лёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.

 

· Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна. Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры - прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры - храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы - моноптеры и толосы.

· Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и упо­доблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (ан­таблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого хра­мового здания выполняла строго опреде­ленную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

· К VI в. оформляются дорический и ионический варианты ордера. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.

· V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции: в это время создаются наиболее совершенные комплексы, восстанавливаются после греко-персидских войн города и отдельные памятники, по­является новый, более нарядный ордер - коринфский, для которого характерна капитель колонны, укра­шенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Необходимо отметить антропоморфизм греческой архитектуры, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской – грациозной женской фигуре (атланты и кариатиды). Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс со­оружений на Афинском Акрополе, созданный под общим художествен­ным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя счи­тается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - пропилеи (пара­дные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон, один из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

· Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: Александр Македонский, по преданию, основал 70 го­родов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма ра­циональную планировку. Улицы были вдвое шире улиц старых гречес­ких городов, удобств было больше, чем в городах средневе­ковья. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство обще­ственных зданий – театров (в Дельфах, Пергаме, Сиракузах), библиотек (в Александрии, Антиохии) и сооружений научно-практического назначения (Фаросский маяк). Постройки эллинистического времени отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания (алтарь Зевса в Пергаме). В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эллинизма прославляли царей и правителей.