ВВЕДЕНИЕ
Особенности советской культуры (1936-1985).
Становление советской культуры (1917-1937).
Серебряный век» русской культуры.
Золотой век» русской культуры. «Славянофилы и западники». Русская идея.
Преобразования в области русской культуры в ХVIII веке. Развитие науки и просвещения.
Светское начало в культуре России ХVII века.
Древнерусская культура IХ-ХVI вв.- религиозно-нравственный аспект.
Основы российской цивилизации, российский тип культуры и ментальность.
Мировоззренческие основы художественной культуры модерна и постмодерна.
Культура постиндустриального общества: основные тенденции и противоречия.
Художественная культура Нового времени.
Идеология европейского Просвещения.
Общая характеристика культуры Нового времени. Научная революция ХVII века.
Развитие европейской культуры в период Реформации. Основы протестантской культуры.
Художественная культура Возрождения.
Европейское Возрождение. Идеология гуманизма.
Искусство
Рыцарская и городская культура
Образование и наука
Источники и основы средневековой культуры
Культура западноевропейского средневековья, характеристика, этапы развития.
Культура Византии.
Художественная культура Древнего Рима.
Художественная культура Древней Греции.
Античная культура: понятие, периодизация, особенности, место и значение в развитии мировой культуры.
Древняя Индия
Древний Китай
Двуречье
Древний Египет
Культура древних локальных цивилизаций
Ранние формы верований
Особенности первобытного искусства
Архаическая культура
Традиционализм и глобализм - основа новой культурной идентификации современного общества.
Исторические модели культурного человека. Система культурных ценностей.
Искусство как феномен культуры, его виды, основные стили и направления.
Взаимопроникновение и взаимосвязь культур.
Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Российская культурологическая мысль о русской культуре и путях её развития.
Зарубежные культурологические концепции (ХVIII-ХХ вв.).
Культура: понятие, структура и функции.
Предмет, задачи, методы культурологии.
Введение
Типология и классификация культуры.
Культурологический словарь и литература
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ «Культурология» является обязательным федеральным компонентом входящим в группу социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Культурологии» завершается зачётом, вопросы к которому составлены на основе Госстандарта.
Цель курса – познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур; сформировать у студента способность к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей, созданных человеком, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи курса – проследить становление и развитие понятий «культуры» и «цивилизации»; проанализировать взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур; рассмотреть историко-культурный материал, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, составляющие её историко-культурное своеобразие.
При подготовке к зачёту следует прежде всего уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уже затем учебникам и другой печатной продукции. При этом следует иметь в виду, что не бывает идеальных учебников, в каждом есть сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Многообразие учебников по «Культурологии», огромный объём информации и материала изучаемого курса часто ставит студента перед вопросом: «что запомнить?», «как ответить?». Поэтому авторы данного пособия предлагают варианты ответов на конкретные вопросы курса «Культурология», при этом следует иметь ввиду, что это модель-конспектответа. Каждый ответ необходимо конкретизировать, аргументировать и иллюстрировать примерами. Студенту есть где проявлять инициативу, самостоятельность, показать глубину знаний. Он должен поработать с другими учебными источниками, чтобы получить не тезисное представление о конкретной проблеме, а всесторонние и глубокие знания.
Можно выделить следующие критерии оценки ответа студента на зачёте:
1. Правильность ответа на вопросы (верное, чёткое, глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2. Полнота и одновременно лаконичность ответа;
3. Логика и аргументированность изложения;
4. Грамотное комментирование, использование примеров аналогий.
5. Культура речи.