ВВЕДЕНИЕ

Особенности советской культуры (1936-1985).

Становление советской культуры (1917-1937).

Серебряный век» русской культуры.

Золотой век» русской культуры. «Славянофилы и западники». Русская идея.

Преобразования в области русской культуры в ХVIII веке. Развитие науки и просвещения.

Светское начало в культуре России ХVII века.

Древнерусская культура IХ-ХVI вв.- религиозно-нравственный аспект.

Основы российской цивилизации, российский тип культуры и ментальность.

Мировоззренческие основы художественной культуры модерна и постмодерна.

Культура постиндустриального общества: основные тенденции и противоречия.

Художественная культура Нового времени.

Идеология европейского Просвещения.

Общая характеристика культуры Нового времени. Научная революция ХVII века.

Развитие европейской культуры в период Реформации. Основы протестантской культуры.

Художественная культура Возрождения.

Европейское Возрождение. Идеология гуманизма.

Искусство

Рыцарская и городская культура

Образование и наука

Источники и основы средневековой культуры

Культура западноевропейского средневековья, характеристика, этапы развития.

Культура Византии.

Художественная культура Древнего Рима.

Художественная культура Древней Греции.

Античная культура: понятие, периодизация, особенности, место и значение в развитии мировой культуры.

Древняя Индия

Древний Китай

Двуречье

Древний Египет

Культура древних локальных цивилизаций

Ранние формы верований

Особенности первобытного искусства

Архаическая культура

Традиционализм и глобализм - основа новой культурной идентификации современного общества.

Исторические модели культурного человека. Система культурных ценностей.

Искусство как феномен культуры, его виды, основные стили и направления.

Взаимопроникновение и взаимосвязь культур.

Культура и цивилизация: соотношение понятий.

Российская культурологическая мысль о русской культуре и путях её развития.

Зарубежные культурологические концепции (ХVIII-ХХ вв.).

Культура: понятие, структура и функции.

Предмет, задачи, методы культурологии.

Введение

Типология и классификация культуры.

Культурологический словарь и литература

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ «Культурология» является обязательным федеральным компонентом входящим в группу социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Культурологии» завершается зачётом, вопросы к которому составлены на основе Госстандарта.

Цель курса – познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур; сформировать у студента способность к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей, созданных человеком, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Задачи курса – проследить становление и развитие понятий «культуры» и «цивилизации»; проанализировать взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур; рассмотреть историко-культурный материал, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, составляющие её историко-культурное своеобразие.

При подготовке к зачёту следует прежде всего уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уже затем учебникам и другой печатной продукции. При этом следует иметь в виду, что не бывает идеальных учебников, в каждом есть сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

Многообразие учебников по «Культурологии», огромный объём информации и материала изучаемого курса часто ставит студента перед вопросом: «что запомнить?», «как ответить?». Поэтому авторы данного пособия предлагают варианты ответов на конкретные вопросы курса «Культурология», при этом следует иметь ввиду, что это модель-конспектответа. Каждый ответ необходимо конкретизировать, аргументировать и иллюстрировать примерами. Студенту есть где проявлять инициативу, самостоятельность, показать глубину знаний. Он должен поработать с другими учебными источниками, чтобы получить не тезисное представление о конкретной проблеме, а всесторонние и глубокие знания.

Можно выделить следующие критерии оценки ответа студента на зачёте:

1. Правильность ответа на вопросы (верное, чёткое, глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2. Полнота и одновременно лаконичность ответа;

3. Логика и аргументированность изложения;

4. Грамотное комментирование, использование примеров аналогий.

5. Культура речи.