Выделение и формирование принципов и функций маркетинговой деятельности предприятия
III. Методы из других областей знаний
- социология и психология (при изучении мотивации поведения потребителей на рынке, при изучении результативности рекламных мероприятий) позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке товаров, выявить отношение потребителей к нововведениям, изучить предпочтения потребителей
- антропология (при изучении рыночной ситуации, среды с учетом национальных особенностей)
- экология
- эстетика
- дизайн и т.д.
Сформулированные на основе реального поведения людей, предприятий и организаций вытекающими и вытекающие из его сущности принципы маркетинга являются фундаментом производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности. Основными из них являются:
1. Нацеленность на четкий коммерческий результат, что для конкретного предприятия может выражаться в овладении определенной долей рынка с учетом сроков, ресурсного обеспечения и ответственности.
2. Комплексный подход к достижению поставленных целей на основе анализа потребностей, прогнозирования рынка, изучения товара, рекламы, стимулирования сбыта.
3. Максимальный учет условий и требований выбранного рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него.
4. Долговременность целей направленных на товары, обладающих принципиально новыми потребительскими свойствами и обеспечивающих долгосрочный коммерческий успех.
5. Адаптивная предприимчивость, обеспечивающая быструю и эффективную реакцию на изменения внешней среды и проявление инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.
Принципы маркетинга:
1) глубокие и всесторонние исследования рынка и эк. конъюнктуры, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия. Изучение рынка и конъюнктуры: емкость рынка, система ценообразования, ценовая динамика, потребительские свойства товаров, особенности работы фирм-конкурентов, каналы сбыта и т.д. Возможности предприятия: производственные мощности, система и организация материально-технического обеспечения, кадровый состав, его квалификация, финансовые возможности.
2) сегментация. В целях достижения преимуществ по сравнению с конкурентами и повышения эффективности своей деятельности предприятие должно выявлять наиболее соответствующие своему профилю и возможностям сегменты рынка.
3) адаптация – гибкое реагирование производства и сбыта на требования спроса. Предполагает тесный контакт с рынком, тщательное изучение всех изменений на выбранных сегментах, учет специфики спроса потребителей.
4) инновации. Охватывает производственную и сбытовую деятельность, подразумевает постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, создание новых товаров, внедрение новых технологий, форм и методов выхода на рынок.
5) планирование. Тесно связан с адаптацией. Предполагает разработку маркетинговых программ, конкретных стратегий и мер, направленных на реализацию поставленных перед фирмой задач.
Функции маркетинга
Функция представляет собой особый вид деятельности, работы, обязанности. В маркетинге выделяют следующие виды функций:
аналитические, связанные с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг.
производственно-сбытовые - организация разработки новых товаров; их производство, сбыт, и послепродажное обслуживание; разработка и реализация ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта.
управления и контроля - управление маркетингом; стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.