Основные направления, объекты и предмет изучения маркеинговых наук. Методы исследований в маркетинге

Исследования внутренней среды предприятия

Исследования системы стимулирования сбыта и рекламы

Исследование фирменной структуры рынка

Исследование товародвижения и продаж

Исследования цены

Направлены на определение такого уровня и соотношения цен, которое обеспечило бы получение наибольшей прибыли предприятия.

Объекты исследований:

- затраты на разработку, производство и сбыт товаров;

- влияние конкуренции на цену;

- поведение и реакция потребителей на цену (эластичность спроса).

Результат исследований – выбирается наиболее эффективное соотношение «затраты – цена» и «цена – прибыль».

Цель – определить эффективные пути, способы, средства быстрейшей доставки товара к потребителю и его реализации.

Объекты исследований:

- торговые каналы (посредники, продавцы, дилеры);

- формы и методы продаж;

- издержки различных форм деятельности предпринимателей торговли;

- выявление их сильных и слабых сторон;

- выявление характера сложившихся взаимоотношений с производителями.

Результаты исследований – фирма имеет возможность определить направления увеличения товарооборота, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения и приемы продаж товаров конечным потребителям.

Главное направление – изучение всевозможных посредников, действующих на рынке в сфере реализации товара, обеспечивающих рыночную деятельность.

 

Цель – выявить как, когда и с помощью каких средств лучше всего стимулировать сбыт товаров, как повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществить рекламные мероприятия.

Объекты исследования:

- поведение поставщиков, посредников, покупателей;

- эффективность рекламы;

- отношения с общественностью (PR);

- контакты с покупателями.

Кроме того, необходимо изучить эффективность проведения конкурсов, рекламных акций, награждений, системы скидок.

Результат исследований – испытание средств рекламы на потребителе, что позволяет принять соответствующие решения.

Цель – определить реальный уровень конкурентоспособности предприятия, сопоставить факторы внешней и внутренней среды, на него влияющие.

Результат исследований – принятие решений о том, что необходимо сделать, чтобы предприятие было адаптировано к динамично меняющейся внешней среде.

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей путем обмена более эффективным, чем у конкурентов, способом. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации".

Первое упоминание о маркетинге как о науке относят к 1902 году. Буквально маркетинг означает работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителя.

Основные элементы комплекса маркетинга:

- товар (характеристики объекта, выводимого на рынок);

- цена (отражает коммерческое взаимодействие производителя, конкурентов, покупателя товара);

- продвижение (отражает взаимоотношения производителя и покупателей);

- распределение (товародвижение) (процессы передачи собственности на товар).

Схема маркетинговой деятельности:

I. Маркетинговые исследования: оценка возможностей предприятия и изучение товара, комплексное исследование рынка, изучение среды маркетинга (каналы распределения, способы предложения товара и стимулирование сбыта).

II. Целевой рынок. Маркетинговая программа: обзор и прогноз рынка, миссия предприятия (то, для чего и ради чего создается фирма), цель деятельности, стратегия поведения на рынке, товарная политика, ценовая, сбытовая, коммуникационная, кадровая политики, бюджет расходов, оценка эффективности, меры контроля.

III. План работы предприятия: проведение НИОКР по созданию новых товаров, разработка опытных образцов, лабораторные и стендовые испытания, опытные продажи, серийное производство.

IV. Коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, выставки, ярмарки, обслуживание товаров (сервисная политика).

V. Каналы сбыта.

VI. РЫНОК.

При разработке маркетинговой программы и ее целей необходимо учитывать главное: установление контактов с покупателями, изучение их потребностей, побуждение к приобретению товаров фирмы, удержание покупателей. При этом учитывают следующие принципы: необходимо доказать покупателю, что ему необходим этот товар, учитывать интересы покупателя.

Разработка маркетинговой программы является неотъемлемым требованием в современном производстве, которое должно характеризоваться следующими параметрами:

1) гл. требование – гибкость, способность быстро адаптироваться к меняющимся потребностям маркетинга (жизненный цикл большинства видов продукции короткий, что требует постоянных изменений, обновлений).

2) качество продукции, качество сервиса этой продукции;

3) повышение эффективности сбыта продукции. В современных условиях меняется структура издержек производства, возрастает доля затрат, связанных с реализацией продукции, важным становится повышение эффективности сбыта.

4) предоставление различных видов дополнительных услуг (страхование, доставка, гарантии, монтаж).

Разработка маркетинговой программы позволяет руководству фирмы получить ответы на следующие вопросы:

Кем Где Когда Каким образом В каком количестве Почему Товары (услуги) наши   конкурентов   заменители   покупаются   продаются   применяются   ?