II. Аналитико-прогностические методы
I.Общенаучные методы
Методы исследований в маркетинге
- системный анализ
позволяет рассмотреть любую рыночную ситуацию с учетом большого числа внутренних и внешних причинно-следственных связей
- комплексный подход
позволяет изучать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления, исходя из чего определяются тактические и стратегические задачи предприятия для выхода из ситуаций, сложившихся на рынке
- программно-целевой подход
используется при разработке маркетинговых программ предприятия и принятии соответствующих решений.
- линейное программирование
представляет собой математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее эффективного (целевая функция – минимизация затрат, максимизация прибыли, время выхода на рынок – при ограниченных ресурсах)
- теория массового обслуживания
используется для определения оптимального количества каналов облуживания (количество мастеров по ремонту оборудования, медицинского персонала клиники, кассиров банка). Решения принимают на основе сопоставления затрат на дополнительные каналы обслуживания и затрат, которые может понести фирма, если не сделает этого
- теория связи
рассматривает механизмы установления обратных связей и позволяет вовремя получать сигнальную информацию о возникающих отклонениях на рынке от запланированных параметров
- теория вероятностей
помогает принимать решения, связанные с вероятностью наступления тех или иных событий на рынке и принимать то решение, которое наиболее вероятно и наиболее предпочтительно
- теория сетевого планирования
дает возможность устанавливать взаимозависимости между отдельными видами работ, операциями и возникающими в результате этого событиями. Позволяет четко фиксировать основные этапы работы определять сроки выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать отклонения в ходе выполнения работы
- методы деловых игр
помогают решению реальных маркетинговых ситуаций на основе создания упрощенных моделей поведения покупателей, конкурентов и получению на этой основе оптимальных решений
- экономико-статистические методы
прежде всего, к ним относится метод функционально-стоимостного анализа, который применяется для решения задач, связанных с повышением качества продукции при одновременной экономии всех видов ресурсов. Поэтому этот метод исходит из возможностей производства и требований рынка. Применение этого метода позволяет повысить конкурентоспособность продукции, удешевить ее, принять рациональные решения в области конструирования, технологии, организации производства и обслуживания продукции
- методы моделирования
дают возможность с учетом действующих факторов внутренней и внешней среды оценить перспективы развития емкости рынка
- методы экспертных оценок
позволяют достаточно быстро получить ответы, решения в отношении возможных процессов в развитии рыночных ситуаций, выявить сильные и слабые стороны предприятия (SWOT), получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых действий. Этот метод предполагает принятие решений по созданию экспертной группы, формированию перечня вопросов, проведение процедуры экспертизы, выбору обработки результатов. К экспертам предъявляются следующие требования: профессионализм, авторитетность, беспристрастность, компетентность.