Виды вопросов

1. В зависимости от истинности или ложности предпосылок, вопросы делятся на:

а)правильные - предпосылка выражает истинное знание: "Какие картины написал художник В. Кандинский?" Правильно поставленный вопрос называется корректным;

б) неправильные - предпосылка выражает ложное знание. "Какие картины на исторические темы написал художник В. Кандинский?", "Сколько весил Адам?", "Кто был первым преступником?" Неправильные вопросы называются также некорректными.

Если вопрос намеренно формулируется на основе ложных предпосылок, то он называется провокационным или улавливающим.

 

2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли - вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений - предпосылок. "Верно ли, что Наполеон был императором?", "Действительно ли Андрей Рублёв является учеником Феофана Грека?", "Является ли Россия членом ООН?";

б)восполняющие ("что - вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений: "Кто изобрёл паровую машину?", "Что означает слово экзистенциализм?", "Под какую статью подходит это преступление?"

 

3. В зависимости от состава, вопросы делятся на:

а) простые - не включающие в качестве составных частей другие вопросы: "Где находится гора Килиманджаро?", "Какие свойства у металлов?";

б) сложные- включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные и смешанные: "Где и когда был подписан Версальский договор?", "Верно ли, что древние греки имели колонии в Африке и в Италии, или они имели колонии и в других местах?"

 

4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а)вопросы по существу темы - имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой, так называемые релевантные вопросы;

б) вопросы не по существу темы - имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

 

В вопросах часто допускаются ошибки. Наиболее распространённые из них:

- подмена вопроса (в вопросе используются слова, имеющие несколько значений): "Куда подевался ключ?" - слово "ключ" имеет несколько значений;

- сокрытие необоснованности утверждения (имеется ложная посылка): "Перестал ли ты бить свою жену?" - неизвестно, бил ли он свою жену вообще, это так называемый провокационный вопрос;

- несоответствие правилам языка: "Правда ли, что ты съел три тарелки?", "Когда является Минск?", "Боитесь ли вы приближения экзаменов?";

- риторический вопрос (не является вопросом в собственном смысле, является суждением): "Вы читаете книгу?" - вопрос читающему книгу; "И как ему не надоест болтать?", "Сколько лет длилась семилетняя война?"

Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.

Ответ - новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.