Правила аргументов

Правила тезиса

Структура доказательства

Доказательство

Доказательство - это совокупность логических приёмов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных суждений.

Доказательство представляет собой рассуждение, устанавливающее истинность некоего утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже доказана и которые логически связаны с доказываемым. Например, истинность утверждения "Алюминий проводит электрический ток" доказывается с помощью таких истинных утверждений: "Алюминий - металл" и "Все металлы проводят электрический ток".

Структуру доказательства составляют тезис, аргументы и демонстрация.

Тезис - суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы - истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Демонстрация - (форма доказательства) - способ логической связи между тезисом и аргументами.

Доказательство имеет цельюисчерпывающе подтвердить истинность тезиса.

 

1. Тезис должен бытьточно сформулирован.

Соблюдение этого правила предостерегает от неопределённости и двусмысленности при доказательстве. Двусмысленность ведёт к бесплодным спорам и к ошибкам в аргументах, возникающим из-за того, что спорящие по-разному понимают тезис.

Пример: утверждение "Человек - это звучит гордо" можно понимать, а значит, и обосновывать по-разному.

2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Нарушение этого требования ведёт к ошибке "подмена тезиса". Например, в адвокатской речи тезис "всякое преступление должно быть наказано" подменяется затем тезисом "умышленное преступление должно быть наказано".

 

1. Аргументы должны быть истиннымисуждениями.

2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса.

3. Аргументы должны быть достаточными основаниями для доказываемого тезиса.

4.Аргументы должны не противоречить друг другу.

В качестве аргументов могут выступать:

1. Удостоверенные единичные факты (фактический материал). В качестве аргументов принимаются справки, протоколы наблюдений, фотографии, свидетельства очевидцев и т.п.

2. Определения как аргументы доказательства. В математике доказательства теорем нередко заканчиваются фразами типа: "...а это, по определению, квадрат".

3. Аксиомы и положения, принимаемые без доказательства, т.к. подтверждены практикой. В этом качестве выступают моральные и религиозные нормы, очевидные положения, вроде "часть меньше целого", "нельзя находиться в двух местах одновременно" и т.п.

4. Ранее доказанные законы науки и техники.Пример: необходимая стартовая скорость ракеты (» 11 км/сек.) была рассчитана на основе ранее рассчитанных сил всемирного тяготения.

5.В качестве аргумента может выступать опытное, практическое подтверждение тезиса. Примером может служить всем известный "закон бутерброда".

6. Ссылка на авторитетное мнение, цитата. Данный аргумент не является достаточным, его корректное применение возможно только вместе с другими видами аргументов. Например, в логической дискуссии ссылка на труды Аристотеля допустима, но не убедительна без конкретной демонстрации вывода.

Эти виды аргументов называются аргументами "к существу дела". Они имеют непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого тезиса.

Существуют аргументы другого рода, называемые аргументами "к человеку". К существу дела они не относятся и используются для того, чтобы одержать победу в споре любой ценой. Подобные аргументы затрагивают личность оппонента, апеллируют к аудитории и т.д. Логически эти аргументы некорректны, но дабы уметь им противостоять, их надо знать:

1. Аргумент к авторитету ("Как учил товарищ Ленин, нравственно всё, что служит делу революции".)

2. Аргумент к публике ( "Не слушайте его, он чужой, а я - с вами и за вас!")

3. Аргумент к личности ("А ты ещё молод, чтобы судить об этом!")

4. Аргумент к тщеславию ("Вы такой умный, такой образованный, Вы со мной согласитесь!")

5. Аргумент к силе ("Вот сейчас выйдем отсюда, я тебе всё объясню".)

6. Аргумент к жалости ("Он такой больной, такой несчастный, ему так трудно учиться, поставьте ему "троечку"!")

7. Аргумент к невежеству ("Что ты в этом понимаешь, ты Вергилия в подлиннике никогда не читал!")

Если при доказательстве, в споре замечены аргументы подобного рода, следует указать на то, что это некорректные способы и потребовать перейти к существу вопроса или оставить спор, если оппонент не хочет придерживаться этики дискуссии.

 

Демонстрация должна удовлетворять требованию: тезис должен быть заключением, логически (с необходимостью) следующим из суждений - аргументов по всем общим правилам умозаключений.