Оценочная (аксиологическая) модальность

Деонтическая модальность

Деонтическая модальность (от греч. "деон" - долг, правильность) выражает логику норм или логику долженствования.

Обязательно или нормативно необходимо всё, что вытекает из законов и норм общества.

Пример: Обязательно выполнять военные команды, соблюдать правила уличного движения и платить налоги.

Разрешено любое действие, не являющееся ни нормативно обязательным, ни нормативно запрещённым.

Пример: Разрешено обедать дома без галстука.

Запрещено всё, что противоречит нормативно обязательному и то, что является предметом нормативного запрета.

Примеры: Запрещено не платить налоги. Запрещено курить в салоне для некурящих.

Законы отношений деонтических модальностей аналогичны эпистемическим, но если познавательные истины являются всеобщими, то деонтические высказывания уместны только в пределах данной нормативной системы права, религии, морали и т. п., и с точки зрения другой системы могут быть отвергнуты.

Аксиологическая модальность выражает оценочное отношение говорящего к предмету высказывания, в основе которого лежит определённая система ценностей, идеалов. Она подразделяется на абсолютную и относительную (сравнительную).

Абсолютная аксиологическая модальность выражается основными функторами "хорошо", "безразлично", "плохо", которым в логике не дано смысловое значение. Вместо них могут употребляться слова "позитивно ценно" и "негативно ценно", "добро" и "зло", иногда сильная положительная оценка выражается словосочетанием "должно быть": "Чиновник должен быть честным", "Отдых должен быть активным" и т.п. Важную роль играет контекст оценочного высказывания.

Относительная аксиологическая модальность,кроме модальных операторов "хуже", "безразлично" или "равноценно", "лучше", часто выражается словами "желательнее", "предпочтительнее", "всё равно" и др.: "Опоздать на лекцию хуже, чем совсем не прийти", "Всё равно, придёшь ли ты сегодня, или завтра, или никогда".

Существуют высказывания, к которым оценки в принципе неприменимы, хотя в логике оценок, формулирующей законы аксиологических абсолютных модальностей, постулируется, что всякий объект является или хорошим, или плохим, или безразличным. В реальном мире есть вещи, ценность которых не определена: то, что точка лежит на прямой, не входит в систему наших оценок, так же как и то, что у берёзового листа край зубчатый, а у осинового - нет, поэтому применение оценочных суждений к подобным явлениям может показаться нелепым. В остальном законы абсолютных оценочных модальностей аналогичны вышеприведённым.

Относительные оценки имеют свои особые принципы, одни из которых очевидны: "Ничто не может быть лучше самого себя" и "Ничто не хуже самого себя", - другие вызывают споры, как, например, принцип переходности (транзитивности): "Если первое лучше второго, а второе лучше третьего, то первое лучше третьего", и аналогично для "хуже". В реальной ситуации выбора человек не всегда следует такой логике. Например, турист выбирает для посещения город и из предложенных Рима и Парижа выбирает последний. Потом ему предлагают Париж или Лондон, и он останавливается на Лондоне. Значит ли это, что из Рима и Лондона он должен выбирать Лондон? Вряд ли стоит упрекать его в нелогичности, если он предпочтёт Рим.

Логика требует непротиворечивости норм и оценок, но надо помнить, что ни нормы, ни оценки не могут соотноситься с истиной или ложью, но только с разумностью, обоснованностью, справедливостью, полезностью и т. д. Они всегда относительны и действительны только в данной системе норм и ценностей личности и общества.