Лекция № 1

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВОК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

лекция

 

 

Выполнила Алина Викторовна Еськина,

студентка 742 группы

Проверила

КолеватоваВ.Б., ст. преподаватель

ВороноваЕ.К., к.п.н., доцент

 

 

Петрозаводск, 2011

Дата:30 сентября 2011 г.

Учебная группа:731 гр. Очного отделения

Тема:Игры с пальчиками.

Преподаватель:Светлана Павловна Тришкова

Цель:Дать характеристику особенностей пространственной ориентировки в пространстве дошкольников; сформировать знание у студентов о методике «пространственных представлений и практической ориентировки у дошкольников».

Целевая установка:"Сегодня мы ознакомимся с особенностями пространственной ориентировки детей, познакомимся с методикой формирования пространственной ориентировки детей дошкольников и рассмотрим один из способов ознакомления дошкольников с листом бумаги".

Задачи:

1. Познакомить с содержанием раздела "Формирование пространственных представлений и практической ориентировки детей дошкольного возраста".

2. Формирование представлений у студентов об особенностях пространственной ориентировки детей.

3. Овладение студентами методикой работы в разных возрастных группах по разделу "Ориентировка в пространстве".

4. Познакомить студентов с современной методикой обучения дошкольников ориентировке на листе бумаги в клетку.

Тип урока:лекция

Список литературы:

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1984. – 256 с., ил.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Н. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил.

Дополнительная:

1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.: ил.

2. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". М.; "Просвещение", 1974.

4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Семинар., практ. и лаб. занятия по курсу "Методика формирования элементар. мат. представлений у детей": Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. "Педагогика и психология"/ Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман и др.; Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

5. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.6 Детство – Пресс, 2008. ил.

6. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. – СПб: КАРО, Дельта, 2005. – 384 с.: ил. – (Серия "Коррекционная педагогика").

7. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников (Хрестоматия в 6 частях). СПб. – 1994.

8. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: примерная программа учебной дисциплины и методические рекомендации/ авт.-сост. В.Б. Колеватова; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО "КГПА". – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2010. – 76 с.

9. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 224 с., ил.

Межпредметные связи:

1. Анатомия – знание анатомо – физиологических особенностей детей;

2. Психология – знание психологических особенностей детей дошкольного возраста;

3. Педагогика – планирование занятий с учетом всех особенностей детей.

Методы и приемы: рассказ, пояснение, похвала, обсуждение, презентация.

План лекции:

1. Пространственное представление и практическая ориентировка детей; особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста.

2. Методика работы в разных возрастных группах по разделу "Ориентировка в пространстве".

3. Особенности методики обучения пространственной ориентировки на плоскости в возрастных группах.

4. Методика обучения ориентации на листе бумаги в клетку (Ерофеева Т.И).

Домашнее задание:

- Выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий по теме "Методика формирования пространственной представлений и практических ориентировок детей дошкольного возраста."

- Законспектировать статьи Т. Мусейибовой:

1)"Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста".стр.108

2)"О содержании и системе работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников" стр. 137

3)"Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам" стр. 150

- Подготовить занятия по книге Н.В. Квач "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет".

- Составить словарик понятий, которыми должны оперировать дети старшей группы.

Ход занятия:

1.Давно не секрет, что мелкая моторика стимулирует развитие мозговой деятельности. Совместно с другими развивающими методами, этот будет отличным дополнением. В частности развитие речи напрямую зивисит от того, насколько сформированы двигательные функции пальцев рук. Кроме этого, игры с пальчиками благоприятны для развития внимания и тактильных ощущений.

Для отстающих в развитии детей рекомендуется побольше внимания уделять именно тренировке движения пальцев рук. Внедрять этот метод можно с самого младенческого возраста.

Полугодовалому малышу рекомендуется делать легкий массаж кистей рук и каждого пальчика в отдельности. Уделять этому занятию достаточно 2-3 минуты. (http://www.planeta-baby.ru/palchikovaya-metodika.htm)