Понятие конфликта. Виды конфликта.
КОНФЛИКТЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Деятельность
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении// Вопросы психологии.1998, № 3, с.91-103.
2. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. – В кн.: Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М, 1987, с.93-100.
3. Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития// Вопросы психологии.- 1999, №5, с.90-100.
2.Составьте аннотации следующих работ:
1. Беспалов Б.И.: Действие: психологические механизмы визуального мышления. – М., 1984
2. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1994, ч.2,7.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982,
3.Подготовьте доклады по темам:
1. Специфика человеческой деятельности.
2. Отличие деятельности человека от активности животных.
3. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
Литература:
1. Беспалов Б.И.: Действие: психологические механизмы визуального мышления. – М., 1984
2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983,с.115, 133,173, 209.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т3.-М., 1982, с.164-200, 254-273.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988, с. 95-128.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.1. – М., 1992, гл.8, с.371-377.
6. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии /под ред. А.В. Петровского. - М, 1987, с.93-100.
7. Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии.- 1999, №5, с.90-100
8. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл.6, гл.12, 20, 22(с.493-499).
9. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.4, гл.5, ч.2, гл.6.
10. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл. 7, 8, 14.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – Т.1. - М., 1989, с.14-93, с.442-460.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 4
План
1. Понятие конфликта. Виды конфликта.
2. Структура конфликта
3. Причины конфликта.
4. Варианты разрешения конфликта.
5. Предупреждение конфликта.
В обыденной речи слово ≪конфликт≫ используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово ≪конфликт≫ происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Из других изданий к этому можно добавить еще одно значение: эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных импульсов или неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.
То, что конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. В психологии понятие конфликта также применяется достаточно широко, фактически адресуясь к весьма разнородным явлениям. Например, конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида. Конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления, предмет психотерапевтической работы и столкновение алгоритмов решения учебных задач у ребенка и др. Таким образом, одним и тем же понятием конфликта обозначается широкий спектр явлений.
Итак, Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Существует следующая типология конфликтов:
А. По субъекту конфликта:
1) Внутриличностные конфликты:
- мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;
- когнитивные – противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты – фантомы;
- деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.
2) Межличностные конфликты:
- ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;
- конфликты интересов – различия интересов;
- конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.
3) Личностно-групповые конфликты.
4) Межгрупповые конфликты.
Б. Конфликты с точки рения властных отношений:
1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.
2) Горизонтальные.
В. По степени публичной объективации взаимодействия:
1) Скрытые.
2) Открытые.
Г. По последствиям:
1) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.
2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта).
Д. По включенности в сознание:
1) Стихийно возникающие.
2) Целенаправленно, сознательно возникающие.
Е. По способу возникновения:
1) Объективно возникающие.
2) Субъективно возникающие.
Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Давайте же разберемся в структуре конфликта.