Лекция № 9

Античность: само понятие «литературный характер» формируется в Древней Греции. Персонажи различались прежде всего не своими характерами,а своей ролью в изображаемых событиях. Тип «судьбы» обусловливал и тип характера

Конфликт и литературный характер

Очень часто характер персонажа определяется внутренним конфликтом.

Внутренний конфликт— это противоречия внутреннего мира человека,

- борьба в его мировосприятии различных, иногда взаимоисключающих тенденций,

- противостояние в нем доброго и злого начал,

- содержание внутренних конфликтов и формы их проявления многообразны.

- это источник энергии, питающим характер, его движущая сила.

 

Разновидность внутреннего конфликта:

Ситуация нравственного выбора— это

- важнейшее средство изображения характеров

- острый момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость выбрать один из двух или нескольких возможных вариантов поведения в соответствии со своими нравственными принципами, представлениями о долге и чести, добре и зле, о допустимом или недопустимом.

Н-р: Искусство и действительность: Альбер Камю и экзистенциалисты – о нравственном выборе человека.

 

Внешний конфликт - проявляется в столкновении персонажей с другими персонажами и становится основой сюжетного действия.

 

 

Развитие понятия литературный характер

в разных художественных эпохах:

- Эпоха Возрождения: литературный характер теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы», при этом литературные характеры данной эпохи – носители индивидуального самосознания.

- Классицизм - это жёсткая статичность характера,- самосознание личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством»; личность в литературе классицизма еще не самоценна.

- Эпоха Просвещения: характеры действующих лиц, благодаря которым осуществляются определенные события, факты, случаи, действия; характеры просветительского реализма - носители определенной идеологии

- Романтизм - провозгласил самоцельность и автономность личности, возвысил её как над психологической «природой», так и над социальной судьбой.

- ХІХ - ХХ века: один из принципов реализма - «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» ( М. М. Бахтин).

ü Воссоздание индивидуального характеракак исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма ХІХ в.

ü У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного самоопределения, когда характергероя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей - нет овнешняющей авторской характеристики – полифонический роман (Ганя Иволгин)

ü У Л. Н. Толстого потребность ясно высказать текучесть человека: то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо. Задача автора: открыть в характере - общечеловеческое, родовое, «полного человека».

 

В теории литературы новое понимание художественного характера было выдвинуто немецким философом Гегелем в его «Эстетике»:

Литературный характер - это

-цельная человеческая индивидуальность

- подлинное средоточие изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность

- во всём богатстве своих индивидуальных особенностей

- целый самостоятельный мир, полный, живой человек, а не аллегорическая абстракция какой-нибудь одной черты характера.

 

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

 

I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

 

II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.

 

III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

NB:Охарактеризуйте согласно этому плану своего любимого литературного героя.

 

 

Вывод лекции:

Образная система произведения состоит из множества разнообразных типов образов. Образы - персонажи относятся к типу образов по содержанию. Виды образов-персонажей различаются по роду литературы, по статике – динамике. Существует целый набор художественных средств - приемов создания образов персонажей. Существует множество разных художественных приемов создания портрета персонажа. Каждый персонаж раскрывается только в системе персонажей, которые различаются в различных творческих методах. Существуют оазные источники при создания образов персонажей. Формы типического предполагают единство единичного, массового и общечеловеческого. Типический характер – это особая форма и содержание образа – персонажа. Литературный характер – это синкретический образ всех возможностей в создании художественного образа человека. Литературный характер тесно связан с развитием конфликта в произведении. Развитие понятия литературный характер в разных художественных эпохах .