Формы типического
Система персонажей
- Весь набор персонажей в произведении – всех типов = это один из способов выражения идейного и художественного замысла автора.
- Персонаж в художественном произведении существует не сам по себе, а в системе отношений с другими персонажами.
- Все литературные герои при этом взаимодействуют, сопоставляются, сравниваются, противопоставляются.
- Чем больше взаимосвязей проявляется у персонажа, тем ярче освещается его многогранность, раскрывается индивидуальность, глубина и сложность, неоднозначность характера персонажа.
Особенности системы персонажей в разных творческих методах:
- Классицизм – распределял героев на положительных и отрицательных, почти схематичных и однозначных. Формула классицизма: правильный герой в правлиьных обстоятельствах. (Мольер, «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», Фонвизин «Недоросль»). Появление имен персонажей, ставших нарицательными.
- Романтизм – отражал глубоко и полнокровно только главных, необыкновенных персонажей в необыкновенных обстоятельствах (это формула романтизма), а все остальные персонажи были второстепенными, они служили раскрытию главных персонажей (Байрон, «Путешествие Чайльд-Гарольда»)
- Реализм - создал сложную систему взаимоотношений разных равнозначных образов персонажей, скрещение судеб, их противопоставление, антагонизм, параллелизм, наличие персонажей – двойников и т.п. Форму реализма: типический герой в типических обстоятельствах, при их полной социально-экономической детерминации. (Стендаль, «Красное и черное», образ Жюльена Сореля) . Это переход к реалистическому детерминизму, особенно отчетливый у Белинского, к анализу человека в его социальной обусловленности.
- Модернизм - формула: символико-космический герой в символико-космических обстоятельствах, никакой социально-экономической детерминации героев или сюжет нет. Герой – в потоке сознания.
Разные источники при создания образов персонажей:
- исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)
- автор-прототип (Островский, «Как закалялась сталь»)
- синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)
- «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)
(повторение лекции № 3-4)
1) Единичное – то, что рождается и умирает в одном человеке, ситуации, социальном и индивидуальном положении
2) Массовое – то, что выражает сущность какой-то массы людей (например, Чапаев – это тип, выражающий сущность неорганизованных крестьянских масс, все положительное и отрицательное, что в них есть)
3) Общечеловеческое - это конкретно-исторический, и в то же время «вечный» типический образ, основные черты которого проявляются в чертах других народов, времен, культур, индивидуумов
4) ПРАВИЛО: Типическое и общее – выступает в литературе только в индивидуальном и единичном
Классификация типического в образах по содержанию:
- типизации черт людей определенного исторического времени и социального класса (Скотинин, Раневская, Корчагин)
- типизация черт национального характера (Калашников, «Русские женщины» Некрасова, «русская интеллигенция» в русской литературе ХІХ столетия)
- типизация эпохальных характеров - составляющий эпоху (определённый промежуток времени), знаменующий собой эпоху («Лишние люди», революционеры, солдаты во время войны и т.п.)
- типизация уходящего (Рудин, герои «дворянских гнезд»)
- типизация нового (Чацкий, Базаров, Рахметов, «Бесы», «лишние люди»)
- типизация определенной идеологии, жизненной философии, герой - идеолог (Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история», Молодогвардейцы из романа А. Фадеева «Молодая гвардия», Павка Корчагин, герои романов Тургенева – «Рудин», «Новь», «Накануне» )
Вечные образы противопоставлялись так называемым «эпохальным» образам (все выше перечаленные образы можно назвать таким обобщенным термином): все они были
- выражением настроений определенной исторической полосы
- или идеалов общественного движения;
Н-р: Онегин и Печорин как образы так называемых «лишних людей», или Базаров как образ нигиста во 2-ой половине ХІХ века, Терминами «Онегины», «Базаровы» характеризуют только русских интеллигентов определенной эпохи. Ни об одной группе русской интеллигенции примерно после 1905, а тем более после Октября, нельзя сказать — «Базаровы», но можно сказать «Гамлеты» и «Дон-Кихоты», «Тартюфы» и «Хлестаковы» об иных наших современниках. Ибо последние – это Вечные образы.
Очень часто разные виды типизации переплетаются в одном и том же образе.