Тема: Литературный характер в художественном изображении
План:
1. Образная система произведения
2. Виды образов-персонажей по роду литературы
3. Приемы создания образов персонажей
4. Классификация образов персонажей по статике – динамике
5. Приемы создания портрета персонажа
6. Система персонажей
7. Особенности системы персонажей в различных творческих методах
8. Разные источники при создания образов персонажей:
9. Формы типического. Типический характер.
10. Литературный характер
11. Конфликт и литературный характер
12. Развитие понятия литературный характер в разных художественных эпохах
13. Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Образная система литературно произведения
Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц – на образы людей.
Слово "образ" в литературоведении имеет несколько значений и несколько классификаций.
NB: Вспомните различные классификации образов в литературе и назовите их по принципу группирования разных типов образов (см. Лекция № 3-4)
Виды образов – персонажей по роду литературы
Здесь различные литературные образы классифицируются по месту их применения в разных родах литературы. Хотя в более широком смысле и лирические, и драматические, и эпические образы могут встречаться в любом роде и жанре литературном.
1) Лирические образы персонажей – встречаются чаще в поэзии:
- автор изображает только мысли и чувства героя,
- без внешних событий его жизни,
- его переживания, чувства, мысли - отражают авторское мировосприятие,
- это художественный "двойник" автора-поэта:
- его внутренний мир вмещает и духовный мир автора, и его современников.
2) Драматические образы персонажей – встречаются чаще всего в драме,
- автор использует для изображения образа – персонажа приемы его самораскрытия,
- само – характеристика – монологи
- характеристика другими персонажами
- раскрытие в диалоге с другими персонажами
3) Эпические образы персонажей – встречаются чаще всего в жанрах эпоса,
- автор – рассказчик последовательно описывает героев – внешне и внутренне,
- авторские описание их мыслей и чувств, поступков, окружения, событий их жизни, отношений их с другими персонажами и т.п.
- другие способы создания образов – персонажей (ниже)
Приемы создания образов – персонажей (чаще всего – в эпосе):
- портрет персонажа - внешние черты лица, фигуры, одежды и т.п.
- портрет персонажа – внутренний, психологический
- характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа
- в системе сюжета – через поступки персонажа
- прямая авторская характеристика персонажа
- изображение природы в жизни персонажа
- изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж
- описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.
- психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков
- языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь
- характеристика персонажа другими персонажами
- художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно
NB: Например: охарактеризуйте образ Наташи Ростовой, при создании которого автор использовал все эти приемы
Классификация образов персонажей с точки зрения
их развития или статичности
1) Статический образ - характер, лишенные развития
2) Динамический образ - характер подается в изменении, в развитии, эволюции, в развитии характера всегда проявляется закономерность.
Н-р: Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его "ведома"). Главные герои романа «Война и мир» - пребывают в постоянной динамике духовного поиска.
Развитие характеров — один из основных признаков эпических жанров: романа, новеллы, некоторых повестей и поэм.
В пьесах развитие характеров встречается реже. Интересный пример: в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» финал - это «немая сцена»: «Окаменение» героев — результат нравственного потрясения, вызванного новым сообщением жандарма, и именно эту СТАТИЧНОСТЬ автор показал как начало прозрения и духовного обновления людей.
Не менее интересными могут быть характеры статичные, не меняющиеся.
- определенный тип личности, представляющий общественный интерес: Дон-Кихот или Гамлет, «новые люди», «лишние люди», «бесы», «очарованный странник», «идиот» в русской литературе ХІХ века
- характер с полнотой проявления каких-либо ярких общечеловеческих качеств: герои классицизма - штампы, реализма – экономически-социальная детерминация
Изображение таких статических характеров - насыщено деталями, подробностями.
Н-р: в историческом романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: это характеры исторических деятелей (Александр I, Наполеон, Кутузов) и вымышленных персонажей (Анна Павловна Шерер, старик Болконский, старшее поколение семьи Ростовых, Вера и Берг, семья Курагиных).
Н-р: почти не меняются характеры персонажей Гоголя, в «Ревизоре» и «Мертвых душах» - русское дворянство с его общественными и нравственными пороками.
Н-р: даже в романтизме могут быть статичные характеры: М.Ю. Лермонтов, «Мцыри» - герой-бунтарь, неспособный к компромиссам, личность цельная, завершенная, герой-символ, личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Н-р: характер Печорина - отражает эпоху и духовный облик дворянской элиты, не развивается, противоречия и внутренние конфликты не приводят к изменениям в характере.
Приемы создания портрета персонажа:
- портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)
- портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)
- портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)
- портрет детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)
- портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)
- портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)
- портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)
Термин: Литературный портрет – это воссоздание внешности персонажей и возможно легкое проявление через него внутреннего мира (не путать с жанром «Литературный портрет»)
Портретное описание относится к самым древним приемам словесного искусства.
Литературный Портрет = Это средство авторской оценки героя
Термин: Психологический портрет— один из вариантов изображения внешности людей в литературе.
- В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет НАПРЯМУЮ связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира.
- Портретное описание указывает на состояние души героя,
- Акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о его мыслях, чувствах, переживаниях, настроениях, психологическом состоянии. .
Существуют две разновидности психологического портрета:
1) В портретном описании может быть подчеркнуто соответствие внешности героя его внутреннему миру; Н-р: психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).
2) НАОБОРОТ: Внешность героя и его внутренний мир соотносятся по принципу контраста. Н-р: портреты-зарисовки Татьяны — светской дамы в восьмой главе романа «Евгений Онегин» напоминают статуи, расставленные в мастерской скульптора. Густая вуаль этикетно-дружелюбного светского общения скрывает ее подлинные переживания. Но это выясняется только в последней сцене, когда Онегин застает Татьяну плачущей над его письмом.