Структура ООП бакалавриата
Таблица 1
Требования к структуре ООП
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 1):
- гуманитарный, социальный и экономический циклы;
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл;
- и разделов:
- физическая культура;
- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
- итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Реализация ОПП бакалавриата по усмотрению высшего учебного заведения возможна как с выделением, так и без выделения профилей подготовки бакалавров. В случае реализации ОПП бакалавриата с выделением профилей подготовки вариативная (профильная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплин, формирующих знания, умения, навыки в соответствии с профилями подготовки. Трудоемкость этих дисциплин в зачетных единицах составляет 20 процентов общей трудоемкости программы подготовки бакалавра.
┌───┬────────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬───────────┐
│Код│ Учебные циклы, разделы │Трудоем- │Перечень дисциплин│ Коды │
│УЦ │ и проектируемые результаты │кость │ для разработки │формируемых│
│ООП│ их освоения │(Зачетные│ примерных │компетенций│
│ │ │единицы) │программ, а также │ │
│ │ │<1> │ учебников и │ │
│ │ │ │ учебных пособий │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.1│Гуманитарный, социальный и │ 38 - 48 │История │ОК-1 │
│ │экономический цикл │ │Философия │ОК-2 │
│ │Базовая часть │ 20 - 24 │Иностранный язык │ОК-3 │
│ │В результате изучения│ │Право │ОК-4 │
│ │базовой части цикла│ │Социология <2> │ОК-5 │
│ │обучающийся должен: │ │Психология <2> │ОК-6 │
│ │знать: │ │Логика <2> │ОК-7 │
│ │- закономерности и этапы│ │Деловая этика <2> │ОК-8 │
│ │исторического процесса,│ │Культура речи и │ОК-9 │
│ │основные события и процессы│ │деловое │ОК-10 │
│ │мировой и отечественной│ │общение <2> │ОК-11 │
│ │экономической истории; │ │ │ОК-12 │
│ │- основные философские│ │ │ОК-14 │
│ │понятия и категории,│ │ │ПК-9 │
│ │закономерности развития│ │ │ПК-13 │
│ │природы, общества и│ │ │ПК-14 │
│ │мышления; │ │ │ПК-15 │
│ │- основные нормативные│ │ │ │
│ │правовые документы; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- применять│ │ │ │
│ │понятийно-категориальный │ │ │ │
│ │аппарат, основные законы│ │ │ │
│ │гуманитарных и социальных│ │ │ │
│ │наук в профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- ориентироваться в мировом│ │ │ │
│ │историческом процессе,│ │ │ │
│ │анализировать процессы и│ │ │ │
│ │явления, происходящие в│ │ │ │
│ │обществе; │ │ │ │
│ │- применять методы и│ │ │ │
│ │средства познания для│ │ │ │
│ │интеллектуального развития,│ │ │ │
│ │повышения культурного│ │ │ │
│ │уровня, профессиональной│ │ │ │
│ │компетентности; │ │ │ │
│ │- использовать иностранный│ │ │ │
│ │язык в межличностном общении│ │ │ │
│ │и профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- ориентироваться в системе│ │ │ │
│ │законодательства и│ │ │ │
│ │нормативных правовых актов,│ │ │ │
│ │регламентирующих сферу│ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- использовать правовые│ │ │ │
│ │нормы в профессиональной и│ │ │ │
│ │общественной деятельности; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- навыками философского│ │ │ │
│ │мышления для выработки│ │ │ │
│ │системного, целостного│ │ │ │
│ │взгляда на проблемы│ │ │ │
│ │общества; │ │ │ │
│ │- навыками выражения своих│ │ │ │
│ │мыслей и мнения в│ │ │ │
│ │межличностном и деловом│ │ │ │
│ │общении на иностранном│ │ │ │
│ │языке; │ │ │ │
│ │- навыками извлечения│ │ │ │
│ │необходимой информации из│ │ │ │
│ │оригинального текста на│ │ │ │
│ │иностранном языке по│ │ │ │
│ │проблемам экономики и│ │ │ │
│ │бизнеса; │ │ │ │
│ │- навыками публичной речи,│ │ │ │
│ │аргументации, ведения│ │ │ │
│ │дискуссии; │ │ │ │
│ │- навыками литературной и│ │ │ │
│ │деловой письменной и устной│ │ │ │
│ │речи на русском языке,│ │ │ │
│ │навыками публичной и научной│ │ │ │
│ │речи; │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│ │Вариативная часть │ │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.2│Математический цикл │ 40 - 50 │Математический │ОК-12 │
│ │Базовая часть │ 20 - 24 │анализ │ОК-13 │
│ │В результате изучения│ │Линейная алгебра │ПК-1 │
│ │базовой части цикла│ │Теория │ПК-2 │
│ │обучающийся должен: │ │вероятностей и │ПК-3 │
│ │знать: │ │математическая │ПК-4 │
│ │- основы математического│ │статистика │ПК-5 │
│ │анализа, линейной алгебры,│ │Методы оптимальных│ПК-6 │
│ │теории вероятностей и│ │решений <3> │ПК-10 │
│ │математической статистики,│ │Теория игр <3> │ПК-12 │
│ │необходимые для решения│ │ │ПК-14 │
│ │экономических задач; │ │ │ПК-15 │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- применять методы│ │ │ │
│ │математического анализа и│ │ │ │
│ │моделирования, │ │ │ │
│ │теоретического и│ │ │ │
│ │экспериментального │ │ │ │
│ │исследования для решения│ │ │ │
│ │экономических задач; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- навыками применения│ │ │ │
│ │современного математического│ │ │ │
│ │инструментария для решения│ │ │ │
│ │экономических задач; │ │ │ │
│ │- методикой построения,│ │ │ │
│ │анализа и применения│ │ │ │
│ │математических моделей для│ │ │ │
│ │оценки состояния и прогноза│ │ │ │
│ │развития экономических│ │ │ │
│ │явлений и процессов; │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│ │Вариативная часть │ │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.3│Профессиональный цикл │130 - 140│Макроэкономика │ОК-1 │
│ │Базовая │ 60 - 64 │Микроэкономика │ОК-4 │
│ │(общепрофессиональная) часть│ │Эконометрика │ОК-5 │
│ │В результате изучения│ │Статистика │ОК-6 │
│ │базовой части цикла│ │Безопасность │ОК-7 │
│ │обучающийся должен: │ │жизнедеятельности │ОК-8 │
│ │знать: │ │Бухгалтерский учет│ОК-9 │
│ │- закономерности│ │и анализ <4> │ОК-11 │
│ │функционирования современной│ │Деньги, кредит, │ОК-12 │
│ │экономики на макро- и│ │банки <4> │ОК-13 │
│ │микроуровне; │ │Институциональная │ОК-14 │
│ │- основные понятия,│ │экономика <4> │ОК-15 │
│ │категории и инструменты│ │История │ПК-1 │
│ │экономической теории и│ │экономических │ПК-2 │
│ │прикладных экономических│ │учений <4> │ПК-3 │
│ │дисциплин; │ │Корпоративные │ПК-4 │
│ │- основные особенности│ │финансы <4> │ПК-5 │
│ │ведущих школ и направлений│ │Макроэкономическое│ПК-6 │
│ │экономической науки; │ │планирование и │ПК-7 │
│ │- методы построения│ │прогнозирование │ПК-8 │
│ │эконометрических моделей│ │<4> │ПК-9 │
│ │объектов, явлений и│ │Маркетинг <4> │ПК-10 │
│ │процессов; │ │Менеджмент <4> │ПК-11 │
│ │- основы построения, расчета│ │Мировая экономика │ПК-12 │
│ │и анализа современной│ │и международные │ПК-13 │
│ │системы показателей,│ │экономические │ПК-14 │
│ │характеризующих деятельность│ │отношения <4> │ПК-15 │
│ │хозяйствующих субъектов на│ │Теория отраслевых │ │
│ │микро- и макроуровне; │ │рынков <4> │ │
│ │- основные особенности│ │Финансы <4> │ │
│ │российской экономики, ее│ │Экономика труда │ │
│ │институциональную структуру,│ │<4> │ │
│ │направления экономической│ │Экономика │ │
│ │политики государства; │ │общественного │ │
│ │ │ │сектора <4> │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- анализировать во│ │ │ │
│ │взаимосвязи экономические│ │ │ │
│ │явления, процессы и│ │ │ │
│ │институты на микро- и│ │ │ │
│ │макроуровне; │ │ │ │
│ │- выявлять проблемы│ │ │ │
│ │экономического характера при│ │ │ │
│ │анализе конкретных ситуаций,│ │ │ │
│ │предлагать способы их│ │ │ │
│ │решения с учетом критериев│ │ │ │
│ │социально-экономической │ │ │ │
│ │эффективности, оценки рисков│ │ │ │
│ │и возможных социально- │ │ │ │
│ │экономических последствий; │ │ │ │
│ │- рассчитывать на основе│ │ │ │
│ │типовых методик и│ │ │ │
│ │действующей │ │ │ │
│ │нормативно-правовой базы│ │ │ │
│ │экономические и социально- │ │ │ │
│ │экономические показатели; │ │ │ │
│ │- использовать источники│ │ │ │
│ │экономической, социальной,│ │ │ │
│ │управленческой информации; │ │ │ │
│ │- анализировать и│ │ │ │
│ │интерпретировать финансовую,│ │ │ │
│ │бухгалтерскую и иную│ │ │ │
│ │информацию, содержащуюся в│ │ │ │
│ │отчетности предприятий│ │ │ │
│ │различных форм│ │ │ │
│ │собственности, организаций,│ │ │ │
│ │ведомств и т.д. и│ │ │ │
│ │использовать полученные│ │ │ │
│ │сведения для принятия│ │ │ │
│ │управленческих решений; │ │ │ │
│ │- анализировать и│ │ │ │
│ │интерпретировать данные│ │ │ │
│ │отечественной и зарубежной│ │ │ │
│ │статистики о│ │ │ │
│ │социально-экономических │ │ │ │
│ │процессах и явлениях,│ │ │ │
│ │выявлять тенденции изменения│ │ │ │
│ │социально- │ │ │ │
│ │экономических показателей; │ │ │ │
│ │- осуществлять поиск│ │ │ │
│ │информации по полученному │ │ │ │
│ │- заданию, сбор, анализ│ │ │ │
│ │данных, необходимых для│ │ │ │
│ │решения поставленных│ │ │ │
│ │экономических задач; │ │ │ │
│ │- осуществлять выбор│ │ │ │
│ │инструментальных средств для│ │ │ │
│ │обработки экономических│ │ │ │
│ │данных в соответствии с│ │ │ │
│ │поставленной задачей,│ │ │ │
│ │анализировать результаты│ │ │ │
│ │расчетов и обосновывать│ │ │ │
│ │полученные выводы; │ │ │ │
│ │- строить на основе описания│ │ │ │
│ │ситуаций стандартные│ │ │ │
│ │теоретические и│ │ │ │
│ │эконометрические модели,│ │ │ │
│ │анализировать и│ │ │ │
│ │содержательно │ │ │ │
│ │интерпретировать полученные│ │ │ │
│ │результаты; │ │ │ │
│ │- прогнозировать на основе│ │ │ │
│ │стандартных теоретических и│ │ │ │
│ │эконометрических моделей│ │ │ │
│ │поведение экономических│ │ │ │
│ │агентов, развитие│ │ │ │
│ │экономических процессов и│ │ │ │
│ │явлений, на микро- и│ │ │ │
│ │макроуровне; │ │ │ │
│ │- представлять результаты│ │ │ │
│ │аналитической и│ │ │ │
│ │исследовательской работы в│ │ │ │
│ │виде выступления, доклада,│ │ │ │
│ │информационного обзора,│ │ │ │
│ │аналитического отчета,│ │ │ │
│ │статьи; │ │ │ │
│ │- организовать выполнение│ │ │ │
│ │конкретного порученного│ │ │ │
│ │этапа работы; │ │ │ │
│ │- организовать работу малого│ │ │ │
│ │коллектива, рабочей группы; │ │ │ │
│ │- разрабатывать проекты в│ │ │ │
│ │сфере экономики и бизнеса с│ │ │ │
│ │учетом нормативно-правовых,│ │ │ │
│ │ресурсных, административных│ │ │ │
│ │и иных ограничений │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- методологией│ │ │ │
│ │экономического исследования;│ │ │ │
│ │- современными методами│ │ │ │
│ │сбора, обработки и анализа│ │ │ │
│ │экономических и социальных│ │ │ │
│ │данных; │ │ │ │
│ │- современной методикой│ │ │ │
│ │построения эконометрических│ │ │ │
│ │моделей; │ │ │ │
│ │- методами и приемами│ │ │ │
│ │анализа экономических│ │ │ │
│ │явлений и процессов с│ │ │ │
│ │помощью стандартных│ │ │ │
│ │теоретических и│ │ │ │
│ │эконометрических моделей; │ │ │ │
│ │- современными методиками│ │ │ │
│ │расчета и анализа│ │ │ │
│ │социально-экономических │ │ │ │
│ │показателей, характеризующих│ │ │ │
│ │экономические процессы и│ │ │ │
│ │явления на микро- и│ │ │ │
│ │макроуровне; │ │ │ │
│ │- навыками самостоятельной│ │ │ │
│ │работы, самоорганизации и│ │ │ │
│ │организации выполнения│ │ │ │
│ │поручений; │ │ │ │
│ │- основными методами защиты│ │ │ │
│ │производственного персонала│ │ │ │
│ │и населения от возможных│ │ │ │
│ │последствий аварий,│ │ │ │
│ │катастроф, стихийных│ │ │ │
│ │бедствий. │ │ │ │
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки определяются│ │ │ │
│ │ООП вуза в соответствии с│ │ │ │
│ │профилями подготовки) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.4│Физическая культура │ 2 │ │ОК-16 │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.5│Учебная и производственная │ 8 - 12 │ │ОК-7, │
│ │практики │ │ │ОК-8, │
│ │практические умения и навыки│ │ │ОК-9, │
│ │определяются ООП вуза │ │ │ОК-11, │
│ │ │ │ │ОК-12, │
│ │ │ │ │ОК-13, │
│ │ │ │ │ОК-15, │
│ │ │ │ │ПК-1, ПК-2,│
│ │ │ │ │ПК-3, ПК-4,│
│ │ │ │ │ПК-5, ПК-6,│
│ │ │ │ │ПК-7, ПК-8,│
│ │ │ │ │ПК-9, │
│ │ │ │ │ПК-10, │
│ │ │ │ │ПК-11, │
│ │ │ │ │ПК-12, │
│ │ │ │ │ПК-13 │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│Б.6│Итоговая государственная │ 12 │ │ОК-1, ОК-5,│
│ │аттестация │ │ │ОК-6, ПК-1,│
│ │ │ │ │ПК-2, ПК-3,│
│ │ │ │ │ПК-4, ПК-5,│
│ │ │ │ │ПК-6, ПК-7,│
│ │ │ │ │ПК-8, ПК-9,│
│ │ │ │ │ПК-10 │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤
│ │Общая трудоемкость основной │ 240 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└───┴────────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴───────────┘
--------------------------------
<1> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
<2> Выбор вузом двух дисциплин из приведенного перечня.
<3> Выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня.
<4> Выбор вузом восьми дисциплин из приведенного перечня.