Структура ООП бакалавриата

Таблица 1

Требования к структуре ООП

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 1):

- гуманитарный, социальный и экономический циклы;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

- и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Реализация ОПП бакалавриата по усмотрению высшего учебного заведения возможна как с выделением, так и без выделения профилей подготовки бакалавров. В случае реализации ОПП бакалавриата с выделением профилей подготовки вариативная (профильная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплин, формирующих знания, умения, навыки в соответствии с профилями подготовки. Трудоемкость этих дисциплин в зачетных единицах составляет 20 процентов общей трудоемкости программы подготовки бакалавра.

┌───┬────────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬───────────┐

│Код│ Учебные циклы, разделы │Трудоем- │Перечень дисциплин│ Коды │

│УЦ │ и проектируемые результаты │кость │ для разработки │формируемых│

│ООП│ их освоения │(Зачетные│ примерных │компетенций│

│ │ │единицы) │программ, а также │ │

│ │ │<1> │ учебников и │ │

│ │ │ │ учебных пособий │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.1│Гуманитарный, социальный и │ 38 - 48 │История │ОК-1 │

│ │экономический цикл │ │Философия │ОК-2 │

│ │Базовая часть │ 20 - 24 │Иностранный язык │ОК-3 │

│ │В результате изучения│ │Право │ОК-4 │

│ │базовой части цикла│ │Социология <2> │ОК-5 │

│ │обучающийся должен: │ │Психология <2> │ОК-6 │

│ │знать: │ │Логика <2> │ОК-7 │

│ │- закономерности и этапы│ │Деловая этика <2> │ОК-8 │

│ │исторического процесса,│ │Культура речи и │ОК-9 │

│ │основные события и процессы│ │деловое │ОК-10 │

│ │мировой и отечественной│ │общение <2> │ОК-11 │

│ │экономической истории; │ │ │ОК-12 │

│ │- основные философские│ │ │ОК-14 │

│ │понятия и категории,│ │ │ПК-9 │

│ │закономерности развития│ │ │ПК-13 │

│ │природы, общества и│ │ │ПК-14 │

│ │мышления; │ │ │ПК-15 │

│ │- основные нормативные│ │ │ │

│ │правовые документы; │ │ │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- применять│ │ │ │

│ │понятийно-категориальный │ │ │ │

│ │аппарат, основные законы│ │ │ │

│ │гуманитарных и социальных│ │ │ │

│ │наук в профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- ориентироваться в мировом│ │ │ │

│ │историческом процессе,│ │ │ │

│ │анализировать процессы и│ │ │ │

│ │явления, происходящие в│ │ │ │

│ │обществе; │ │ │ │

│ │- применять методы и│ │ │ │

│ │средства познания для│ │ │ │

│ │интеллектуального развития,│ │ │ │

│ │повышения культурного│ │ │ │

│ │уровня, профессиональной│ │ │ │

│ │компетентности; │ │ │ │

│ │- использовать иностранный│ │ │ │

│ │язык в межличностном общении│ │ │ │

│ │и профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- ориентироваться в системе│ │ │ │

│ │законодательства и│ │ │ │

│ │нормативных правовых актов,│ │ │ │

│ │регламентирующих сферу│ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- использовать правовые│ │ │ │

│ │нормы в профессиональной и│ │ │ │

│ │общественной деятельности; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- навыками философского│ │ │ │

│ │мышления для выработки│ │ │ │

│ │системного, целостного│ │ │ │

│ │взгляда на проблемы│ │ │ │

│ │общества; │ │ │ │

│ │- навыками выражения своих│ │ │ │

│ │мыслей и мнения в│ │ │ │

│ │межличностном и деловом│ │ │ │

│ │общении на иностранном│ │ │ │

│ │языке; │ │ │ │

│ │- навыками извлечения│ │ │ │

│ │необходимой информации из│ │ │ │

│ │оригинального текста на│ │ │ │

│ │иностранном языке по│ │ │ │

│ │проблемам экономики и│ │ │ │

│ │бизнеса; │ │ │ │

│ │- навыками публичной речи,│ │ │ │

│ │аргументации, ведения│ │ │ │

│ │дискуссии; │ │ │ │

│ │- навыками литературной и│ │ │ │

│ │деловой письменной и устной│ │ │ │

│ │речи на русском языке,│ │ │ │

│ │навыками публичной и научной│ │ │ │

│ │речи; │ │ │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Вариативная часть │ │ │ │

│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │

│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.2│Математический цикл │ 40 - 50 │Математический │ОК-12 │

│ │Базовая часть │ 20 - 24 │анализ │ОК-13 │

│ │В результате изучения│ │Линейная алгебра │ПК-1 │

│ │базовой части цикла│ │Теория │ПК-2 │

│ │обучающийся должен: │ │вероятностей и │ПК-3 │

│ │знать: │ │математическая │ПК-4 │

│ │- основы математического│ │статистика │ПК-5 │

│ │анализа, линейной алгебры,│ │Методы оптимальных│ПК-6 │

│ │теории вероятностей и│ │решений <3> │ПК-10 │

│ │математической статистики,│ │Теория игр <3> │ПК-12 │

│ │необходимые для решения│ │ │ПК-14 │

│ │экономических задач; │ │ │ПК-15 │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- применять методы│ │ │ │

│ │математического анализа и│ │ │ │

│ │моделирования, │ │ │ │

│ │теоретического и│ │ │ │

│ │экспериментального │ │ │ │

│ │исследования для решения│ │ │ │

│ │экономических задач; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- навыками применения│ │ │ │

│ │современного математического│ │ │ │

│ │инструментария для решения│ │ │ │

│ │экономических задач; │ │ │ │

│ │- методикой построения,│ │ │ │

│ │анализа и применения│ │ │ │

│ │математических моделей для│ │ │ │

│ │оценки состояния и прогноза│ │ │ │

│ │развития экономических│ │ │ │

│ │явлений и процессов; │ │ │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Вариативная часть │ │ │ │

│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │

│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл │130 - 140│Макроэкономика │ОК-1 │

│ │Базовая │ 60 - 64 │Микроэкономика │ОК-4 │

│ │(общепрофессиональная) часть│ │Эконометрика │ОК-5 │

│ │В результате изучения│ │Статистика │ОК-6 │

│ │базовой части цикла│ │Безопасность │ОК-7 │

│ │обучающийся должен: │ │жизнедеятельности │ОК-8 │

│ │знать: │ │Бухгалтерский учет│ОК-9 │

│ │- закономерности│ │и анализ <4> │ОК-11 │

│ │функционирования современной│ │Деньги, кредит, │ОК-12 │

│ │экономики на макро- и│ │банки <4> │ОК-13 │

│ │микроуровне; │ │Институциональная │ОК-14 │

│ │- основные понятия,│ │экономика <4> │ОК-15 │

│ │категории и инструменты│ │История │ПК-1 │

│ │экономической теории и│ │экономических │ПК-2 │

│ │прикладных экономических│ │учений <4> │ПК-3 │

│ │дисциплин; │ │Корпоративные │ПК-4 │

│ │- основные особенности│ │финансы <4> │ПК-5 │

│ │ведущих школ и направлений│ │Макроэкономическое│ПК-6 │

│ │экономической науки; │ │планирование и │ПК-7 │

│ │- методы построения│ │прогнозирование │ПК-8 │

│ │эконометрических моделей│ │<4> │ПК-9 │

│ │объектов, явлений и│ │Маркетинг <4> │ПК-10 │

│ │процессов; │ │Менеджмент <4> │ПК-11 │

│ │- основы построения, расчета│ │Мировая экономика │ПК-12 │

│ │и анализа современной│ │и международные │ПК-13 │

│ │системы показателей,│ │экономические │ПК-14 │

│ │характеризующих деятельность│ │отношения <4> │ПК-15 │

│ │хозяйствующих субъектов на│ │Теория отраслевых │ │

│ │микро- и макроуровне; │ │рынков <4> │ │

│ │- основные особенности│ │Финансы <4> │ │

│ │российской экономики, ее│ │Экономика труда │ │

│ │институциональную структуру,│ │<4> │ │

│ │направления экономической│ │Экономика │ │

│ │политики государства; │ │общественного │ │

│ │ │ │сектора <4> │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- анализировать во│ │ │ │

│ │взаимосвязи экономические│ │ │ │

│ │явления, процессы и│ │ │ │

│ │институты на микро- и│ │ │ │

│ │макроуровне; │ │ │ │

│ │- выявлять проблемы│ │ │ │

│ │экономического характера при│ │ │ │

│ │анализе конкретных ситуаций,│ │ │ │

│ │предлагать способы их│ │ │ │

│ │решения с учетом критериев│ │ │ │

│ │социально-экономической │ │ │ │

│ │эффективности, оценки рисков│ │ │ │

│ │и возможных социально- │ │ │ │

│ │экономических последствий; │ │ │ │

│ │- рассчитывать на основе│ │ │ │

│ │типовых методик и│ │ │ │

│ │действующей │ │ │ │

│ │нормативно-правовой базы│ │ │ │

│ │экономические и социально- │ │ │ │

│ │экономические показатели; │ │ │ │

│ │- использовать источники│ │ │ │

│ │экономической, социальной,│ │ │ │

│ │управленческой информации; │ │ │ │

│ │- анализировать и│ │ │ │

│ │интерпретировать финансовую,│ │ │ │

│ │бухгалтерскую и иную│ │ │ │

│ │информацию, содержащуюся в│ │ │ │

│ │отчетности предприятий│ │ │ │

│ │различных форм│ │ │ │

│ │собственности, организаций,│ │ │ │

│ │ведомств и т.д. и│ │ │ │

│ │использовать полученные│ │ │ │

│ │сведения для принятия│ │ │ │

│ │управленческих решений; │ │ │ │

│ │- анализировать и│ │ │ │

│ │интерпретировать данные│ │ │ │

│ │отечественной и зарубежной│ │ │ │

│ │статистики о│ │ │ │

│ │социально-экономических │ │ │ │

│ │процессах и явлениях,│ │ │ │

│ │выявлять тенденции изменения│ │ │ │

│ │социально- │ │ │ │

│ │экономических показателей; │ │ │ │

│ │- осуществлять поиск│ │ │ │

│ │информации по полученному │ │ │ │

│ │- заданию, сбор, анализ│ │ │ │

│ │данных, необходимых для│ │ │ │

│ │решения поставленных│ │ │ │

│ │экономических задач; │ │ │ │

│ │- осуществлять выбор│ │ │ │

│ │инструментальных средств для│ │ │ │

│ │обработки экономических│ │ │ │

│ │данных в соответствии с│ │ │ │

│ │поставленной задачей,│ │ │ │

│ │анализировать результаты│ │ │ │

│ │расчетов и обосновывать│ │ │ │

│ │полученные выводы; │ │ │ │

│ │- строить на основе описания│ │ │ │

│ │ситуаций стандартные│ │ │ │

│ │теоретические и│ │ │ │

│ │эконометрические модели,│ │ │ │

│ │анализировать и│ │ │ │

│ │содержательно │ │ │ │

│ │интерпретировать полученные│ │ │ │

│ │результаты; │ │ │ │

│ │- прогнозировать на основе│ │ │ │

│ │стандартных теоретических и│ │ │ │

│ │эконометрических моделей│ │ │ │

│ │поведение экономических│ │ │ │

│ │агентов, развитие│ │ │ │

│ │экономических процессов и│ │ │ │

│ │явлений, на микро- и│ │ │ │

│ │макроуровне; │ │ │ │

│ │- представлять результаты│ │ │ │

│ │аналитической и│ │ │ │

│ │исследовательской работы в│ │ │ │

│ │виде выступления, доклада,│ │ │ │

│ │информационного обзора,│ │ │ │

│ │аналитического отчета,│ │ │ │

│ │статьи; │ │ │ │

│ │- организовать выполнение│ │ │ │

│ │конкретного порученного│ │ │ │

│ │этапа работы; │ │ │ │

│ │- организовать работу малого│ │ │ │

│ │коллектива, рабочей группы; │ │ │ │

│ │- разрабатывать проекты в│ │ │ │

│ │сфере экономики и бизнеса с│ │ │ │

│ │учетом нормативно-правовых,│ │ │ │

│ │ресурсных, административных│ │ │ │

│ │и иных ограничений │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- методологией│ │ │ │

│ │экономического исследования;│ │ │ │

│ │- современными методами│ │ │ │

│ │сбора, обработки и анализа│ │ │ │

│ │экономических и социальных│ │ │ │

│ │данных; │ │ │ │

│ │- современной методикой│ │ │ │

│ │построения эконометрических│ │ │ │

│ │моделей; │ │ │ │

│ │- методами и приемами│ │ │ │

│ │анализа экономических│ │ │ │

│ │явлений и процессов с│ │ │ │

│ │помощью стандартных│ │ │ │

│ │теоретических и│ │ │ │

│ │эконометрических моделей; │ │ │ │

│ │- современными методиками│ │ │ │

│ │расчета и анализа│ │ │ │

│ │социально-экономических │ │ │ │

│ │показателей, характеризующих│ │ │ │

│ │экономические процессы и│ │ │ │

│ │явления на микро- и│ │ │ │

│ │макроуровне; │ │ │ │

│ │- навыками самостоятельной│ │ │ │

│ │работы, самоорганизации и│ │ │ │

│ │организации выполнения│ │ │ │

│ │поручений; │ │ │ │

│ │- основными методами защиты│ │ │ │

│ │производственного персонала│ │ │ │

│ │и населения от возможных│ │ │ │

│ │последствий аварий,│ │ │ │

│ │катастроф, стихийных│ │ │ │

│ │бедствий. │ │ │ │

│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │

│ │умения, навыки определяются│ │ │ │

│ │ООП вуза в соответствии с│ │ │ │

│ │профилями подготовки) │ │ │ │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.4│Физическая культура │ 2 │ │ОК-16 │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.5│Учебная и производственная │ 8 - 12 │ │ОК-7, │

│ │практики │ │ │ОК-8, │

│ │практические умения и навыки│ │ │ОК-9, │

│ │определяются ООП вуза │ │ │ОК-11, │

│ │ │ │ │ОК-12, │

│ │ │ │ │ОК-13, │

│ │ │ │ │ОК-15, │

│ │ │ │ │ПК-1, ПК-2,│

│ │ │ │ │ПК-3, ПК-4,│

│ │ │ │ │ПК-5, ПК-6,│

│ │ │ │ │ПК-7, ПК-8,│

│ │ │ │ │ПК-9, │

│ │ │ │ │ПК-10, │

│ │ │ │ │ПК-11, │

│ │ │ │ │ПК-12, │

│ │ │ │ │ПК-13 │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│Б.6│Итоговая государственная │ 12 │ │ОК-1, ОК-5,│

│ │аттестация │ │ │ОК-6, ПК-1,│

│ │ │ │ │ПК-2, ПК-3,│

│ │ │ │ │ПК-4, ПК-5,│

│ │ │ │ │ПК-6, ПК-7,│

│ │ │ │ │ПК-8, ПК-9,│

│ │ │ │ │ПК-10 │

├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Общая трудоемкость основной │ 240 │ │ │

│ │образовательной программы │ │ │ │

└───┴────────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴───────────┘

--------------------------------

<1> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

<2> Выбор вузом двух дисциплин из приведенного перечня.

<3> Выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня.

<4> Выбор вузом восьми дисциплин из приведенного перечня.