Экономическая наука прошлого, настоящего и будущего

При попытке определить типовую модель предсказуемого поведения человека как производителя, потребителя товаров, работ и услуг в экономической теории было сформулировано понятие «человек экономический». Модель поведения такого человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивида. Прежде всего, это мотивы экономической активности, ее цели, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, стремящегося к достижению поставленных целей.

В различные периоды развития экономической теории во всем многообразии интересов человека к труду ученые выделяли следующие четыре направления:

1) Рациональное экономическое поведение людей, которое приоритетно строится на материальном, денежном интересе и является главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека».

2) Мотивационные стимулы труда человека, определенные сложной системой целей.

3) Мотивация трудовой деятельности, определенная не столько материальными, сколько духовными потребностями личности, ее удовлетворением самим процессом труда, его социальной значимостью, сложностью и др.

4) Выделяется и специфическая модель - «советский экономический человек», которого отличают особые черты экономического поведения в условиях тоталитарно-репрессивного режима.

Основным общим принципом всех направлений является стремление человека в мире ограниченных ресурсов свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды, т. е. обеспечить рациональное экономическое поведение и рациональный экономический выбор.

Современная экономическая система, в которой действует человек сегодня, является совокупностью хозяйствующих субъектов. В такой экономической системе, где ничем не деформированная рыночная структура не терпит никакого воздействия извне, например, государства, обеспечивается соблюдение правил свободного рыночного равновесия. Экономическое поведение индивида в различных хозяйственных системах неодинаково. В зависимости от типа хозяйственной системы по-разному проявляется утверждение о рациональном поведении человека. При удовлетворении своих личных интересов человек всегда стоит перед выбором альтернативного способа достижения и использования ограниченных экономических благ. Степень же свободы напрямую зависит от сословных, политических, правовых и прочих ограничений выбора экономического поведения.

Экономическую науку будущего характеризуют новые экономические отношения, складывающиеся в Интернет-бизнесе и Интернет-экономике. Эти отношения существенно отличаются от традиционно развивающихся. С целью их определения введено понятие «новая экономика».

Современный Интернет заполнен информацией о «новой экономике». Объясняется, что явный избыток кредитных денежных ресурсов, скопившихся в мировой экономике, стремится к инвестированию в технологические Интернет-компании. Этот факт подтверждает, что в существование новой экономики поверили самые осмотрительные и осторожные – финансовые структуры. Боязнь опоздать с пересадкой на этот электронный, компьютерный поезд преследует и преуспевающих производственников. Да и рядовые граждане, увидев прогресс на фондовом рынке, поверили в ее существование.

Традиционная экономика отступает под натиском новой экономики, в которой будут другие отношения между компаниями, иная структура и иные стандарты управления ими. Меняющийся мир требует новых знаний и людей, способных эти знания генерировать и использовать.

Известны четыре фактора, послужившие толчком для перехода к новой экономике:

1. либерализация рынков,

2. мобильность капитала,

3. глобализация (усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны) стандартов,

4. новое «цифровое» информационное пространство.

В традиционной экономике компания, производя добавленную стоимость (часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (т.е. выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций), потребляет осязаемые ресурсы (труд и сырье) и неосязаемые (информацию) и несет, при этом определенные затраты. Доля затрат на неосязаемые ресурсы, в том числе расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий на рынках конкурентов и так далее, составляет существенную и увеличивающуюся часть издержек компании. Эти затраты называют расходами на взаимодействие или трансакционными расходами.

Наращивая производство, компания должна взаимодействовать со все большим числом поставщиков и потребителей. Ее цель - более жестко контролировать всю цепочку производства добавленной стоимости, в которой она участвует. Поскольку затраты на взаимодействие внутри компании все же значительно меньше, чем при работе со сторонними поставщиками и потребителями, компания пытается объединиться со своими контрагентами. Так создаются вертикально-интегрированные холдинги (корпорация, компания, управляющая деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий, компаний), каждый член которых неизбежно ограничивает себя в выборе партнеров по продуктам и по цене предлагаемого ими товара.

Успех компании в традиционной экономике определяют экспертиза, репутация, хорошие исполнители и устойчивые связи; многое зависит от интеллектуальной собственности, талантов, гибких альянсов. Защищаясь от конкурентов, компании стремятся повысить их затраты на взаимодействие. Так растут барьеры входа на рынки, затрудняя для фирм выход из освоенной ими ниши на новое рыночное пространство. Как следствие, экономика страны закрывается от притока капитала извне.

Стандартизация деловых процессов, продукции, языка общения и форматов передачи данных, а также новое цифровое пространство, частью которого является всемирная компьютерная сеть Интернет, запустили механизм снижения затрат на взаимодействие между компаниями. Это, в свою очередь, снизило барьеры в конкурентной борьбе и привело к либерализации рынков, вследствие этого возросла мобильность капитала. Стоимость координации действий компании и людей упала ниже стоимости контроля, что и положило начало революционным изменениям во взаимоотношениях между всеми субъектами экономики. Если говорить о компаниях, то суть новой парадигмы состоит в переходе от управления осязаемыми активами, ресурсами и себестоимостью к управлению нематериальными активами, интеллектуальным капиталом, от связей через собственность к созданию альянсов, от воспитания послушных исполнителей - к поиску технологически мыслящих Интернет-талантов.

Одним из основных принципов действия рынков в новой экономике становится отход от традиционного маркетинга, основанного на изучении запросов нескольких статично определенных групп потребителей. Получая возможность собирать детальную информацию о каждом клиенте и постоянно держать с ним связь, компания может персонализировать лично для него и только с учетом особенностей его потребностей предлагаемые продукты и услуги. Теперь компания, а не посредник, владеет более полной информацией о клиенте, и это позволяет ей эффективно использовать каналы прямых продаж, тем самым значительно сокращая и свои издержки, и стоимость товара для конечного пользователя. Это модель нового рынка, ориентированного на потребителя, и использующего иные, чем прежде, схемы во взаимодействии компаний как друг с другом, так и с конечными потребителями.

В условиях новой экономики знаниями и информацией в компании необходимо управлять на качественно ином уровне. Помочь здесь могут современные коммуникационные технологии, технологии совместного творчества, включая дистанционные, технологии искусственного интеллекта, а также технологии поиска и анализа данных.

В настоящее время лидеры новой экономики больше расходуют, чем зарабатывают. Но их доходы быстро вырастут, как только количество компаний новой экономики перейдет некую критическую черту. Современные создатели новой экономики – это основные строители ее инфраструктуры. Пока еще занять свою долю нового рынка несложно, шанс не стать на нем аутсайдером есть и у российских компаний.

В России традиционная экономика еще долго будет очень сильна, потому что необходимый для новой экономики уровень интеграции с поставщиками и заказчиками требует максимальной у нас прозрачности и открытости. Пока это интересно далеко не всем руководителям, так как при этом усиливается контроль со стороны собственников, и неинтересно подавляющему большинству фирм и предпринимателей из-за невозможности манипулировать с уплатой налогов. Однако надо четко понимать, что через несколько лет даже при минимальном уровне открытости российской экономики отечественные компании, оставшись традиционными, утратят всякую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными, в том числе и на собственном внутреннем рынке.

3. Назначение профессии «экономист»

Экономист - это профессиональный квалифицированный специалист по планированию, прогнозированию, организации, учету и экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для того чтобы объяснить сущность и назначение профессии экономиста, рассказать о целях и возможностях науки «экономика», трудно найти лучшее определение, чем то, которое много лет назад дал выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Смотреть на вещи с точки зрения экономиста – это значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже инженеров, механиков, технологов, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет им лучше понимать то, что они видят, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.

На практике получается, что это знание в большей мере носит негативный и безличный характер. Экономический взгляд на вещи мало помогает понять взаимоотношения людей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотрудничают на личной основе. Экономисты же объясняют, как сотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно.

Слишком много людей «знают», как надо решать неотложные проблемы общества. Экономика представляется им очень простым устроенным миром, где намерения можно легко реализовать, а единственным препятствием на пути создания лучшего общества является недостаток добрых намерений. Люди часто сердятся на тех, кто предостерегает от нежелательности тех или иных мер, но ничего не предлагает взамен. Число требований «что-то сделать» значительно превосходит количество серьезных предложений по решению общественных проблем. Некоторые могут ошибаться, полагая, что общественные проблемы можно решить так же, как технические, во многом потому, что недооценивают сложность социальных систем, в которых развитая сеть взаимодействий координирует поведение людей и побуждает их сотрудничать друг с другом в достижении своих целей.

Дж. Кейнс однажды провозгласил тост за экономистов, которые «делают цивилизацию возможной». И это очень точно сказано. Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Большинство экономистов-профессионалов признают, что применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действительность. Они готовы подвергнуть свой анализ и выводы рациональной критике. Но принять какую-либо точку зрения необходимо в любом исследовании, как в естественных, так и в общественных науках.

Образ мышления экономистов иногда ведет к искажениям, неверным акцентам и даже к явным ошибкам, но рациональная критика должна обязательно внести необходимые поправки. Такие поправки часто опровергали или модифицировали выводы экономистов прошлого. Вероятно, так будет продолжаться и в будущем. Сегодня же необходимо дать в руки экономистам инструментальные средства, накопленные за сотни лет экономической наукой, чтобы с их помощью они могли надежно и качественно решать свои профессиональные задачи.

Без знания всего арсенала фундаментального и прикладного инструментария науки уже невозможно эффективно решать глобальные, макро- и микроэкономические задачи управления процессами, явлениями, системами, временем и другими восполнимыми и невосполнимыми ресурсами.

Экономистов-профессионалов, в первую очередь, интересует все то, что называется инструментарием экономической науки - наиболее употребимые и максимально эффективные методы и методики, законы и принципы, теории и концепции. Это необходимо для того, чтобы целенаправленно анализировать, контролировать, прогнозировать, планировать, программировать условия, обеспечивающие экономическую устойчивость фирм на рынке и через эффективную систему ценообразования и экономное использование ресурсов, обеспечивать стабильный и достаточный доход от своей деятельности.

 


Тема №2. «Государственное регулирование подготовки бакалавров по направлению Экономика. Область, объекты, виды профессиональной деятельности экономистов»

План: