Необходимость и случайность

Причинно-следственная связь событий выражается в законах природы: все тела при нагревании расширяются; если по проводнику пропущен электрический ток, то вокруг проводника образуется магнитное поле, и т.п. Если некоторое событие включено в причинно-следственную цепочку, то его появление и существование обеспечиваются действием законов природы. Включаю я, скажем, электрический чайник: цепь замыкается; через спираль начинает проходить электрический ток; спираль нагревается и нагревает воду; через некоторое время чайник закипает. Закипание воды в чайнике было обусловлено действием законов электричества и термодинамики. Вода в чайнике закипает в силу необходимости.

Необходимым называется явление, возникающее и существующее благодаря действию законов природы.

Необходимо то явление, которое обязательно должно произойти, которое является звеном некоторой причинно-следственной цепи, появление которого можно, наконец, предвидеть. Некоторые философы полагали, что поскольку все в мире причинно обусловлено, постольку все существует в силу необходимости и все будущие события уже предопределены их настоящими причинами и действием законов природы. Такая позиция называется фатализмом (от лат. fatum – рок, судьба). Все мы до некоторой степени становимся фаталистами, когда оказываемся бессильны изменить ход событий, когда верим в астрологические прогнозы или в предсказания судьбы хиромантами по линиям руки. Но бывают ведь и случайности!

Случайным называют такое явление, событие, существование которого не обусловлено действием того или иного закона природы.

Случайные события не беспричинны, причина у них есть. Они просто не включены в какую-то определенную причинно-следственную связь, выражаемую законом, поэтому их появление нельзя предсказать. Да, чайник закипел в силу необходимости, но первое звено в этой цепи – мое действие – могло быть ничем не обусловлено, и его нельзя было предсказать, даже наблюдая мои метания по кухне.

Часто случайность возникает благодаря пересечению нескольких причинно-следственных цепочек в одной точке. Скажем, автомобили носятся по улицам, а пешеходы носятся по магазинам. Движения тех и других подчинены своим законам и могут быть, в принципе, предсказаны. Но вот автомобиль и пешеход встретились в одной точке: автомобиль всмятку, пешеход – в истерике. Это – случайность: нет закона, согласно которому данный человек должен был попасть под этот конкретный автомобиль в этом самом месте. Событие было обусловлено пересечением двух разных причинно-следственных цепочек. Такого рода события происходят часто, порождая новые причинно-следственные связи, изменяя настоящее и делая восхитительно неопределенным будущее. Поэтому фатализм, по-видимому, неправ.

В число онтологических категорий входят также категории части и целого, возможности и действительности, сущности и явления, вещи, свойства и отношения, системы и элемента и многие другие, о которых можно прочитать в учебниках философии.