Порядок рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования и его виды. Дискредитация субъекта хозяйствования.

Понятие недобросовестной конкуренции и ее виды.

1. Понятие недобросовестной конкуренции и ее виды.

Конкуренция является необходимым элементом рыночной экономики. Она заставляет субъектов хозяйствования соперничать между собой и способствует, таким образом, наиболее полному удовлетворению нужд потребителей, удешевлению продукции и повышению ее качества.

Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции состоит из:

- ст. 42 Конституции провозглашает защиту экономической конкуренции в предпринимательской деятельности, недопускается недобросовестная конкуренция,

- Закон «О защите экономической конкуренции»,

- Закон «О защите от недобросовестной конкуренции»,

- Закон «Об Антимонопольном комитете Украины»,

- Правила рассмотрения заявлений и дел о защите ….

Конкуренция–это состязательность субъектов хозяйствования, с целью приобретения благодаря собственным достижениям преимуществ перед другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, другие субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке (ст. 1 Закона «О защите экономической конкуренции»).

Право на защиту от НДК входит в круг прав ИС (Стокгольмская конвенция).

Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности (ст. 1).

Наше определение соответствует международно признанному определению в ст. 10 Парижской конвенции (любой акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах).

Во всех странах используются такие критерии как «честная практика», «честные обычаи», «добропорядочность», имеющие оценочный характер и затрагивающие оценочные этические принципы. Исходя из этго можно определить, что цель законодательства о защите от НДК – предоставление дополнительных возможностей для защиты прав и интересов субъектов хозяйствования в конкурентных отношениях по сравнению с законодательством об отдельных объектах ИС.

Содержание НДК составляют действия, которые позволяют субъектам хозяйствования незаслуженно (недобросовестно) получать преимущества в конкуренции, не нарушая при этом норм другого законодательства.

Виды таких действий сгруппированы в Законе на 3 группы:

1) неправомерное использование деловой репутации субъектов хозяйствования (глава 2),

2) создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции (глава 3),

3) неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны (глава 4).

 

2. Первый вид недобросовестной конкуренции - неправомерное использование деловой репутации субъектов хозяйствования - наиболее распространенный. Он включает в себя 4 состава правонарушений, предусмотренных статьями 4 – 7 Закона.

Общая черта всех этих правонарушений – стремление достичь успеха в конкурентной борьбе не за счет своих собственных достижений с точки зрения качества и цены товаров, а а путем эксплуатации деловой репутации конкурента. В зарубежных странах этот вид называется «паразитирование».

 

1) Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки: неправомерным является использование без разрешения уполномо­ченного на то лица чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг, других обозначений, а также рекламных материа­лов, упаковки товаров, названий литературных, художественных произ­ведений, периодических изданий, названий мест происхождения товаров, что может привести к смешиванию с деятельностью другого хозяйствую­щего субъекта (предпринимателя), имеющего приоритет на их исполь­зование (ст. 4).

«Другие обозначения» - различного рода отличительные обозначения деятельности и продукции субъекта хозяйствования (не являющиеся фирменными наименованиями и товарными знаками), которые характеризуют его деловую репутацию. К ним, в частности, относятся: спецодежда работников, интерьер помещений и рабочих мест, оборудования, стиль оформления деловой документации, система верстки печатных материалов и т.д., которые образуют так называемый фирменный или корпоративный стиль субъекта хозяйствования. Он представляет собой совокупность приемов (графических, цветовых, языковых и др.), которые, обеспечивая определенное единство всей продукции производителя, воспринимаемое во внешней среде, одновременно противопоставляют производителя и его продукцию конкурентам и их товарам.

2) Неправомерное использование товара другого производителя: неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица (ст. 5).

3) Копирование внешнего вида изделия:копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринима­теля) и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) (ст. 6).

4) Сравнительная реклама:сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товара­ми, работами, услугами или деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Неправомерной признается сравнительная реклама, если приведен­ные сведения о товарах, работах, услугах не подтверждены фактическими данными, не являются достоверными, объективными, полезными для ин­формирования потребителей (ст. 7).

Сравнительная реклама подразделяется традиционно на два вида:

1) позитивная сравнительная реклама, представляющая собой сравнение с деятельностью, продукцией другого субъекта хозяйствования с использованием утверждений типа «наша продукция так же высококачественна, как и продукция ….»;

2) негативная сравнительная реклама, предполагающая негативную ссылку на товар другого субъекта хозяйствования с использованием утверждений типа «наша продукция качественней, чем продукция…».

Основная цель позитивной сравнительной рекламы заключается в том, чтобы в самой привлекательной форме представить преимущества собственной продукции для увеличения спроса, используя деловую репутацию другого субъекта хозяйствования. При этом перенесение на собственную продукцию чужой деловой репутации может происходить как путем прямого сравнения с продукцией другого субъекта хозяйствования, имеющего высокую репутацию («такое же качество, как и …», «произведен тем же способом, что и …»), так и без прямого сравнения, однако, с указанием на чужую продукцию (например, ссылка на «Rolls-Royce» в рекламе автомобилей).

Таким образом, первый вид сравнительной рекламы (разумеется, если она неправомерна) следует характеризовать как неправомерное использование чужой деловой репутации.

Распространение негативной сравнительной рекламы имеет, в отличие от позитивной, иные цели: привлечь внимание потребителей к собственной продукции, превознося свой товар по отношению к сравниваемому, а также дискредитировать конкурента, и создать ему препятствия в осуществлении успешной деятельности. Таким образом, данный вид сравнительный рекламы не может быть направлен на использование чужой деловой репутации, а при наличии квалифицирующих признаков представляет собой скорее форму дискредитации.

Как следует из содержания ст. 7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», эта норма не ограничивается каким-то одним видом сравнительной рекламы и охватывает как позитивную сравнительную рекламу, так и негативную. Такой подход законодателя затрудняет уяснение и единообразное применение данной нормы в практике работы органов АМК.

Второй вид недобросовестной конкуренции – это создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции.Наиболее распространенным среди этой группы правонарушений является дискредитация хозяйствующего субъекта: распространение в любой форме ложных, неточных или неполных сведений, связанных с лицом либо деятельностью хозяйствующего субъекта (предпринимателя), которые причинили или могли причинить ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта (предпринимателя).

3.Совершение недобросовестной конкуренции влечет применение к правонарушителям следующих видов ответственности:

- хозяйственно-правовая ответственность (штрафы, накладываемые антимонопольными органами и т.д.);

- уголовно-правовая ответственность.

Рассмотрим каждый из перечисленных выше видов ответственности.

Хозяйственная ответственность.

1) применяемая антимонопольными органами Украины:

- наложение штрафов на субъектов хозяйствования:

- в размере до 5 % выручки от реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг хозяйствующего субъекта за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

Эти штрафы согласно ст. 241 ХКУ относятся к административно-хозяйственным штрафам, т.к. взыскиваются с государственный бюджет за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности.

2) возмещение вреда, неимущественного вреда согласно ст. 225 ХКУ.

Уголовная ответственность предусмотренаУК Украины за следующие преступления:

1) Незаконное использование знаков для товаров и услуг, фирменные наименования, маркировки товара, если это было связано с получением дохода в крупных размерах - штраф от ста до двухсот не облагаемых налогом доходов граждан или общественные работы на срок от ста до двухсот часов, или исправительные работы на срок до двух лет (ст. 229).

2) Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, оставляющих коммерческую тайну, если это причинило существенный ущерб субъекту хозяйствования – штраф от двухсот до тысячи не облагаемых налогом доходов граждан или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до трех лет (ст. 231).

3) Умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если это совершено из корыстных или иных личных побуждений и причинило существенный ущерб субъекту хозяйствования– штраф от двухсот до пятисот не облагаемых налогом доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 232).

4. Процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения органами АМК Украины дел о защите от недобросовестной конкуренции, содержатся в разделе 7 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», главе 5, 6 Закона «О защите от недобросовестной конкуренции», Правилах рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденные распоряжением АМК. В настоящее время разработан проект Конкурентного процессуального кодекса Украины, в котором собраны и детально регламентированы многие процессуальные действия, связанные с процедурой рассмотрения дел антимонопольными органами.

Порядок рассмотрения дел включает следующие стадии: