Лекция 4. Психические познавательные процессы человека

Удельная активность строительного сырья по Украине

Таблица 3

Современные требования к строительным материалам

Радиоактивность пищи и воды

Удельная активность ЕРН в отходах промышленного производства

Таблица 2

Тип отходов Удельная активность ЕРН, Аэф, Бк/кг  
 
1.ТЭС: 209(130-314)  
- зола 209(130-314)  
- шлак 200(203-340)  
2. Металлургия:    
– шлак доменный 154(34-396)  
- шлак конверторный 32(20-53)  
- шлак цветной металлургии 65(54-240)  
3. Химическая промышленность:    
- шлак 225(102-267)  
- фосфогипс 185(115-260)  
4. Хвосты ГОК 66(23-115)  

 

Широкое использование отходов промышленности в строительной индустрии позволяет снизить суммарные затраты на строительство, сохранить природные ресурсы, уменьшить загрязнения окружающей среды, но в изготавливаемых строительных материалах (изделиях) с их применением возрастает эффективная удельная активность ЕРН – нужен обязательно предварительный радиационный контроль используемых отходов промышленности.

 

Аэф ягод, фруктов, овощей напрямую зависит от видов почв, соответственно качество свинины, говядины, молока и других производных продуктов питания зависит от рациона животных. В исходных продуктах Аэф всегда меньше чем в сушеных продуктах. Пример: абрикос-курага, яблоко-сушка, виноград-изюм.

 

 

С 2006 года значительно повышены требования к теплосберегающим технологиям для строительных материалов, изделий и конструкций.

Для II климатической зоны (г. Днепропетровск) термический коэффициент сопротивления ограждающих конструкций должен быть не менее чем 2,5. Обеспечить соблюдение этого требования можно практически, используя строительные материалы с плотностью от 300 до 1200 кг/м3, при этом допустимая толщина стен будет достигать около 1,5м.

 

В данном случае речь идет о таких материалах как пенобетон, пемзобетон и газобетон с плотностью 200-700 кг/м3 – легкие бетоны. Минимальный уровень радиации из всех строительных изделий и материалов присущ для пено-, газобетонов:

1.имеют малую плотность = 280 кг/м3.

2. высокая пористость.

3. малый коэффициент теплоотдачи.

4. минимальные затраты электрической и тепловой энергии при изготовлении и применение автоклавов.

5. компоненты, входящие в состав пенно- и газобетона имеют малый уровень Ауд доминирующих радионуклидов радия, тория и калия и их ДПР.

Сырье Эффективная удельная активность, Аэф, Бк/кг  
 
Щебень 140-750  
Известняк 40-130  
Песок 60-95  
Глина 160-1300  
Цемент 60-155  
Отходы промышленности 125-930  

 

 

Вывод. Величина Аэф ограждающих конструкций строительных материалов в основном отражают γ-излучение радионуклидов и характеризует внешнюю составляющую суммарной дозы облучения человека за год.

 

 

  1. Процессы и виды памяти.
  2. Виды и качества мышления.
  3. Виды речи.
  4. Виды воображения.

 

Памятьиграет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

В настоящее время существует несколько подходов, концеп­ций в объяснении механизмов памяти как психического познава­тельного процесса: психологическая, физиологическая, биохими­ческая теории памяти. Эта проблема достаточно полно излагается в книге «Общая психология» (под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — С. 284—290) и других источниках. Рекомен­дуется самостоятельно ознакомиться с основными теориями па­мяти.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание — первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого чис­ла органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями.

Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Процесс механического запоминания скучен. Кроме того, при­менение старых знаний, полученных таким путем, в новой обста­новке всегда сопровождается теми или иными трудностями и ошибками.

Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процесс его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, выделяется существенное,

Новые знания соединяются с уже имеющимся. Иными словами, происходят своеобразная систематизация и классификация све­дений, выявление причин и следствий, что и обеспечивает прочное запоминание.

Образованные связи, следы в коре мозга с течением времени ослабляются или даже разрушаются, если их не подкреплять но­выми воздействиями. Попросту говоря, полученные сведения за­бываются. Особенно быстро забывается плохо осмысленное (бед­ное связями), слишком большое по объему, не закрепившееся на практике, а также то, что запоминалось без интереса, без пони­мания того, зачем оно нужно.

Сохранение — непассивный процесс удержания информации.

В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят­ство эмоциональной памяти и т.д.), условий и организации за­учивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, перехода от сохранения в сознании к вы­теснению в бессознательное. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там. Воз­можность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип пове­дения, присущие детскому возрасту, дает основание говорить о том, что в памяти человека оставляет след все, что оказывает воз­действие на него, хотя порой это недоступно для сознательной дешифровки.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала.

Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Воспроизведение может происходить и без опоры на до­статочно четкий образ воспринимавшихся ранее явлений и пред­метов, событий: материал припоминается целенаправленно, и нужный образ воссоздается нередко с применением больших уси­лий. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет­ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз­нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. То, что, включаясь в деятельность человека, является значимым и интересным для него, не забыва­ется. И поэтому включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями личности и, следовательно, борьбы с забыванием.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную.

Когнитивная память — это процесс сохранения знаний.

Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости.

В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонук­леиновых кислот.

От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосроч­ное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

При изучении данной проблемы важно попытаться оценить возможности своей памяти и приложить усилия для ее совершен­ствования в целом, а на этой основе — и для развития професси­ональной памяти.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа­ции, соответствующие тренировки памяти.

2. Мышлениев психологии определяется как психический позна­вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож­ных связях и отношениях. Оно представляет собой познание дей­ствительности, основанное на использовании ранее приобретен­ных знаний, опыта.

Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответству­ющих образов в нашем сознании, то процесс мышления соверша­ется сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син­теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опи­раясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышле­ния находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.

Опосредованный и обобщенный характер мышления позволя­ет человеку познавать не только явления, но и их сущность. Для человека оказывается доступным установление различных связей и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные закономерности.