Методика работы DFMEA-команды
Алгоритм работы DFMEA-команды представлен на рисунке 23.1. Как видно из этого рисунка, DFMEA складывается из следующих этапов.
3.1 Ознакомление с предложенными проектами конструкции. Ведущий DFMEA-команды представляет для ознакомления членам своей команды комплект документов по предложенному проекту конструкции.
3.2 Определение видов потенциальных дефектов, их последствий и причин.
Для конкретного технического объекта с его конкретной функцией определяют (пользуясь имеющейся информацией и предшествующим опытом) все возможные виды дефектов. Описание каждого вида дефекта заносят в протокол анализа видов, причин и последствий потенциальных дефектов, составленный, например, в виде таблицы. Форма протокола должна быть предварительно выбрана и утверждена. Рекомендуемая форма протокола приведена на рис. 23.2.
Примеры видов дефектов технического объекта: растрескивание, деформация, люфт, течь, прокол, короткое замыкание, окисление, перелом.
3.3 Для всех описанных видов потенциальных дефектов определяют их последствия на основе опыта и знаний DFMEA-команды.
Примеры последствий дефектов: шум, неправильная работа, плохой внешний вид, неустойчивость, прерывистая работа, неработоспособность, плохой запах, повреждение управления.
Примечания:
· Для каждого вида дефектов может быть несколько потенциальных последствий, все они должны быть описаны.
· Последствия дефектов следует описывать признаками, которые может заметить и ощутить потребитель, причем имеется в виду, что потребитель может быть как внутренним (на последующих операциях создания объекта), так и внешним.
· Последствия дефектов следует излагать в конкретных терминах системы, подсистемы или компонента, подвергаемых анализу.
Рис. 23.1 Алгоритм работы DFMEA-команды
Объект анализа_______________
Вид изделия, год выпуска_______
Изготовитель конечной
продукции___________________
Область применения:
проектирование □ конструкции □
Служба, ответственная за проведение DFMEA
Планируемые сроки проведения DFMEA:
начало_______ окончание_______
Действительные сроки проведения DFMEA:
начало_______ окончание_______
Код/номер протокола DFMEA
Стр.________ из_______________
Руководитель группы__________
Члены команды_______________
Изделие/ функция | Вид потенциа-льного дефекта | Последствие потенциа-льного дефекта | Балл S | Потенциальная причина(ы) или механизм(ы) дефекта | Балл О | Первоначально предложенные меры по обнаружению дефекта (причины) | Балл D | ПЧР | Рекомендуе-мое изменение | Ответст-венность и намеченная дата | Результаты работы | ||||
Пред-принятые действия (измене-ния) | Новые значения баллов | ||||||||||||||
S | O | D | ПЧР | ||||||||||||
Примечание — Рекомендуемые изменения необходимы в случае, когда ПЧР > ПЧРгр. В этом случае конструкция должна быть изменена по отношению к первоначально предложенным в целью снижения значений баллов О и D, а иногда и S. При FMEA конструкции рекомендуемые изменения могут касаться первоначальной конструкции.
Рис. 23.2 Форма протокола анализа видов, причин и последствий потенциальных дефектов
3.4 Для каждого последствия дефекта экспертно определяют балл значимости S при помощи таблицы баллов значимости. Балл значимости изменяется от 1 для наименее значимых по ущербу дефектов до 10 — для наиболее значимых по ущербу дефектов. Для конкретного предприятия эта таблица должна быть пересмотрена в соответствии со спецификой предприятия и конкретными последствиями дефектов.
Типовые значения баллов значимости приведены ниже в таблице 23.1.
В дальнейшем при работе DFMEA-команды и выставлении ПЧР (по п. 3.8) используют один максимальный балл значимости S из всех последствий данного дефекта.
3.5 Для каждого дефекта определяют потенциальные причины. Для одного дефекта может быть выявлено несколько потенциальных причин, все они должны быть по возможности полно описаны и рассмотрены отдельно.
Примеры причин дефектов: использован другой материал, неадекватное предположение о жизнеспособности конструкции, перегрузка, недостаточные возможности смазки, неполные инструкции по обслуживанию, слабая защита от неблагоприятных условий среды.
Причинами (механизмами) дефектов могут быть, например: текучесть, ползучесть, нестабильность материала, усталость, износ, коррозия.
3.6 Для каждой потенциальной причины дефекта экспертно определяют балл возникновения О. При этом рассматривается предполагаемый процесс изготовления и экспертно оценивается частота данной причины, приводящей к рассматриваемому дефекту.
Балл возникновения изменяется от 1 для самых редко возникающих дефектов до 10 — для дефектов, возникающих почти всегда.
Типовые значения балла возникновения приведены ниже в таблице 23.2.
3.7 Для данного дефекта и каждой отдельной причины определяют балл обнаружения D для данного дефекта или его причины в ходе предполагаемого процесса изготовления.
Балл обнаружения изменяется от 10 для практически не обнаруживаемых дефектов (причин) до 1 — для практически достоверно обнаруживаемых дефектов (причин).
Типовые значения балла обнаружения приведены ниже в таблице 23.3.
3.8 После получения экспертных оценок S, О, D вычисляют приоритетное число риска ПЧР по формуле:
ПЧР =. (23.1)
Для дефектов, имеющих несколько причин, определяют соответственно несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значения от 1 до 1000.
3.9 Для приоритетного числа риска должна быть заранее установлена критическая граница (ПЧРгр) в пределах от 100 до 125. По усмотрению службы маркетинга и других служб предприятия для некоторых возможных дефектов значение ПЧР может быть установлено менее 100. Снижение ПЧРгр соответствует созданию более высококачественных и надежных объектов и процессов.
3.10 Составляют перечень дефектов/причин, для которых значение ПЧР превышает ПЧРгр. Именно для них и следует далее вести доработку конструкции.
Для каждого дефекта/причины с ПЧР > ПЧРгр команда должна предпринимать усилия к снижению этого расчетного показателя посредством доработки конструкции.
3.11 После того, как действия по доработке определены, необходимо оценить и записать значения баллов значимости S, возникновения О и обнаружения D для нового предложенного варианта конструкции. Следует проанализировать новый предложенный вариант и подсчитать и записать значение нового ПЧР по схеме в соответствии с рисунком 23.1.
Все новые значения ПЧР следует рассмотреть и если необходимо дальнейшее их снижение, повторить предыдущие действия.
Ответственный за разработку конструкции инженер должен подтвердить, что все предложения членов команды по доработке были рассмотрены.
3.12 В конце работы DFMEA - команды должен быть составлен и подписан протокол, в котором отражают основные результаты работы команды, включающие, как минимум:
- состав DFMEA-команды;
- описание технического объекта и его функций;
- перечень дефектов и (или) причин для первоначально предложенного варианта конструкции;
- экспертные баллы S, О, D и ПЧР для каждого дефекта и причины первоначально предложенного варианта конструкции;
- предложенные в ходе работы DFMEA-команды корректирующие действия по доработке первоначально предложенного варианта конструкции;
- экспертные баллы S, О, D и ПЧР для каждого дефекта и причины доработанного варианта конструкции.
Рекомендуемая форма протокола приведена на рис. 23.2.
При необходимости к протоколу работы DFMEA-команды прилагают соответствующие чертежи, таблицы, результаты расчета и т. д.