Методика работы DFMEA-команды

Алгоритм работы DFMEA-команды представлен на рисунке 23.1. Как видно из этого рисунка, DFMEA складывается из следующих этапов.

3.1 Ознакомление с предложенными проектами конструкции. Ведущий DFMEA-команды представляет для ознакомления членам своей команды комплект документов по предложенному проекту конструкции.

3.2 Определение видов потенциальных дефектов, их последствий и причин.

Для конкретного технического объекта с его конкретной функцией определяют (пользуясь имеющейся информацией и предшествующим опытом) все возможные виды дефектов. Описание каждого вида дефекта заносят в протокол анализа видов, причин и последствий потенциальных дефектов, составленный, например, в виде таблицы. Форма протокола должна быть предварительно выбрана и утверждена. Рекомендуемая форма протокола приведена на рис. 23.2.

Примеры видов дефектов технического объекта: растрескивание, деформация, люфт, течь, прокол, короткое замыкание, окисление, перелом.

3.3 Для всех описанных видов потенциальных дефектов определяют их последствия на основе опыта и знаний DFMEA-команды.

Примеры последствий дефектов: шум, неправильная работа, плохой внешний вид, неустойчивость, прерывистая работа, неработоспособность, плохой запах, повреждение управления.

Примечания:

· Для каждого вида дефектов может быть несколько потенциальных последствий, все они должны быть описаны.

· Последствия дефектов следует описывать признаками, которые может заметить и ощутить потребитель, причем имеется в виду, что потребитель может быть как внутренним (на последующих операциях создания объекта), так и внешним.

· Последствия дефектов следует излагать в конкретных терминах системы, подсистемы или компонента, подвергаемых анализу.


Рис. 23.1 Алгоритм работы DFMEA-команды


Объект анализа_______________

Вид изделия, год выпуска_______

Изготовитель конечной
продукции___________________

Область применения:
проектирование □ конструкции □


Служба, ответственная за проведение DFMEA

Планируемые сроки проведения DFMEA:

начало_______ окончание_______

Действительные сроки проведения DFMEA:

начало_______ окончание_______


Код/номер протокола DFMEA

Стр.________ из_______________

Руководитель группы__________

Члены команды_______________

 



 

Изделие/ функция Вид потенциа-льного дефекта Последствие потенциа-льного дефекта Балл S Потенциальная причина(ы) или механизм(ы) дефекта Балл О Первоначально предложенные меры по обнаружению дефекта (причины) Балл D ПЧР Рекомендуе-мое изменение Ответст-венность и намеченная дата Результаты работы
Пред-принятые действия (измене-ния) Новые значения баллов
S O D ПЧР
                               
                               
                               
                               

Примечание — Рекомендуемые изменения необходимы в случае, когда ПЧР > ПЧРгр. В этом случае конструкция должна быть изменена по отношению к первоначально предложенным в целью снижения значений баллов О и D, а иногда и S. При FMEA конструкции рекомендуемые изменения могут касаться первоначальной конструкции.

Рис. 23.2 Форма протокола анализа видов, причин и последствий потенциальных дефектов

 


3.4 Для каждого последствия дефекта экспертно определяют балл значимости S при помощи таблицы баллов значимости. Балл значимости изменяется от 1 для наименее значимых по ущербу дефектов до 10 — для наиболее значимых по ущербу дефектов. Для конкретного предприятия эта таблица должна быть пересмотрена в соответствии со спецификой предприятия и конкретными последствиями дефектов.

Типовые значения баллов значимости приведены ниже в таблице 23.1.

В дальнейшем при работе DFMEA-команды и выставлении ПЧР (по п. 3.8) используют один максимальный балл значимости S из всех последствий данного дефекта.

3.5 Для каждого дефекта определяют потенциальные причины. Для одного дефекта может быть выявлено несколько потенциальных причин, все они должны быть по возможности полно описаны и рассмотрены отдельно.

Примеры причин дефектов: использован другой материал, неадекватное предположение о жизнеспособности конструкции, перегрузка, недостаточные возможности смазки, неполные инструкции по обслуживанию, слабая защита от неблагоприятных условий среды.

Причинами (механизмами) дефектов могут быть, например: текучесть, ползучесть, нестабильность материала, усталость, износ, коррозия.

3.6 Для каждой потенциальной причины дефекта экспертно определяют балл возникновения О. При этом рассматривается предполагаемый процесс изготовления и экспертно оценивается частота данной причины, приводящей к рассматриваемому дефекту.

Балл возникновения изменяется от 1 для самых редко возникающих дефектов до 10 — для дефектов, возникающих почти всегда.

Типовые значения балла возникновения приведены ниже в таблице 23.2.

3.7 Для данного дефекта и каждой отдельной причины определяют балл обнаружения D для данного дефекта или его причины в ходе предполагаемого процесса изготовления.

Балл обнаружения изменяется от 10 для практически не обнаруживаемых дефектов (причин) до 1 — для практически достоверно обнаруживаемых дефектов (причин).

Типовые значения балла обнаружения приведены ниже в таблице 23.3.

3.8 После получения экспертных оценок S, О, D вычисляют приоритетное число риска ПЧР по формуле:

ПЧР =. (23.1)

Для дефектов, имеющих несколько причин, определяют соответственно несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значения от 1 до 1000.

3.9 Для приоритетного числа риска должна быть заранее установлена критическая граница (ПЧРгр) в пределах от 100 до 125. По усмотрению службы маркетинга и других служб предприятия для некоторых возможных дефектов значение ПЧР может быть установлено менее 100. Снижение ПЧРгр соответствует созданию более высококачественных и надежных объектов и процессов.

3.10 Составляют перечень дефектов/причин, для которых значение ПЧР превышает ПЧРгр. Именно для них и следует далее вести доработку конструкции.

Для каждого дефекта/причины с ПЧР > ПЧРгр команда должна предпринимать усилия к снижению этого расчетного показателя посредством доработки конструкции.

3.11 После того, как действия по доработке определены, необходимо оценить и записать значения баллов значимости S, возникновения О и обнаружения D для нового предложенного варианта конструкции. Следует проанализировать новый предложенный вариант и подсчитать и записать значение нового ПЧР по схеме в соответствии с рисунком 23.1.

Все новые значения ПЧР следует рассмотреть и если необходимо дальнейшее их снижение, повторить предыдущие действия.

Ответственный за разработку конструкции инженер должен подтвердить, что все предложения членов команды по доработке были рассмотрены.

3.12 В конце работы DFMEA - команды должен быть составлен и подписан протокол, в котором отражают основные результаты работы команды, включающие, как минимум:

- состав DFMEA-команды;

- описание технического объекта и его функций;

- перечень дефектов и (или) причин для первоначально предложенного варианта конструкции;

- экспертные баллы S, О, D и ПЧР для каждого дефекта и причины первоначально предложенного варианта конструкции;

- предложенные в ходе работы DFMEA-команды корректирующие действия по доработке первоначально предложенного варианта конструкции;

- экспертные баллы S, О, D и ПЧР для каждого дефекта и причины доработанного варианта конструкции.

Рекомендуемая форма протокола приведена на рис. 23.2.

При необходимости к протоколу работы DFMEA-команды прилагают соответствующие чертежи, таблицы, результаты расчета и т. д.