Й вопрос.

История редактирования показала, что сам термин «редактор» появился только в начале XIX века в «Новом словотолкователе», изданном в 1806 году. Его содержание определялось как «издатель, уложитель, составщик чего-либо на письме». Он заменил своего предшественника, определявшего его как «справщик, спасатель, переписчик», обозначавших профессии участников процесса подготовки книги к печати, ее тиражированию, новых изданий.

Более подробно значение термина «редактор-распорядитель издания, книги или газеты, журнала, заведующий изложением бумаг, докладов, отчетов». В начале ХХ века в процессе издания книги были задействованы следующие персонажи: автор, написавший книгу; издатель, на чьи деньги она публикуется; редактор – заведующий письменной частью; хозяин типографии (литографии); хозяева книжных магазинов.

Таким образом, издательская деятельность, доведение книги до читателя – труд коллективный, научный и финансово-экономический. Основой ее служит не только комплексность научного знания, но и общность профессиональных интересов, этических установок всех участников издательского процесса.

В соответствии с проблемами теории и практики редактирования, основная задача литературного редактирования – улучшение языка, стиля и композиции произведения, сделать его не только лексически и грамматически правильным, но и доходчивым, легко воспринимаемым и понимаемым, т.е. достижение единства формы и содержания. Редактору, как одному из первых читателей рукописи, зачастую более ясно видны те недостатки, которые автор не заметил. Для их устранения в истории книгоиздания и редактирования постепенно сложились следующие виды литературной правки:

1. Правка-вычитка, целью которой определялась сличение текста с наиболее безупречным, заслуживающими доверия оригиналами и в исправлении технических погрешностей. К этому виду прибегают, как правило, при переиздании книг всех типов, если они выпускаются без переработки.

2. Правка-сокращение как обработка, при которой редактор вычеркиваетчасть текста и укладывает материал в строго установленное число строк или листов, сохраняя при этом все существенное. Оно призвано, кроме того, решить задачи ликвидации растянутости, загромождения однотипными данными, повторов, в которых «тонет» основное содержание.

3. Правка-обработка, когда оставаясь в границах авторского текста, редактор помогает автору устранить все неправильное, «неряшливое» в языке и стиле произведения, все неубедительное в аргументации и алогичное в композиции текста. Он обеспечивает замену неудачно выбранных слов и оборотов речи лучшими, более понятными.

4. Правка-переделка применяется в случае, если автор слабо владеет литературным языком, допускает логические ошибки, ряд других.

В средневековье, при тиражировании рукописей методом переписывания, особенно летописей, широко использовался вид переделки текстов путем их расширения за счет регионального исторического материала. Итогом такого подхода стало появление многочисленных редакций, о чем мы будем говорить во 2-й лекции курса.

Рассматривая историю редактирования в ряду книговедческих дисциплин, необходимо:

– определить периодизациюпроцесса и выделить характерные особенности на каждом из его этапов;

– дать определение редактированию как науке и учебному предмету;

– выделить объект исследования и его методы;

– установить связь с другими предметами.

Главной задачей периодизации истории редактирования в Украине является разделение исторического процесса его появления и развития на составные части, этапы, обладающие определенной внутренней целостностью, с одной стороны, существенными отличительными чертами, с другой. В современной науке нет единого подхода к периодизации истории вообще и редактированию, в частности. Она рассматривает следующие основные подходы к периодизации истории:

А). Исторический, предложенный французскими историками XVII-XVIII вв.,

включающий:

– догосударственный период (с древнейших времен до 454 г. н.э.);

– средневековье (раннее, классическое, позднее);

– Новое время;

– Новейшее время (с 1917 года);

– Современная история.

Б). Формационный, предложенный марксистами в середине XIX века и

включающий в себя следующие формации:

– первобытнообщинную (доклассовую);

– рабовладельческую;

– феодальную;

– капиталистическо-буржуазную;

– социалистическую как 1-ю фазу коммунистической.

В). Технологический,где основным критерием выступает технологический

способ производства и включает в себя:

– доиндустриальное государство;

– индустриальное государство;

– постиндустриальное государство;

– информационное государство.

Г). Цивилизационный, предложенный Н.Я.Данилевскимв работе «Россия и

Европа» (1871 г.) и включающий в себя следующие периоды:

– дохристианский;

– христианский;

– коммунистический;

– посткоммунистический.

В связи с тем, что нашим курсом предложено изучить историю редактирования в Украине, то мы посчитали возможным выделить периодизацию, предложенную академиком НАН В.М. Литвиным, выделившим следующие основные этапы в истории нашего государства:

1. Древний, включающий в себя догосударственный период.

2. Киево-Галицкий период (2-я половина IX – 40-е гг. XIV в.).

3. Литовско-польский период (до 1648 г.).

4. Украинские земли в годы национальной революции и Гетманщины (1648 г. – конец 18в.).

5. Украинские земли в годы российско-австрийского правления и национального возрождения (конец 18 в. – 1917 г.).

6. Украинские земли в годы национально-демократической революции и борьбы за воссоединение (1917-1920 гг.).

7. Украина в советский период (1921 – август 1991 гг.).

8. Украина в годы независимости (с 1991 г. и по н.в.).

История Украины от ее начала и до сегодняшнего дня пронизана борьбой за право существования, свою национальную и государственную самостоятельность. Это обусловлено, прежде всего, особенностями функционирования ее натуралистической парадигмы, которая в своем основании имеет зависимость хода развития от географического, срединного положения междуЗападом и Востоком Европы, а также природных качеств украинцев как составной части восточного славянства из 3-х народов: украинцев, белорусов и русских.