I. Товар и его свойства.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Химические реакции по направлению их протекания можно разделить
▪ Необратимые реакции протекают только в одном направлении (реакции ионного обмена с ↑, ↓, мдс, горения и некоторые др.)
Например, AgNO3 + HCl → AgCl↓ + HNO3
▪ Обратимые реакции при одних и тех же условиях протекают в противоположных направлениях (↔).
Например, N2 + 3H2 ↔ 2NH3
Состояние обратимой реакции, при котором υ→ = υ← называется химическим равновесием.
Химическое равновесие – динамическое.
Чтобы реакция на химических производствах проходила как можно полнее, необходимо сместить равновесие в сторону продукта. Для того, чтобы определить, как тот или иной фактор изменит равновесие в системе, используют принцип Ле Шателье (1844 г.):
Принцип Ле Шателье: Если на систему, находящуюся в состоянии равновесия, оказать внешнее воздействие (изменить t, р, С), то равновесие сместится в ту сторону, которая ослабит это воздействие.
Равновесие смещается:
1) при ↑ Среаг →,
при ↑ Спрод ← ;
2) при ↑ p (для газов) - в сторону уменьшения объема,
при ↓ р – в сторону увеличения V;
если реакция протекает без изменения числа молекул газообразных веществ, то давление не влияет на равновесие в данной системе.
3) при ↑ t – в сторону эндотермической реакции (- Q),
при ↓ t – в сторону экзотермической реакции (+ Q).
Катализатор не смещает равновесие, но ускоряет его достижение.
Задача 3.Как надо изменить концентрации веществ, давление и температуру гомогенной системы PCl5 ↔ PCl3 + Cl2 – Q , чтобы сместить равновесие в сторону разложения PCl5 (→)
Решение:
↑ С (PCl5)
↓ С (PCl3) и С (Cl2)
↓ р
↑ t
Задача 4. Как сместиться химическое равновесие реакции 2СО + О2 ↔ 2СО2 + Q при
а) повышении температуры;
б) повышении давлении
Ответ:
а) ←
б) →
Ключевой категорией рыночной экономики является товар. Существуют разные подходы к определению сущности данной экономической категории. Но общим для них является следующее.
В каком случае дары природы, присваиваемые человеком, или полезные продукты, являющиеся результатом его труда становятся товаром? Только в том случае одно благо становится товаром, если оно вовлекается в процесс обмена на другие блага.
Таким образом, товар – это все экономические блага, которые предназначены для обмена, купли-продажи.
Товар обладает следующими свойствами:
1. Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость– по Марксу).
Каждый товар обладает потребительской стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительской стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со вторым свойством товара – способностью обмениваться на другие товары.
2. Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции (меновая стоимость).
В меновой стоимости проявляется стоимость. Что же такое стоимость?
Вопрос о том, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель.
В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному. В экономической литературе сложилось несколько альтернативных подходов при определении стоимости товара.
Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс).
В соответствии с теорией трудовой стоимости единственным источником стоимости товара являются затраты труда.
Для понимания стоимости чрезвычайно важное значение имеет теория двойственного характера труда. По Марксу труд одновременно выступает в конкретной и абстрактной формах.
Конкретный труд – это труд, которым создается конкретная вещь (хлеб, костюм, сапоги, велосипед и т.д.), то есть определенная потребительная стоимость. Изготовление каждой такой вещи – это конкретный технологический процесс (сбор лесных ягод, выпечка хлеба, отливка металла или постройка дома). Это труд определенного вида, который характеризуется применением определенных орудий и предметов труда, набором определенных производственных операций, профессиональными навыками работника.
Абстрактный труд – это расходование человеком физической или умственной энергии, которое характерно для любого вида трудовой деятельности независимо от его конкретных результатов. Поэтому можно сказать, что абстрактный труд – это человеческий труд вообще безотносительно к конкретной форме его проявления. Этот абстрактный труд, затраты которого необходимы для создания любого продукта, позволяет соизмерять разные по своей потребительной полезности результаты конкретного труда. Другими словами именно абстрактный труд создает стоимость, которая проявляется при обмене товаров как меновая стоимость, присущая каждому товару.
Величина стоимости товара измеряется количеством заключенного в нем труда. Естественной мерой труда служит рабочее время: час, день, неделя и т.д. Время, которое затрачивается отдельным работником на производство какого-либо товара, называется индивидуальным рабочим временем или индивидуальными затратами труда. Но величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда или рабочего времени: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Это, как правило, средние условия. Только в этих условиях производитель, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсивностью, за час труда создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. Если производственные условия не соответствуют общественно нормальным (лучше или хуже их) или если умелость работника и интенсивность его труда выше или ниже установившейся в обществе средней величины, то в этом случае созданная им за час труда величина стоимости будет соответственно больше или меньше.
Иначе говоря, более производительный труд за данное время всегда создаст большую стоимость, чем менее производительный. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который проявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Лишние затраты индивидуального труда не признаются обществом, отсекаются им, следовательно, не создают стоимости. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основного количества товаров данного вида.
Сущность закона стоимости заключается в том, что обмен товаров совершается в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Иначе говоря, закон стоимости означает, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей одинаковое количество общественно необходимого труда. Купля-продажа товаров по такому эквиваленту выступает как закон. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением.
Итак, согласно трудовой теории стоимости стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке в виде цены, то есть теория трудовой стоимости отражала позицию продавца, но не учитывала позицию потребителя.
Другой подход принимает во внимание полезность блага для потребителя. Этот подход получил название теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер).
Покупатель, приобретая товар, в первую очередь оценивает его полезный эффект, а не затраты на его производство. Поэтому цена товара – результат не труда, а индивидуальных оценок потребителей.
Чем же определяется цена товара, то есть ценность блага для потребителя?
С одной стороны, благо становится ценным для потребителя, обладает полезностью при удовлетворении его потребностей.
С другой стороны, ценность блага определяется его количеством. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость, так как ценность предполагает именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их.
Можно сказать, что чем меньше количество данного блага по сравнению с потребностью, тем выше полезность и цена последней его части и тем выше ценность всего количества данного блага, и наоборот.
Наблюдения показывают, что напряженность потребности убывает по мере удовлетворения потребности вплоть до ее полного исчезновения. Вследствие этого и полезность блага, его цена также должны убывать как функция количества. Если разделить благо на соответствующее количество частей и рассмотреть каждую часть саму по себе, в отрыве от других, то ясно, что первая часть служит удовлетворению первой, наиболее напряженной степени потребности; вторая — второй, менее напряженной и менее ценной потребности, и т.д. По мере уменьшения степени напряженности в удовлетворении потребности полезность и цена каждой последующей единицы становятся все меньше по сравнению с предыдущей. Таков принцип убывающей полезности. Последняя, или конечная, полезность есть полезность последней наличной части блага.
На основе такого подхода теория предельной полезности объясняла сформулированный А. Смитом так называемый парадокс ценности (парадокс Смита), согласно которому польза от воды огромна, но ценность – ничтожна, и в то же время бриллиант (алмаз), который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Именно ограниченность запасов блага с точки зрения теоретиков предельной полезности объясняет данный парадокс, поскольку ценность блага определяется. Поэтому ответ на поставленный А. Смитом вопрос может быть таким: вода относительно изобильна, а бриллианты – редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.