Очереди
Стеки
Лекция 8. Динамические структуры данных. Стеки, очереди, деревья
Стек — это частный случай однонаправленного списка, добавление элементов в который и выборка из которого выполняются с одного конца, называемого вершиной стека. Другие операции со стеком не определены. При выборке элемент исключается из стека. Говорят, что стек реализует принцип обслуживания LIFO (last in — first out, последним пришел — первым ушел). Стек проще всего представить себе как закрытую с одного конца узкую трубу, в которую бросают мячи. Достать первый брошенный мяч можно только после того, как вынуты все остальные. Стеки широко применяются в системном программном обеспечении, компиляторах, в различных рекурсивных алгоритмах.
Ниже приведена программа, которая формирует стек из пяти целых чисел (1,2,3,4,5) и выводит его на экран. Функция помещения в стек по традиции называется push, а выборки – pop. Указатель для работы со стеком (top) всегда ссылается на его вершину.
#include <iostream.h>
struct Node{
int d;
Node *p;
};
Node * first(int d);
void push(Node **top, int d);
int pop(Node **top);
//-------------------------------------
int main(){
Node *top = first(1);
for (int i = 2; i<6; i++)push(&top, i);
while (top)
cout « pop(&top) « ' ';
return 0;
}
//-------------------------------------
// Начальное формирование стека
Node * first(int d){
Node *pv = new Node;
pv->d = d;
pv->p = 0;
return pv;
}
//-------------------------------------
// Занесение в стек
void push(Node **top, int d){
Node *pv = new Node;
pv->d = d;
pv->p = *top;
*top = pv;
}
//-------------------------------------
// Выборка из стека
int pop (Node *tор){
int temp = (*top)->d;
Node *pv = tор;
tор = (*top)->p;
delete pv;
return temp;
}
Результат работы программы:
5 4 3 2 1
Очередь — это частный случай однонаправленного списка, добавление элементов в который выполняется в один конец, а выборка — из другого конца. Другие операции с очередью не определены. При выборке элемент исключается из очереди. Говорят, что очередь реализует принцип обслуживания FIFO (first in — first out, первым пришел — первым ушел). Очередь проще всего представить себе, постояв в ней час-другой. В программировании очереди применяются, например при моделировании, диспетчеризации задач операционной системой, буферизованном вводе/выводе.
Ниже приведена программа, которая формирует очередь из пяти целых чисел и выводит ее на экран. Функция помещения в конец очереди называется add, а выборки — del. Указатель на начало очереди называется pbeg, указатель на конец — pend.
#include <iostream.h>
struct Node{
int d;
Node *p;
};
Node * first(int d);
void add(Node **pend, int d);
int del(Node **pbeg);
// ---------------------------------------
int main(){
Node *pbeg = first(1);
Node *pend = pbeg;
for (int i = 2; i<6; i++) add(&pend; i);
while (pbeg)
cout « del(&pbeg) « ' ';
return 0;
}
// --------------------------------------
// Начальное формирование очереди
Node * first(int d){
Node *pv = new Node;
pv->d = d;
pv->p = 0;
return pv;
}
//---------------------------------------
/ / Добавление в конец
void add(Node **pend, int d)(
Node *pv = new Node;
pv->d = d;
pv->p = 0;
(*pend)->p = pv;
*pend = pv;
}
//---------------------------------------
// Выборка
int del(Node **pbeg){
int temp = (*pbeg)->d;
Node *pv = *pbeg;
*pbeg = (*pbeg)->p;
delete pv;
return temp;
}
Результат работы программы:
12 3 4 5