Дружественная функция
Дружественные функции и классы
Статические методы
Статические методы предназначены для обращения к статическим полям класса. Они могут обращаться непосредственно только к статическим полям и вызывать только другие статические методы класса, потому что им не передается скрытый указатель this. Обращение к статическим методам производится так же, как к статическим полям – либо через имя класса, либо, если хотя бы один объект класса уже создан, через имя объекта.
class A{
static int count; // Поле count -- скрытое
public:
static void inc_count(){ count++; }
...
};
...
int A::count; // Определение в глобальной области
void f(){
A a;
// a.count++ -- нельзя, поле count скрытое
// Изменение поля с помощью статического метода:
a.inc_count(); // или A::inc_count();
}
Статические методы не могут быть константными (const) и виртуальными (virtual).
Иногда желательно иметь непосредственный доступ извне к скрытым полям класса, то есть расширить интерфейс класса. Для этого служат дружественные функции и дружественные классы.
Дружественные функции применяются для доступа к скрытым полям класса и представляют собой альтернативу методам. Метод, как правило, описывает свойство объекта, а в виде дружественных функций оформляются действия, не являющиеся свойствами класса, но концептуально входящие в его интерфейс и нуждающиеся в доступе к его скрытым полям, например, переопределенные операции вывода объектов.
Ниже перечислены правила описания и особенности дружественных функций.
· Дружественная функция объявляется внутри класса, к элементам которого ей нужен доступ, с ключевым словом friend. В качестве параметра ей должен передаваться объект или ссылка на объект класса, поскольку указатель this ей не передается.
· Дружественная функция может быть обычной функцией или методом другого ранее определенного класса. На нее не распространяется действие спецификаторов доступа, место размещения ее объявления в классе безразлично.
· Одна функция может быть дружественной сразу нескольким классами.
В качестве примера ниже приведено описание двух функций, дружественных классу А. Функция F является методом класса В, а функция G не принадлежит ни одному классу. Обеим функциям в качестве параметра передается ссылка на объект класса А.
class А; // Предварительное объявление класса
class В{
public:
void F(A a);
...
};
class A{
...
friend int G(A a);
friend void B::F(A a);
// Класс B должен быть определен ранее
};
int G(A a){…}
void B::F (A a){…}
Использования дружественных функций нужно по возможности избегать, поскольку они нарушают принцип инкапсуляции и, таким образом, затрудняют отладку и модификацию программы.
Дружественный класс
Если все методы какого-либо класса должны иметь доступ к скрытым полям другого, весь класс объявляется дружественным с помощью ключевого слова friend. В приведенном ниже примере класс B объявляется дружественным классу A:
class A{
...
friend class B;
}
class B{
...
void f1();
void f2();
}
Функции f1 и f2 являются дружественными по отношению к классу A (хотя и описаны без ключевого слова friend) и имеют доступ ко всем его полям. Объявление friend не является спецификатором доступа и не наследуется.