Автоматизированные рабочие места (АРМ)
Содержание
В своей деятельности пользователи (экономисты, бухгалтера, управленцы и т.д.) могут применять как отдельные информационные технологии, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс.
Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника, лица, принимающего решение, реализуется на основе автоматизированных рабочих мест.
С появлением ПЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочем месте сотрудника и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста.
Персональный компьютер, оснащенный совокупностью профессионально ориентированных информационных технологий и размещенный непосредствен-но, на рабочем месте, стали называть автоматизированным рабочим местом (АРМ), назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений.
Автоматизированное рабочее место содержит в себе целиком функциональную информационную технологию или ее часть. Какая именно часть закрепляется за тем или иным АРМ, определяется, прежде всего, декомпозицией целей в структуре управления объектом,
Автоматизированное рабочее место позволяет повысить результативность управленческого труда, осуществить переход на безбумажную технологию и обеспечить простой доступ к информации.
Типовое АРМ, как правило, снабжено ПК, развитой системой периферийного оборудования, устройствами для подключения к локальным вычислительным сетям, которые в свою очередь обеспечивают выход на специализированные базы данных, сети передачи Данных, включая спутниковую связь, электронную почту
С помощью современного АРМ можно автоматически обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения участвовать в телесовещаниях, систематизировать личные архивы документов на машиночитаемых носителях, осуществлять необходимые расчеты и получать готовые результаты в табличной или графической форме, вести рабочие записи и т.д. Сочетание АРМ с другими средствами автоматизации, такими, как передача документации через факсимильное оборудование, "автосекретарь", записывающий все телефонные сообщения, телефонные аппараты с памятью, различного рода сервисные устройства значительно повышают производительность управленческого труда.
Поддержка принятия решения носит всегда целевой характер и может отражаться в виде:
- совокупности сведений, которые позволяют оценить пользователю сложившуюся ситуацию и выработать решения;
- подготовки возможных решений, одно из которых будет принято управленческим работником;
- оценки изменения состояния объекта управления при принятии того или иного решения, т.е. ответа на вопрос: "Что будет, если?".
Следует оговориться, что в большинстве случаев в АРМ реализована лишь первая возможность - подготовка информации для анализа ситуации, на основе которой сотрудник мог бы осуществить такой анализ и далее выработать управленческое решение.
Подготовка решений без прямого участия сотрудника возможна лишь в экспертной системе.
Каждое АРМ разрабатывается применительно к конкретным функциональным возможностям того или иного сотрудника, например АРМ руководителя, АРМ управленческого работника среднего и оперативного звена. В соответствии с принципами избирательного распределения информации эти лица нуждаются в разной информационной поддержке.
Руководителю требуется обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны средства анализа и планирования различных сфер деятельности предприятия. К этим средствам можно отнести экономико-математические, статистические методы, методы моделирования, анализа различных сфер деятельности предприятия, прогнозирования. Из обеспечивающих технологий необходимы: табличные, графические, текстовые процессоры, электронная почта, СУБД.
АРМ управляющих среднего и оперативного уровня используются для принятия решений и реализации профессиональной деятельности в конкретной предметной области: АРМ бухгалтера, кладовщика, банковского работника, работника страховой компании и т.д.
Например, АРМ эксперта в патентном ведомстве включает дисплей с высоким разрешением для представления сложных схем и чертежей, систему обработки текстов, возможность обращения к базе данных заявок и связь посредством электронной почты с другими экспертами. Эксперту в процессе исследования заявок приходится обращаться к базам данных большого объема. Можно вывести на экран дисплея полные тексты статей, патентов, фрагментов энциклопедий вместе с чертежами, графиками, фотографиями. При необходимости можно сделать копию интересующего документа.
Рядом особенностей обладает АРМ конструктора. Центральными устройствами здесь являются дисплей и графопостроитель. АРМ конструктора связано локальной сетью с производственными центрами. Это позволяет организовать безбумажный процесс конструирования и производства.
АРМ бухгалтера предназначено для ведения бухгалтерских проводок, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов.
АРМ "Платежные документы" предназначено для формирования, печати и хранения платежных документов для банка.
АРМ "Учет труда и заработной платы" используется для автоматизации труда бухгалтера по расчетам с рабочими и служащими.